Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе
судьи - председательствующего Прасол Е.В.,
судей Фроловой Ж.А., Булатова П.Г.
при секретаре судебного заседания Смирновой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 08 декабря 2016 года гражданское дело по исковому заявлению К.С.А. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Курганской области о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат
по апелляционным жалобам Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 5 августа 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования К.С.А. к ФСИН России, УФСИН России по Курганской области о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат - удовлетворить.
Возложить обязанность на Федеральную службу исполнения наказания России, УФСИН России по Курганской области выдать К.С.А. , " ... " г.р., государственный жилищный сертификат - свидетельство о получении социальной выплаты на приобретение жилья с учетом членов семьи".
Заслушав доклад судьи Фроловой Ж.А., объяснения истца К.С.А. , представителя ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Курганской области - ФИО12, представителя третьего лица ФКУ ЛИУ N3 УФСИН России по Курганской области - ФИО13, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
К.С.А. обратилась в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Курганской области (далее - ФСИН России, УФСИН России по Курганской области) о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат.
В обоснование исковых требований указывала, что с " ... " по " ... " проходила службу в уголовно-исполнительной системе. " ... " включена в очередь на получение жилья. Приказом УФСИН России по Курганской области от " ... " уволена со службы на основании п. "е" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации - по сокращению штатов. Она и члены ее семьи - дочь ФИО10, 1995 года рождения и сын ФИО11, 2002 года рождения жилья в собственности не имеют, претендуют на получение государственного жилищного сертификата. В феврале 2014 года обратилась с рапортом о включении в списки и выдаче сертификата для приобретения жилья на территории Курганской области в соответствии с Федеральной целевой программой "Жилище" на 2011-2015 годы в уголовно-исполнительной системе. На основании решения жилищно-бытовой комиссии включена в список на получение государственного жилищного сертификата в 2015 году. До настоящего времени жилищный сертификат ей не выдан, в списках на получение государственного жилищного сертификата на 2016 года она не значится.
Просила суд обязать ФСИН России, УФСИН России по Курганской области выдать ей государственный жилищный сертификат - свидетельство о получении социальной выплаты на приобретение жилья с учетом членов семьи.
В судебном заседании истец К.С.А. исковые требования поддерживала.
Представитель ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Курганской области - ФИО12, действующий на основании доверенностей, против исковых требований возражал, считал их необоснованными. Право истца на получение государственного жилищного сертификата не оспаривал. Ссылался на отсутствие финансирования. Указывал, что государственный жилищный сертификат будет предоставлен К.С.А. в порядке очередности в соответствии с датой постановки на учет нуждающихся в получении жилья.
Представитель третьего лица ФКУ ЛИУ N3 УФСИН России по Курганской области - ФИО13, действующая на основании доверенности, против удовлетворения иска возражала.
Судом постановленоизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФСИН России просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы повторяет доводы, изложенные в суде первой инстанции. Полагает, что, удовлетворяя исковые требования, суд нарушил установленный порядок предоставления жилья. Вынесенное решение ставит истца в привилегированное положение перед остальными участниками программы, возлагая на ответчиков обязанность первоочередного предоставления К.С.А. государственного жилищного сертификата. При принятии решения судом не учтено, что УФСИН России по Курганской области не обладает полномочиями по выдаче государственного жилищного сертификата, а лишь исполняет административные полномочия по вручению указанных сертификатов.
В апелляционной жалобе УФСИН России по Курганской области просит отменить решение суда, принять по делу новое решение. В обоснование своей жалобы приводит доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы ФСИН России.
В возражениях на жалобу истец К.С.А. полагает постановленное решение законным и обоснованным, жалобы - неподлежащими удовлетворению.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Курганской области - ФИО12 доводы жалоб поддержал.
Истец К.С.А. выразила согласие с постановленным решением, против удовлетворения жалоб возражала. Просила возложить на ФСИН России обязанность выдать, а на УФСИН России по Курганской области - обязанность вручить ей государственный жилищный сертификат.
Представитель третьего лица ФКУ ЛИУ N3 УФСИН России по Курганской области - ФИО13 поддержала позицию ответчиков.
