Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Богдановой О.Н.,
судей Безносовой Е.И., Ушаковой И.Г.,
при секретаре судебного заседания П.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 8 декабря 2016 года гражданское дело по иску С.В.Ф. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Щучанском районе Курганской области, Федеральному бюджетному учреждению "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)", филиалу Федерального бюджетного учреждения "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)" - 1207 объект по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть 92746) об установлении факта работы, включении в специальный стаж периодов работы, назначении пенсии и взыскании денежных средств, компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе С.В.Ф. на решение Щучанского районного суда Курганской области от 6 октября 2016 года, которым постановлено:
"исковые требования С.В.Ф. к ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Щучанском районе Курганской области удовлетворить частично.
Установить, что условия труда и характер работы С.В.Ф. в период его работы с 01.01.2014 г. по 07.02.2016 г. в филиале Федерального бюджетного учреждения "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)" - 1207 объект по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть 92746) в должности слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования установки термического обезвреживания соответствуют позиции 2110А030-17531, предусмотренной подразделом А "Рабочие, руководители и специалисты предприятий химической и нефтехимической отрасли промышленности, занятые полный рабочий день в нижеперечисленных производствах и работах" раздела Х "Химическое производство" "Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях", утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10: "рабочие и мастера, старшие мастера, механики и энергетики, занятые на ремонте, профилактике, обслуживании технологического и электрооборудования в производствах, перечисленных в Списке N 2 (в цехах (отделениях, участках) переработки и утилизации твердых, жидких и газообразных отходов от всех производств, перечисленных в Списке N 1).
В остальной части иска отказать за необоснованностью.
Исковые требования С.В.Ф. к Федеральному бюджетному учреждению "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)" о взыскании морального вреда, убытков, судебных расходов, - оставить без удовлетворения за необоснованностью".
Заслушав доклад судьи Курганского областного суда Ушаковой И.Г. об обстоятельствах дела, пояснения истца С.В.Ф., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей ответчиков Федерального бюджетного учреждения "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)" Е.А.Е. и государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Щучанском районе Курганской области Р.В.Н., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С.В.Ф. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Щучанском районе Курганской области (далее УПФР в Щучанском районе Курганской области), Федеральному бюджетному учреждению "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)" (далее ФБУ "Федеральное управление по БХиУХО при Минпромторге Российской Федерации (войсковая часть 70855)"), филиалу Федерального бюджетного учреждения "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)" - 1207 объект по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть 92746) (далее филиал ФБУ "Федеральное управление по БХиУХО при Минпромторге Российской Федерации (войсковая часть 70855)" - 1207 объект по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть 92746) об установлении факта работы, включении в специальный стаж периодов работы, назначении пенсии и взыскании денежных средств, компенсации морального вреда. С учетом неоднократного уточнения исковых требований, в их обоснование указал, что с 06.10.2008 по 31.03.2016 он работал на объекте 1207 по уничтожению химического оружия - в открытом акционерном обществе "Редкинское опытно-конструкторское бюро автоматики" (ОАО "РОКБА"); с 01.11.2009 по 29.12.2011 - слесарем-ремонтником отделения сушки сточных вод, (1И); с 01.01.2012 по 31.03.2012 - слесарем-ремонтником отделения сушки сточных вод (1И) обособленного подразделения - отдел 1207 объекта по уничтожению химического оружия п. Плановый Курганской области ОАО "РОКБА"; с 01.04.2012 по 31.12.2012 - слесарем по эксплуатации и ремонту газового оборудования отдела обслуживания производства обособленного подразделения отдел 1207 объекта по уничтожению химического оружия п. Плановый Курганской области ОАО "РОКБА"; с 01.01.2013 по 31.03.2013 - слесарем по эксплуатации и ремонту газового оборудования отдела обслуживания производства обособленного подразделения - отдел 1207 объекта УХО в п. Плановый Курганской области; с 01.04.2013 по 27.12.2013 мастером по обслуживанию и ремонту газового оборудования отдела обслуживания производства обособленного подразделения - отдел 1207 объекта УХО. Отмечал, что на его обращение 20.08.2015 с целью сдачи документов для назначения пенсии досрочно в УПФР в Щучанском районе Курганской области получил отказ по причине неотчисления работодателем страховых взносов, на обращение в войсковую часть 92746 также получил отказ со ссылкой на Перечень должностей, определенных УПФР в Щучанском районе Курганской области N 11-173 от 14.01.2013. Настаивал, что его специальный стаж с 05.03.2009 по 2016 работы с тяжелыми условиями труда составляет 7 лет, и с 05.06.2015 он имеет право на досрочное назначение пенсии. Просил установить факт работы в период с 01.01.2014 по 07.02.2016 в должности слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования УТО на объекте 1207 УХО п. Плановый Щучанского района Курганской области с вредными условиями труда; возложить на УПФР в Щучанском районе Курганской области обязанность включить указанный выше период работы в специальный стаж, связанный с опасными и вредными условиями труда, назначить ему пенсию с момента обращения за ней с февраля 2016; взыскать с ФБУ "Федеральное управление по БХиУХО при Минпромторге Российской Федерации (войсковая часть 70855)" в его пользу госпошлину " ... " руб., расходы на проезд Курган-Щучье и Щучье-Курган " ... " руб. " ... " коп., юридическую помощь адвоката " ... " руб., за потерю пенсионного обеспечения " ... " руб., оплату среднего заработка " ... " руб. " ... " коп., упущенную выгоду в сумме " ... "., в том числе доплату к пенсии " ... " руб., "Золотой парашют" " ... " руб., подарок ко дню пожилого человека " ... " руб.; бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов в сумме " ... " руб. " ... " коп. и " ... " руб., компенсацию морального вреда в размере " ... " руб., всего " ... " руб. " ... " коп.
