Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего Малахай Г.А.,
при секретаре судебного заседания Масюке М.А.,
с участием прокурора " Ф.И.О. "8
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Краснодарского края " Ф.И.О. "3 об оспаривании нормативного правового акта,
установил:
заместитель прокурора Краснодарского края " Ф.И.О. "3, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании противоречащим законодательству Российской Федерации и не действующим пп. 8.2.1 Правил благоустройства и содержания территории Сенного сельского поселения " ... ", утверждённых Решением Совета Сенного сельского поселения от " ... " " ... " (в редакции решения Совета от " ... " " ... "), в части возложения на физических и юридических лиц обязанностей по своевременной и качественной очистке и уборке территорий, прилегающих к принадлежащим им на праве собственности или ином вещном праве земельных участках, с момента вступления решения в законную силу.
Также просил признать противоречащим законодательству Российской Федерации и не действующим абзац 2 пп. 8.4.1.1 Правил благоустройства и содержания территории Сенного сельского поселения " ... ", утверждённых Решением Совета Сенного сельского поселения от " ... " " ... ", в части возложения на физических и юридических лиц обязанности по осуществлению организации содержания элементов благоустройства, расположенных на прилегающих территориях, с момента вступления решения в законную силу.
Признать противоречащим законодательству Российской Федерации и не действующим пп. 8.5.2 Правил благоустройства и содержания территории Сенного сельского поселения " ... ", утверждённых Решением Совета Сенного сельского поселения от " ... " " ... ", в части возложения на физических и юридических лиц обязанности по обеспечению содержания и сохранности зелёных насаждений, находящихся на прилегающих территориях, с момента вступления решения в законную силу.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Краснодарского края при осуществлении надзора за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления установлено, что решением Совета Сенного сельского поселения " ... " от " ... " " ... " утверждены Правила благоустройства и содержания территории Сенного сельского поселения " ... " (далее - Правила). В соответствии с п. 2 указанного Решения Совета оно обнародовано и размещено на официальном сайте Сенного сельского поселения. Это подтверждено актом " ... " обнародования, составленным главой Сенного сельского поселения " Ф.И.О. "4 и директором МБУК "Сенная ЦКС" " Ф.И.О. "5
Правила устанавливают общие параметры и рекомендуемое сочетание элементов благоустройства для создания безопасной, удобной привлекательной среды территории сельского поселения.
" ... " " ... " на решение принесен протест в порядке ст.ст. 22, 23 Федерального закона от " ... " " ... " "О прокуратуре Российской Федерации".
Согласно ответу от " ... " председателя Совета Сенного сельского поселения по результатам рассмотрения протеста представительным органом поселения " ... " принято решение " ... " "О внесении изменений в решение Совета Сенного сельского поселения " ... " от " ... " " ... " "Об утверждении Правил благоустройства и содержания территории Сенного сельского поселения " ... "". В результате пп. 8.2.1 Правил изложен в редакции, соответствующей Методическим рекомендациям по разработке норм и правил по благоустройству территории муниципальных образований, утверждённых Приказом от " ... " " ... " департамента жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края. В связи с этим Совет полагает понуждение к уборке прилегающих территорий собственников земельных участков правомерным.
Обнародование решения Совета от " ... " подтверждено актом " ... " обнародования, составленным главой Сенного сельского поселения " Ф.И.О. "6. и директором МБУК "Сенная ЦКС" " Ф.И.О. "7
Тем не менее, подпункты 8.2.1, 8.5.2 и абзац 2 подпункта 8.4.1.1 Правил в части возложения на физических и юридических лиц обязанностей своевременной и качественной очистки и уборки территорий, прилегающих к принадлежащим им на праве собственности или ином вещном праве земельных участках, осуществления организации содержания элементов благоустройства, расположенных на прилегающих территориях, обеспечения содержания и сохранности зелёных насаждений, находящихся на прилегающих территориях, противоречат Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от " ... " N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В ходе судебного разбирательства прокурор " Ф.И.О. "8 на удовлетворении исковых требований настаивала.