Судом апелляционной инстанции к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Е.В.В., включенный в сводный список граждан-участников подпрограммы на 2015 год под номером 3. В судебном заседании Е.В.В. иск К.С.А. поддержал, выразил согласие с тем, что истцу будет выдан государственный жилищный сертификат ранее него. Самостоятельные требования о выдаче сертификата в суд не предъявил.
Рассмотрев дело по правилам производства в суде первой инстанции без особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации), обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с нарушением норм процессуального права - рассмотрением спора в отсутствие третьего лица Е.В.В., не привлеченного к участию в деле (п. 4 ч. 1, п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК Российской Федерации).
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1), малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Разрешение же вопросов, связанных с установлением конкретных форм, источников и порядка предоставления гражданам жилых помещений, относится к прерогативе федерального законодателя и Правительства Российской Федерации.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Правительством Российской Федерации была разработана Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, пунктом 2 которого установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 153 от 21.03.2006 (далее - Правила).
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации N 153 от 21.03.2006 предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно подп. "а" п. 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу указанные сотрудники.
Правовой механизм обеспечения жильем таких граждан закрепляется указанными Правилами, предусматривающими добровольное участие в подпрограмме на условиях, указанных в ней, и закрепляют возможность получения удостоверяемой сертификатом социальной выплаты гражданами, отвечающими требованиям, указанным в п. 5 этих Правил, и изъявившими такое желание (п.п 2 и 6).
Согласно п. 19, 21 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в п. 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме с приложением ряда документов.
По результатам проверки документов принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.
Пунктом 24 Правил предусмотрено, что в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин-участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.
Пунктом 31 Правил полномочия на установление порядка и сроков формирования списков граждан-участников подпрограммы, состоящих на учете в федеральных органах исполнительной власти и изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, Правительство Российской Федерации делегировало федеральным органам исполнительной власти.
В соответствии с п.п. 6, 13, 14, 15 Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам-участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в уголовно-исполнительной системе", утвержденной Приказом ФСИН России от 16.05.2012 N 267 (далее - Инструкция о порядке формирования списков) организация работы по формированию списков граждан-участников подпрограммы осуществляется учреждениями, органами УИС, в которых эти граждане состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья учреждения, органа УИС на основании заявлений граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, формируется список на планируемый год согласно приложению N 2 к Правилам по каждой категории граждан.
По результатам рассмотрения принимается решение о включении (отказе во включении) граждан в сводный список участников подпрограммы по территориальному органу ФСИН России и учреждению, непосредственно подчиненному ФСИН России.
Формирование сводного списка участников осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью, в какой граждане-участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Внесение дополнительно лиц в утвержденные сводные списки участников не допускается.
Из материалов дела следует, что с " ... " К.С.А. проходила службу в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации (послужной список - л.д. 26-29). " ... " уволена приказом начальника УФСИН России по Курганской области от " ... " N по п. "е" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от " ... " N (по сокращению штатов). Выслуга лет на " ... " составила в календарном исчислении 23 года 02 месяца 28 ней, в льготном исчислении 37 лет 01 месяц 26 дней (л.д. 30).
" ... " К.С.А. включена в список сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку жилья для постоянного проживания не имеет (протокол заседания комиссии от " ... ", выписка из протокола от " ... " - л.д. 74, 23).
Решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ ЛИУ N3 УФСИН России по Курганской области от " ... " N К.С.А. признана участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством - "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в уголовно-исполнительной системе и включена в список на получение государственного жилищного сертификата с составом семьи три человека (сын ФИО11, " ... " года рождения, дочь ФИО10, " ... " года рождения) (л.д. 16, 56, 57).
В сформированном УФСИН России по Курганской области сводном списке граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2015 год К.С.А. значится под номером 4 (л.д. 11).
Принятые на себя обязательства по выдаче государственного жилищного сертификата ФСИН России и УФСИН России по Курганской области в установленные сроки не исполнили, сославшись на ограниченное финансирование и выделение в 2015 году только одного жилищного сертификата на имя первого участника в списке. Учетное дело очередника под номером 2 отклонено ФСИН России и направлено в УФСИН России по Курганской области на доработку, в связи с чем К.С.А. в сводном списке граждан-участников названной подпрограммы на 2015 год значится под номером 3, следом за Е.В.В., находящемся в списке под номером 2 (л.д. 9-10).