В судебном заседании истец С.В.Ф. и его представитель Г.О.В. заявленные требования поддержали.
Представитель ответчика УПФР в Щучанском районе Курганской области Р.В.Н. в судебном заседании исковые требования не признал. Указал, что периоды работы истца с 01.11.2009 по 29.12.2011, с 01.01.2012 по 31.03.2012, с 01.04.2012 по 31.03.2013, с 01.04.2013 по 27.12.2013 решением УПФР
в Щучанском районе Курганской области от " ... " N были зачтены в
стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ (далее Федеральный закон "О страховых пенсиях"). Не оспаривал факт работы истца в спорные периоды, в том числе в периоды с 01.01.2014 по 31.12.2014, с 01.01.2015 по 31.12.2015, с 01.01.2016 по 07.02.2016, в должности "слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования установки термического обезвреживания". При этом полагал, что данные периоды не могут быть включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку указанная должность не пользуется правом на досрочное пенсионное обеспечение, так как в п. 3 раздела Х "Химическое производство" Списка N 2 производств, работ, профессий должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение и пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, предусмотрены рабочие, занятые на ремонте, профилактике, обслуживании либо самого технологического оборудования, либо электрооборудования. Отмечал, что, согласно справке в/ч 92746 по Отделению "Установка термического обезвреживания Производственного корпуса 1", должность "слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования установки термического обезвреживанию" отнесена к Списку N 2 раздела Х "Химическое производство" подраздел А пункт 3 код позиции 2110А030-17531. Настаивал, что справка N от " ... " особый характер работы не подтверждает, код занятости на работах с тяжелыми условиями труда в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета отсутствуют. Указывал, что льготный стаж С.В.Ф. на день обращения составляет 04 года 01 месяц 26 дней. Просил исковые требования оставить без удовлетворения.
Представитель ответчика ФБУ "Федеральное управление по БХиУХО при Минпромторге Российской Федерации (войсковая часть 70855)" С.Д.С. в судебном заседании полагал, что требования истца в адресованы к ненадлежащему ответчику, так как право на досрочное назначение пенсии определяет исключительно УПФР по Щучанскому району Курганской области. Отмечал, что правом на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с разделом VIII Списка N 1, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 предоставляется рабочим, специалистам, руководителям, включая работников научно-исследовательских подразделений и полигонов, непосредственно занятым полный рабочий день с токсичными химикатами и их прекурсорами, в том числе на работах по уничтожению химического оружия и защите от него вне зависимости от того, на каких предприятиях, в организациях и учреждениях производятся данные работы. Указывал, что должность истца "слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования установки термического обезвреживания" относится к Списку N 2 раздела Х "Химическое производство" подраздел А Пункт 3 код позиции 2110А030-17531, и не входит в перечень работ с особым характером работ, что подтверждается перепиской ответчика с УПФР по Щучанскому району Курганской области, а именно, документом N 11-173 от 14.01.2013. Полагал, что истец не представил доказательств выполнения работы в течение полного рабочего дня. Считал требования истца о возмещении морального вреда необоснованными, так как им не представлены доказательства, какие нравственные или физические страдания причинены действиями ответчика и перенесены им. Отмечал, что, согласно карте аттестации рабочего места по условиям труда, С.В.Ф. за 2016 не имеет права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Настаивал, что правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости могут пользоваться рабочие, руководители и специалисты, непосредственно занятые полный рабочий день во вредных условиях труда, что должно подтверждаться документально. Указывал, если работник не занят на видах работ с особыми условиями труда, поименованными в подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), а с 01.01.2015 - в подп. 1-18 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу этого работника, не начисляются независимо от класса условий труда, установленного в отношении его рабочего места по результатам специальной оценки условий труда. Считал, что наличие в аттестационных картах рабочего места по условиям труда