Согласно ч. 5 ст. 213 КАС РФ представитель Совета Сенного сельского поселения " ... " в зал судебного заседания не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.
Неявка в судебное заседание лица, обратившегося в суд, прокурора, который участвует в судебном разбирательстве в целях дачи заключения по административному делу, а также неявка представителей органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если явка таких лиц не была признана судом обязательной.
Поскольку явка представителя Совета Сенного сельского поселения " ... " не была признана обязательной, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав прокурора, проверив доводы искового заявления, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Как следует из материалов дела, решением Совета Сенного сельского поселения " ... " от " ... " " ... " утверждены Правила благоустройства и содержания территории Сенного сельского поселения " ... " (далее - Правила). В соответствии с п. 2 указанного Решения Совета оно обнародовано и размещено на официальном сайте Сенного сельского поселения. Это подтверждено актом " ... " обнародования, составленным главой Сенного сельского поселения " Ф.И.О. "4 и директором МБУК "Сенная ЦКС" " Ф.И.О. "5
Правила устанавливали общие параметры и рекомендуемое сочетание элементов благоустройства для создания безопасной, удобной привлекательной среды территории сельского поселения.
" ... " " ... " на решение принесен протест в порядке ст.ст. 22, 23 Федерального закона от " ... " " ... " "О прокуратуре Российской Федерации".
Согласно ответу председателя Совета Сенного сельского поселения от " ... " по результатам рассмотрения протеста представительным органом поселения " ... " принято решение " ... " "О внесении изменений в решение Совета Сенного сельского поселения " ... " от " ... " " ... " "Об утверждении Правил благоустройства и содержания территории Сенного сельского поселения " ... "". В результате пп. 8.2.1 Правил изложен в редакции, соответствующей Методическим рекомендациям по разработке норм и правил по благоустройству территории муниципальных образований, утверждённых Приказом от " ... " " ... " департамента жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края. В связи с этим Совет полагает понуждение к уборке прилегающих территорий собственников земельных участков правомерным.
Обнародование решения Совета от " ... " подтверждено актом " ... " обнародования, составленным главой Сенного сельского поселения " Ф.И.О. "6. и директором МБУК "Сенная ЦКС" " Ф.И.О. "7
Тем не менее, подпункты 8.2.1, 8.5.2 и абзац 2 подпункта 8.4.1.1 Правил в части возложения на физических и юридических лиц обязанностей своевременной и качественной очистки и уборки территорий, прилегающих к принадлежащим им на праве собственности или ином вещном праве земельных участках, осуществления организации содержания элементов благоустройства, расположенных на прилегающих территориях, обеспечения содержания и сохранности зелёных насаждений, находящихся на прилегающих территориях, противоречат Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от " ... " N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В силу п. 19 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от " ... " N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч.ч. 1, 4 ст. 7 Федерального закона от " ... " N 131-ФЗ).
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Правом на использование земельных участков в соответствии со ст.ст. 40, 41 Земельного кодекса РФ наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков. На этих лиц в силу ст. 42 Земельного кодекса РФ возложена обязанность по соблюдению при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, а также недопущению загрязнения и захламления.
Из системного толкования изложенных норм следует, что возложение на собственников, владельцев, пользователей земельных участков обязанности по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам, может быть осуществлено либо на основании федерального закона либо на основании договора.
Согласно пп. 8.2.1 Правил физические и юридические лица, независимо от организационно-правовых форм, обязаны обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участках и прилегающих к ним территорий в соответствии с действующим законодательством, разделом 8 данных Правил и утверждённым порядком сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления.
В соответствии с абзацем 2 пп. 8.4.1.1 Правил физические и юридические лица должны осуществлять организацию содержания элементов благоустройства, расположенных на прилегающих территориях. Как следует из пп. 1.4 Правил к элементам благоустройства относятся малые архитектурные формы (фонтаны, беседки, теневые навесы, подпорные стенки, лестницы и т.п.). коммунальное оборудование (устройство для уличного освещения, урны и контейнеры для мусора, телефонные будки и т.п.), произведения монументально-декоративного искусства (скульптуры, памятники и т.п.), знаки адресации, памятные и информационные доски, знаки охраны памятников истории, культуры и зон особо охраняемых территорий, элементы озеленения и ландшафтной организации территории, элементы праздничного оформления.