В настоящее время истец К.С.А. и ее дети: ФИО10 и ФИО11 состоят на регистрационном учете и проживают в трехкомнатной квартире по адресу: "адрес", принадлежащей на праве собственности ФИО16 (л.д. 32, 54). Данное жилое помещение семья истца занимает на основании договора найма (л.д. 50, 51, 52, 53).
Согласно представленным в материалы дела выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от " ... " К.С.А. и ее дети ФИО10 и ФИО11 в собственности жилья не имеют (л.д. 114, 115).
Таким образом, истец полностью отвечает условиям участия в подпрограмме, включена в сводный список граждан-участников подпрограммы и имеет право на получение государственного жилищного сертификата, что не оспаривалось представителем ответчиков в ходе рассмотрения дела.
Между тем сертификат К.С.А. не был выдан. В дальнейшем УФСИН России по Курганской области сформировало сводный список граждан-участников подпрограммы на 2016 год в количестве 7 человек, в который К.С.А. не включена, а ФСИН России в 2016 году выдала два государственных жилищных сертификата на имя ФИО17 и ФИО18 - первого и второго участников сводного списка на 2016 год.
Судебная коллегия соглашается с доводами истца и считает, что действиями ответчиков нарушен порядок предоставления государственных жилищных сертификатов и право К.С.А. на получение сертификата. Данное право может быть восстановлено только путем возложения на ответчиков обязанности выдать истцу государственный жилищный сертификат, при том условии, что включенный в список граждан-участников подпрограммы на 2015 год Е.В.В. не возражал против заявленных К.С.А. требований, самостоятельный иск к ответчикам о выдаче сертификата не предъявил.
При этом доводы ответчиков о том, что выдача гражданам-участникам подпрограммы государственных жилищных сертификатов осуществляется в порядке очередности в соответствии с датой постановки на учет нуждающихся в получении жилья, что удовлетворение иска повлечет нарушение прав и законных интересов иных лиц, ранее вставших на учет и включенных в сводный список, не могут быть приняты во внимание, как не основанные на нормах действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Так, Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации N 153 от 21.03.2006 (в редакции от 05.07.2016), не предусматривают формирование сводных списков граждан-участников подпрограммы, имеющих право на получение сертификата на основании подп. "а" п. 5 Правил, в хронологической последовательности в зависимости от даты постановки граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Инструкция о порядке формирования списков предусматривает лишь то, что граждане-участники подпрограммы включаются в сводный список в соответствии с хронологической последовательностью, в какой они были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом подразумевается, что выдача гражданам государственных жилищных сертификатов должна производиться в соответствии со сводным списком.
Между тем ни Правила, ни Инструкция о порядке формирования списков не регламентируют последовательность обеспечения граждан-участников подпрограммы государственными жилищными сертификатами в том случае, если они были включенные в сводный список предыдущего года, но не получили сертификат, и не включены в сводный список текущего года. В рассматриваемой ситуации представляется правильным, что данные граждане, выразив желание получить сертификат, должны быть обеспечены им в порядке очередности, предусмотренной тем сводным списком, в который включены.
Таким образом, государственный жилищный сертификат должен быть выдан К.С.А. ранее выдачи сертификатов гражданам-участникам подпрограммы, включенным в сводный список на 2016 год.
Исковые требования К.С.А. обоснованны и подлежат удовлетворению.
Поскольку в соответствии с п.п. 18, 36, 42 Правил и п.п. 19, 22, 25 Инструкции о порядке формирования списков оформление и выдачу сертификатов осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба), а их территориальные органы осуществляют вручение сертификатов гражданам-участникам подпрограммы, на ФСИН России должна быть возложена обязанность оформить на имя К.С.А. государственный жилищный сертификат с учетом членов семьи, а на УФСИН России по Курганской области - обязанность вручить истцу данный сертификат.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 5 августа 2016 года отменить.
Исковые требования К.С.А. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Курганской области о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат удовлетворить.
Обязать Федеральную службу исполнения наказания России оформить на имя К.С.А. , " ... " года рождения, государственный жилищный сертификат с учетом членов семьи.
Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Курганской области вручить К.С.А. , " ... " года рождения, государственный жилищный сертификат.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.