ссылки на право досрочного назначение трудовой пенсии на основании Списков N 1 или N 2 (с условием, что должность работника попадает под эти Списки) не подтверждает непосредственную занятость работника полный рабочий день во вредных условиях труда. Настаивал, что истцом не доказана занятость в течение полного рабочего дня, материалы дела не содержат допустимых и достаточных доказательств, подтверждающих постоянную и полную занятость истца в особых условиях в спорные периоды, соответственно, отсутствуют основания для начисления и уплаты дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а ссылка истца в просительной части искового заявления на обязанность работодателя указывать код льготы для назначения трудовой пенсии несостоятельна. Считал, что заявленные истцом к возмещению убытки (упущенная выгода) не предусмотрены Трудовым Кодексом Российской Федерации, а также коллективным трудовым договором и трудовыми договорами, вины ответчика в нарушении трудовых, социальных и пенсионных прав и законных интересов истца, не имеется. Просил отказать истцу в удовлетворении заявленных требований к ФБУ "Федеральное управление по БХиУХО при Минпромторге Российской Федерации (войсковая часть 70855)" в полном объеме.
Представитель ответчика филиала ФБУ "Федеральное управление по БХиУХО при Минпромторге Российской Федерации (войсковая часть 70855)" - 1207 объект по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть 92746) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Щучанским районным судом Курганской области постановленоуказанное выше решение, с которым не согласился истец С.В.Ф.
В апелляционной жалобе С.В.Ф. вновь повторяя доводы, изложенные в суде первой инстанции, указывает, что стаж его работы с химическим оружием составил 04 года 01 месяц 25 дней. Не соглашается с отказом войсковой части в выдаче справки, уточняющей особый характер работы, по причине того, что должность "слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования" установки термического обезвреживания в перечень работ с особым характером работы не входит. Полагает, что филиал ФБУ "Федеральное управление по БХиУХО при Минпромторге Российской Федерации (войсковая часть 70855)" - 1207 объект по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть 92746) незаконно сослался на документ N 11-173 УПФР в Щучанском районе Курганской области. Полагает, что из данного обращения следует, что в УПФР по Щучанскому району Курганской области необходимо представить справки с указанием краткой схемы технологического процесса, с указанием этапов уничтожения ОВ и какие должности на каком этапе участвуют, что войсковой частью не сделано, как и не произведена уплата страховых взносов за своих работников. Считает несостоятельной ссылку ответчика на указанное выше письменное обращение, так как УПФР по Щучанскому району Курганской области не устанавливает самостоятельно списки работников, которые должны пользоваться правом на досрочное пенсионное обеспечение. Ссылается на должностную инструкцию слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования, согласно которой он выполнял работы с применением химических веществ 1 класса опасности. Отмечает, что в экспертном заключении указано, что характер работы и полная занятость на объекте 1207 УХО в период с 01.01.2014 по 07.02.2016 была связана с особо вредными условиями труда, дающими право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Считает суд фактически лишил его права на назначение досрочной трудовой пенсии лишь по тому основанию, что работодатель не уплачивал дополнительный тариф в Пенсионный фонд. Указывает, что его жизнь и здоровье подвергались опасности длительное время, в настоящий момент, являясь пенсионером по старости, он не имеет возможности обратиться на предприятие, как пенсионер - бывший работник, лишен возможности отпраздновать с бывшими коллегами день пожилого человека и возможности получать какие-либо социальные льготы от предприятия. Считает, что выплачивать страховые взносы это прямая обязанность работодателя. Просит отменить решение суда первой инстанции, вынести новое решение об удовлетворении его требований.
В возражениях на апелляционную жалобу УПФР в Щучанском районе Курганской области, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Повторяя озвученную в суде первой инстанции позицию, настаивает, что доказательств, свидетельствующих о начислении и уплате работодателем за работника страховых взносов по соответствующим тарифам, не представлено, соответственно, у истца не возникло право на досрочное пенсионное обеспечение.