Подпунктом 8.5.2 Правил физические и юридические лица, в собственности или в пользовании которых находятся земельные участки, обязаны обеспечивать содержание и сохранность зелёных насаждений, находящихся на этих участках, а также на прилегающих территориях.
Порядок участия собственников объекта недвижимости в благоустройстве прилегающих территорий должен соответствовать нормам законодательства Российской Федерации. Однако оспариваемыми пунктами Правил установлен порядок участия (обязанности по уборке, очистке территории, по организации содержания элементов благоустройства, по обеспечению содержания и сохранности зелёных насаждений) лиц, не являющихся собственниками или пользователями земельных участков, в их содержании и благоустройстве.
Вместе с тем, закрепление таких обязанностей муниципальным правовым актом противоречит требованиям федерального законодательства, существенно нарушает права указанных лиц, круг которых не определен, поэтому оспариваемые положения не могут быть признаны законными.
Кроме того, оспариваемые положения правил не соответствуют требованиям определенности, ясности законодательного регулирования. Неопределенность содержания законодательного регулирования допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к нарушению принципов равенства и верховенства закона.
Таким образом, возложение представительным органом местного самоуправления на физических и юридических лиц - собственников земельных участков, бремени содержания прилегающей территории, не являющейся собственностью данных субъектов и не находящейся в их пользовании, не соответствует положениям Федерального закона от " ... " N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Гражданского и Земельного кодексов РФ. Органы местного самоуправления перекладывают исполнение возложенных на них вопросов местного значения на неуполномоченные субъекты, что недопустимо.
Ссылка председателя Совета Сенного сельского поселения на Методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территории муниципальных образований, утвержденные Приказом от " ... " " ... " департамента жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, в соответствии с которым приняты оспариваемые Правила, несостоятельна.
Как следует из указанного Приказа, он принят во исполнение Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от " ... " " ... " "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований". Однако апелляционным определением апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от " ... " N АПЛ15-557 удовлетворена апелляционная жалоба Министерства юстиции Российской Федерации, отменено решение Верховного Суда Российской Федерации от " ... " и принято новое решение о признании не действующими со дня вынесения данного апелляционного определения Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от " ... " " ... " в редакции Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от " ... " " ... "/пр.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Краснодарского края " Ф.И.О. "3 в полном объеме.
Руководствуясь статьями 20, 208-216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление заместителя прокурора Краснодарского края " Ф.И.О. "3 об оспаривании нормативного правового акта удовлетворить.
Признать противоречащим законодательству Российской Федерации и недействующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу пп. 8.2.1 Правил благоустройства и содержания территории Сенного сельского поселения " ... ", утвержденных Решением Совета Сенного сельского поселения от " ... " " ... " (в редакции решения Совета от " ... " " ... "), в части возложения на физических и юридических лиц обязанности по своевременной и качественной очистке и уборке территорий, прилегающих к принадлежащим им на праве собственности или ином вещном праве земельным участкам.
Признать противоречащим законодательству Российской Федерации и недействующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу абзац 2 пп. 8.4.1.1 Правил благоустройства и содержания территории Сенного сельского поселения " ... ", утвержденных Решением Совета Сенного сельского поселения от " ... " " ... ", в части возложения на физических и юридических лиц обязанности по осуществлению организации содержания элементов благоустройства, расположенных на прилегающих территориях.
Признать противоречащим законодательству Российской Федерации и недействующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу пп. 8.5.2 Правил благоустройства и содержания территории Сенного сельского поселения " ... ", утвержденных Решением Совета Сенного сельского поселения от " ... " " ... ", в части возложения на физических и юридических лиц обязанности по обеспечению содержания и сохранности зелёных насаждений, находящихся на прилегающих территориях, с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено " ... ".
Судья Краснодарского краевого суда Г.А. Малахай
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.