Тамбовский областной суд
В составе председательствующего судьи Гурулевой Т.Е.,
при секретаре Орловой А.Д.,
с участием представителя административного истца по доверенности Колесниковой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ПАО "МОСТОТРЕСТ" к администрации Тамбовской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области, Управлению Росреестра по Тамбовской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "МОСТОТРЕСТ" обратилось в Тамбовский областной суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, указав в обоснование своих требований, что обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером *** площадью *** кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под базу, расположенный по адресу: *** от 28.11.2014 г. N 1498 была установлена государственная кадастровая стоимость вышеназванного земельного участка в размере *** руб. по состоянию на 01 января 2014 г. По мнению административного истца, государственная кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, которая была определена оценщиком ООО "Ассоциация независимой оценки" по состоянию на 01 января 2014 года в размере *** руб.
В административном исковом заявлении ПАО "МОСТОТРЕСТ" просит установить кадастровую стоимость принадлежащего ему земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2014 г. в размере, определенном независимым оценщиком.
Определением от 14 июля 2016 года изменен процессуальный статус Управления Росреестра по Тамбовской области с заинтересованного лица на административного ответчика, а также к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Тамбовской области.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Колесникова И.В. административные исковые требования уточнила, просила установить кадастровую стоимость принадлежащего ПАО "МОСТОТРЕСТ" земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2014 г. в размере, определенном в заключении судебного эксперта N55кас-15 в размере *** руб ... Административные исковые требования с учетом уточнения поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о дате и времени судебного заседания должным образом.
С учетом положений ч.4 ст.247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
В письменном отзыве от 12 июля 2016 года представитель административного ответчика администрации Тамбовской области указал на недостатки отчета, считает его ненадлежащим доказательством, считает, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.
В своих письменных отзывах административные ответчики Управление Росреестра по Тамбовской области и филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области, не оспаривая право административного истца на предъявление настоящего административного иска и определенные оценщиком размеры рыночной стоимости земельных участков, указали о том, что не осуществляли государственную кадастровую оценку, в связи с чем, считают себя ненадлежащими ответчиками по делу и возражают против предъявленных к ним требованиям по процессуальным основаниям.
Выслушав объяснения представителя административного истца и исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" юридическое лицо вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты его права и обязанности.
Из материалов дела следует, что ПАО "МОСТОТРЕСТ" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером *** площадью *** кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под базу, расположенный по адресу: ***
Факт соблюдения досудебного порядка урегулирования спора подтверждается копией решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тамбовской области от 29 января 2016 года N 582.
Из пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ следует, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно п.1 ст.388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии со ст.390 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Административный истец является собственником земельного участка, на которого в силу вышеуказанных норм права возложена обязанность уплачивать земельный налог. Размер земельного налога зависит от размера кадастровой стоимости земельного участка, следовательно, результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают права и обязанности административного истца, а значит, административный истец вправе обратиться в суд с настоящим административным иском.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ).
На основании части 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ) при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (статья 24.15 вышеназванного Закона).
Вышеуказанный земельный участок вошел в перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Тамбовской области, чья кадастровая стоимость утверждена Постановлением Администрации Тамбовской области от 28 ноября 2014 года N 1498 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Тамбовской области" по состоянию на 01 января 2014 года.
В соответствии с вышеуказанным постановлением администрации Тамбовской области от 28.11.2014 года N 1498 государственная кадастровая стоимость земельных участков административных истцов определена по состоянию на 01 января 2014 года в размере *** руб.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются копией свидетельства о государственной регистрации права, кадастровой справкой, никем не оспариваются.
В обоснование своих доводов о завышении установленной кадастровой стоимости земельных участков административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка N о1-01/з-06-15 от 25 ноября 2015 г., составленный оценщиком ООО "Ассоциация независимой оценки" Кисловым Ю.В. - членом НП СРО "Межрегиональный союз оценщиков" на данный отчет, согласно которым рыночная стоимость земельного участка административного истца составляет по состоянию на 01 января 2014 г. *** руб.
В связи с наличием недостатков отчета по ходатайству административного истца определением суда от 28 июля 2016 года по делу была назначена судебная экспертиза.
Согласно заключению эксперта ООО "Лингва" Грибанова Д.А. N55-16/э от 12 сентября 2016 года, рыночная стоимость земельного участка административного истца составляет по состоянию 01 января 2014 года *** руб.
