СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Смирновой Н.И., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрев в судебном заседании 01 декабря 2016 года дело по апелляционной жалобе ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 07 октября 2016 года, по которому:
признано незаконным решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно - исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 4 мая 2016 года об отказе Калинину С.А. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения;
возложена обязанность на комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно - исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения поставить Калинина С.А. с составом семьи три человека на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 5 марта 2014 года.
В иске Калинину С.А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Коми об обязании поставить на учет на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и предоставление единовременной социальной выплаты, отказано.
В иске Калинину С.А. к Федеральной службе исполнения наказаний России о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, отказано.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения представителя истца Кирилюка В.Ю., представителя ФСИН России и ГУФСИН России по РК по доверенности Мартыновой Л.М., судебная коллегия
установила:
Калинин С.А. обратился в суд с иском к УФСИН России по РК, ФСИН России, с учетом уточнений просил признать незаконным и отменить решение ФСИН России от 04.05.2016 об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязать ФСИН России поставить с составом семьи 3 человека на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 05.03.2014 и обязать ответчиков предоставить единовременную социальную выплату.
Ответчиками иск не признан.
Судом принято приведенное выше решение, об отмене которого в части удовлетворенных исковых требований просит в апелляционной жалобе ФСИН России и УФСИН России по РК.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность оспариваемого судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены правильного по существу решения суда не находит.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение.
01 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирующий отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 указанного Закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил и частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
При этом Правила предоставления единовременной социальной выплаты определяют, что сотрудник и совместно проживающие с ним члены его семьи могут иметь постоянную регистрацию, отличную от места проживания либо вообще не иметь таковой.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Калинин С.А проходит службу в органах системы исполнения уголовных наказаний, общая продолжительность его службы составляет более 17 лет.
23 октября 2013 года Калинин С.А. обратился с рапортом в территориальную подкомиссию ГУФСИН России по РК о постановке его на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным Законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Выпиской из протокола N 4 от 23.12.2013 заседания Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно- исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения истцу было отказано в связи с предоставлением неполного пакета документов, предусмотренных п. 5 Правил предоставления ЕСВ и Федеральным Законом N 283-ФЗ.
05 марта 2014 года Калинин С.А. повторно предоставил в территориальную комиссию ГУФСИН России по РК документы на получение социальной выплаты, которые были направлены в Комиссию ФСИН России.
Выпиской из протокола N 30 от 04.05.2016 заседания комиссии ФСИН России в постановке на учет истцу отказано в связи с обеспеченностью площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м.
Установлено, что Калинин С.А. имеет ... долю ( ... кв.м.) в праве собственности на кв. "Адрес обезличен" общей площадью ... кв.м.
При этом истец, его супруга (Калинина Д.А.) и несовершеннолетняя дочь (Калинина А.С., "Дата обезличена" г.р.) зарегистрированы в доме "Адрес обезличен", который актом обследования межведомственной комиссии от 02.10.2013г. и Постановлением Главы администрации МО СП "Глотово" от 20.10.2013г. признан аварийным и выведен из состава жилого фонда.
Оценив представленные доказательства и установив обеспеченность истца и членов его семьи жилой площадью менее 15 кв.м. на каждого, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требования Калинина С.А. в части признания незаконным решения комиссии ФСИН России об отказе в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения с даты повторного обращения - 05.03.2014г. При этом суд, при определении обеспеченности истца и членов его семьи общей площадью жилого помещения, исходил исключительно из принадлежащей истцу на праве собственности ... доли в кв. "Адрес обезличен", поскольку жилой дом, в котором имеют регистрацию истец и члены его семьи признан аварийным и непригодным для постоянного проживания.
Вывод суда мотивирован, подтвержден доказательствами, имеющимися в материалах дела и приведенными в решении суда. Оснований для признания выводов суда первой инстанции неправильными, судебной коллегией не установлено.
Довод ответчиков об ухудшении Калининым С.А. жилищных условий путем снятия с регистрационного учета по адресу: "Адрес обезличен", является несостоятельным.
Согласно ч. 8 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:
с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);
с обменом жилыми помещениями;
с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
с выделением доли собственниками жилых помещений;
с отчуждением жилых помещений или их частей.
Положениями пункта 12 Правил также предусмотрено, что сотрудник, который для приобретения права состоять на учете для получения единовременной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, в том числе связанные с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга, несовершеннолетних детей), обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, повлекшим его выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения меньшей площади, а также связанные с выделением доли собственниками жилых помещений, отчуждением жилых помещений или их частей, принимается на учет для получения единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет с даты совершения указанных действий.
Исходя из системного анализа приведенных выше правовых норм следует, что ограничения в постановке сотрудников на учет для получения единовременной выплаты, должны считаться допустимыми лишь в том случае, если сотрудниками совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны государства в обеспечении их другим жильем.
Действительно, в период с 01.06.2006г. по 10.08.2009г. Калинин С.А. был зарегистрирован в жилом помещении по адресу: "Адрес обезличен" общей площадью ... кв.м. Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 22.12.2003г. указанная квартира принадлежала на праве собственности Калинину И.А. (брат), Калининой А.А. (сестра), Калининой Л.В. (мать) по ... доли в праве за каждым. Согласно договору купли-продажи от 24.10.2013г. указанное жилое помещение продано.
При таких обстоятельствах, снятие истца с регистрационного учета по указанному адресу 10 августа 2009 года и регистрация 13 августа 2009 года в жилой дом, где были зарегистрированы его супруга и дочь, не могут свидетельствовать о совершении Калининым С.А. умышленных действий, направленных на ухудшение жилищных условий, с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты.
Иных оснований для отказа истцу в постановке на учет для получения единовременной выплаты на приобретение жилого помещения, комиссией ФСИН России не установлено.
В целом доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания для отмены решения суда, так как направлены к иному, неправильному толкованию действующего законодательства и, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 07 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФСИН России и УФСИН России по Республике Коми - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.