СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Смирновой Н.И., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрев в судебном заседании 12 декабря 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Жолобова К.Ю., Шоличевой Л.Д. на решение Воркутинского городского суда от 17 октября 2016 года, которым
в удовлетворении исковых требований Жолобова К.Ю. к администрации муниципального образования городского округа "Воркута" об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма равноценное занимаемому, отказано.
Заслушав доклад судьи Кореневой И.В., объяснения представителя Жолобова К.Ю. Шоличевой Л.Д., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Жолобов К.Ю. обратился в суд с иском к администрации МО ГО "Воркута" об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма равноценное занимаемому. Иск мотивирован тем, что истец вместе с семьей проживает по договору социального найма в "Адрес обезличен", которая признана непригодной для проживания.
Стороны участия в судебном заседании не приняли.
Судом постановленовышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель истца просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, вынесенное без учета обстоятельств дела. По мнению заявителя, судом необоснованно, при определении нуждаемости истца в жилом помещении, принято во внимание наличие в собственности Жолобовой О.Ю. жилого помещения, поскольку последняя членом семьи истца не является.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия оснований для её удовлетворения не находит.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что Жолобов К.Ю. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: "Адрес обезличен", что подтверждается договором социального найма N п-1506 от 26 мая 2010 года. Совместно с Жолобовым К.Ю. в указанной квартире зарегистрирована Жолобова О.Ю.
07 ноября 2014 года межведомственной комиссией администрации МО ГО "Воркута" произведено обследование жилого помещения, расположенного по адресу: "Адрес обезличен", в результате которого выявлено во всех помещениях наличие следов течей на штукатурном слое и обоях, трещины на наружных и внутренних стенах, отслоение обоев, в санузле наблюдаются темные пятна на стенах и потолке, оконные блоки нуждаются в замене, внутренне санитарно-техническое оборудование нуждается в капитальном ремонте, о чем составлен акт обследования жилого помещения.
Межведомственной комиссией указано на нецелесообразность проведения капитального ремонта, в связи с малой заселенностью дома. Жилое помещение "Номер обезличен" признано непригодным для проживания.
Согласно заключению Межведомственной комиссии по оценке жилых домов и жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Воркуты от "Дата обезличена" "Номер обезличен" жилое помещение, расположенного по адресу: "Адрес обезличен" отнесено к категории непригодных.
Постановлением и.о. руководителя администрации городского округа "Воркута" "Номер обезличен" от 27 июня 2016г. внесены изменения в постановление администрации МОГО "Воркута" от 15 июля 2008г. "Номер обезличен" "Об утверждении адресной программы переселения граждан из домов аварийных и непригодных для проживания" раздел II "Жилые дома, признанные непригодными для проживания", согласно которым постановлен срок переселения жильцов квартиры по адресу "Адрес обезличен" продлен до декабря 2020г.
Конституция РФ, закрепляя в ст.40 право каждого на жилище, возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (ч.2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Реализуя полномочия по определению категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем, федеральный законодатель в Жилищном кодексе РФ, вступившем в силу 01.03.2005, предусмотрел институт социального найма жилых помещений.
По общему правилу, установленному статьей 49 Жилищного кодекса РФ, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина из числа малоимущих нуждающимся в жилом помещении.
В силу ч.2 ст.49 Жилищного кодекса РФ малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно ч.1 ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет.
Между тем, для отдельных категорий граждан, в частности для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ).
Реализация права на предоставление жилого помещения на условиях социального найма в указанных случаях не зависит от того, находится ли жилое помещение, занимаемое гражданами, у них в собственности, либо предоставлено им по договору найма, что неоднократно отмечалось Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ в различных постановлениях (например, определение Верховного Суда РФ от 27.10.2009 N 44-В09-41, определения Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 N 376-О-П, от 19.10.2010 N 1328-О-О, от 26.05.2011 N 643-О-О).
При этом предоставление жилых помещений во внеочередном порядке осуществляется при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса РФ).
Положениями п.п.1, 3 ч.1 ст.85 и ст.86, 87 Жилищного кодекса РФ предусмотрено предоставление благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, при выселении граждан из жилых помещений, занимаемых по договору социального найма, в случаях, если дом, в котором находится это жилое помещение, подлежит сносу и органом государственной власти или органом местного самоуправления принято решение о сносе дома; жилое помещение признано непригодным для проживания.
Однако данный порядок предусмотрен в отношении граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма. В отношении собственников жилых помещений в ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен иной порядок защиты их жилищных прав.
Согласно положениям ч.1 и 8 ст.32 Жилищного кодекса РФ и разъяснениям, содержащимся в п.20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения органом местного самоуправления предварительной процедуры как по направлению собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и в случае невыполнения собственниками указанного требования, по последующему принятию решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме.
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Как следует из материалов дела, Жолобов К.Ю. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма не состоит, малоимущим в установленном законом порядке не признан, при указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия полагает, что вывод суда основан на верном применении норм материального права и установленных судом обстоятельствах дела.
То обстоятельство, что Жолобова О.Ю. не является членом семьи истца, проживает по иному адресу, правового значения при предоставлении жилья взамен занимаемого не имеет.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не в полном объеме исследовал материалы дела при разрешении требований, направлены на переоценку собранных по делу доказательств. Необходимые для правильного разрешения спора обстоятельства установлены судами в полном объеме.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, в том числе и те, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено. При таком положении оснований к отмене или изменению решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Воркутинского городского суда от 17 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Жолобова К.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.