В судебном заседании 10 октября 2016 г. заключение эксперта "Лингва" Грибанова Д.А. N55-16/э от 12 сентября 2016 года и отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка N о1-01/з-06-15 от 25 ноября 2015 г., составленный оценщиком ООО "Ассоциация независимой оценки" Кисловым Ю.В. признаны судом недопустимыми доказательствами.
17 октября 2016 года по административному делу назначена повторная экспертиза.
Согласно заключению эксперта ООО "Тамбов-Альянс" Полтораченко П.П. N55кас-16 от 28 ноября 2016 года, рыночная стоимость земельного участка административного истца составляет по состоянию 01 января 2014 года *** руб.
Оснований не доверять представленному заключению экспертизы у суда не имеется, поскольку оно является допустимым по делу доказательством, эксперт, являющийся специалистом в области оценочной деятельности и имеющий длительный стаж оценочной и экспертной работы, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
При проведении экспертизы эксперт руководствовался, в том числе нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральных стандартов оценки.
Экспертное заключение содержит всю необходимую информацию, идентифицирующую объекты оценки, их количественные и качественные характеристики.
В экспертном заключении имеются ссылки на источники информации, используемой при проведении оценки, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки.
Экспертом при определении рыночной стоимости земельных участков применялся сравнительный подход, метод сравнения продаж, выбор которого обоснован в соответствии с требованиями законодательства об оценочной деятельности.
При этом экспертом учтены выявленные при составлении оценщиком отчета нарушения и подобраны объекты-аналоги, основные характеристики которых (местоположение, цена, имущественные права и правовой режим земельного участка) подтверждены и которые сопоставимы с объектами оценки.
По основным ценообразующим параметрам для объектов-аналогов произведены корректировки, учитывающие характер и степень отличия каждого аналога от объекта оценки, в экспертном заключении имеются описание и расчет корректировок.
Выводы эксперта содержат информацию, необходимую для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Возражений и допустимых доказательств, опровергающих выводы эксперта, суду не представлено. Правом ходатайствовать о назначении дополнительной или повторной судебной экспертизы участвующие в деле лица не воспользовались.
В пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств, вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
К числу таких доказательств в силу положений главы 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации относится и заключение судебной экспертизы по делу.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что обоснованность требований административного истца, уточнившего размер рыночной стоимости участка, который просит установить в качестве кадастровой стоимости согласно заключению эксперта, нашла подтверждение в ходе судебного разбирательства, административный иск подлежит удовлетворению.
Доводы Управления Росреестра по Тамбовской области и филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области о том, что они являются ненадлежащими ответчиками по делу, поскольку не имеют никакого отношения к государственной кадастровой оценке земельных участков административного истца, несостоятельны и противоречат положениям ст.24.11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; п. 1 и п. 5 Положения о Росреестре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 г. N 457; п. 1, п. 7 Положения об Управлении Росреестра по Тамбовской области, утвержденного Приказом Росреестра от 28.10.2009 г. N 327; Приказов Росреестра от 11.03.2010 г. N П/93, от 12.05.2015 г. N П/210; п.1, п.12 Устава ФГБУ "ФКП Росреестра", утвержденного приказом Росреестра от 01.09.2011 г. N П/331; подп.11 п.2 ст.7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", согласно которым названные государственные органы осуществляют функции по государственной кадастровой оценке, а соответственно в силу части 4 статьи 38 и части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются надлежащими административными ответчиками по настоящему административному делу наряду с Администрацией Тамбовской области. Возражения администрации Тамбовской области не нашли своего подтверждения в материалах дела.
Согласно частям первой, второй, третьей, пятой, шестой статьи 24.20 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Как следует из материалов дела, административным истцом было подано заявление в Комиссию 11 декабря 2015 г.
Таким образом, следует определить период действия установленной кадастровой стоимости земельного участка с 01.01.2015 г. до внесения в государственный кадастр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки.
В силу статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Учитывая то обстоятельство, что разрешение настоящего дела представляет собой форму реализации административным истцом права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается административными ответчиками, судебные расходы относятся на административного истца и взысканию с административных ответчиков не подлежат.
На основании изложенного,
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ПАО "МОСТОТРЕСТ", поступившее в Тамбовский областной суд 14 июня 2016 года после обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Тамбовской области 11 декабря 2015 г., удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым *** площадью *** кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под базу, расположенный по адресу: ***, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года в размере *** руб.
Период действия установленной кадастровой стоимости земельного участка определить с 01 января 2015 года до внесения в государственный кадастр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тамбовского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.Е.Гурулева
Решение суда в окончательной форме составлено 21 декабря 2016 года.
Судья: Т.Е.Гурулева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.