В возражениях на апелляционную жалобу ФБУ "Федеральное управление по БХиУХО при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)" считает доводы истца о том, что он с 2009 состоял в трудовых отношениях с ответчиком не соответствуют действительности. Выражает несогласие с выводом эксперта, что истцом подтверждена полная занятость. Считает, что расчетные листы по заработной плате и табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы, вопреки мнению истца и заключению эксперта, свидетельствуют лишь о выработке истцом ежемесячной нормы часов, и не подтверждают нахождение истца в течение всего рабочего времени во вредных условиях труда, то есть, не подтверждают полную занятость. Указывает, что истец необоснованно полагает, что ссылка ответчика на документ N 11-173 от 14.01.2013 незаконна. Считает судом правомерно отказано истцу в части взыскания с ответчика заявленных истцом убытков. Полагает требование истца о компенсации морального вреда необоснованными. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции истец С.В.Ф. поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика ФБУ "Федеральное управление по БХиУХО при Минпромторге Российской Федерации (войсковая часть 70855)" Е.А.Е. возражал против доводов апелляционной жалобы.
Представитель ответчика УПФР в Щучанском районе Курганской области Р.В.Н. с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Представитель ответчика филиала ФБУ "Федеральное управление по БХиУХО при Минпромторге Российской Федерации (войсковая часть 70855)" - 1207 объект по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть 92746) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки суд апелляционной инстанции не уведомил.
С учетом мнения истца, представителей ответчиков, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в порядке ст.ст. 167, 327, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК Российской Федерации).
Заслушав истца, представителей ответчиков, изучив материалы дела, обсудив апелляционную жалобу в пределах ее доводов и доводов возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Из материалов дела усматривается, что С.В.Ф., " ... " года рождения, " ... " обратился в УПФР в Щучанском районе Курганской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Согласно записям в трудовой книжке, приказам С.В.Ф. работал в ОАО "РОКБА", филиале ФБУ "Федеральное управление по БХиУХО при Минпромторге Российской Федерации (войсковая часть 70855)" - 1207 объект по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть 92746): 06.10.2008 принят в обособленное подразделение - отдел 1207 п. Плановый "слесарем-ремонтником" участка монтажно-наладочных работ, 01.04.2009 переведен "аппаратчиком выпаривания" в цех N 3 (битумирование), 01.05.2009 переведен "слесарем-ремонтником" отделения сушки сточных вод в обособленном подразделении - отделе 1207 п. Плановый, 29.12.2011 уволен, 01.01.2012 принят "слесарем-ремонтником" в отделение сушки сточных вод 1И, 01.04.2012 переведен "слесарем по эксплуатации и ремонту газового оборудования" отдела обслуживания производства, 01.04.2013 переведен "мастером (по обслуживанию и ремонту газового оборудования)" отдела обслуживания производства, 27.12.2013 уволен, 01.01.2014 принят "слесарем по эксплуатации и ремонту газового оборудования" на установку термического обезвреживания производственного корпуса 1, 31.12.2014 уволен, 01.01.2015 принят "слесарем по эксплуатации и ремонту газового оборудования" на установку термического обезвреживания производственного корпуса 1 (работает по настоящее время).
Решением УПФР в Щучанском районе Курганской области N от " ... " периоды работы С.В.Ф. с 01.11.2009 по 29.12.2011, с 01.01.2012 по 31.03.2013, с 01.04.2013 по 27.12.2013 зачтены в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подразделом А раздела X "Химическое производство" Списка N 2, позиция 2110А020.
В бесспорном порядке истцу зачтено 04 года 01 месяц 26 дней при требуемом количестве специального стажа 06 лет 03 месяца 00 дней.
При этом, указанным решением УПФР в Щучанском районе Курганской области истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа по подп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при неполном льготном стаже.
Истцу не зачтены в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы с 01.01.2014 по 31.12.2014, с 01.01.2015 по 31.12.2015, с 01.01.2016 по 07.02.2016, поскольку должность "слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования установки термического обезвреживания" не пользуется правом на досрочное пенсионное обеспечение, так как в п. 3 раздела Х "Химическое производство" Списка N 2 производств, работ, профессий должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение и пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, предусмотрены рабочие, занятые на ремонте, профилактике, обслуживании либо самого технологического оборудования, либо электрооборудования. Газовое оборудование в данном пункте не поименовано. Согласно справке войсковой части 92746 по Отделению "Установка термического обезвреживания Производственного корпуса 1", должность "слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования установки термического обезвреживанию" отнесена к Списку N 2 раздела Х "Химическое производство" подраздел А пункт 3 код позиции 2110А030-17531. Справка N 343 от 21.03.2016 особый характер работы не подтверждает. Код занятости на работах с тяжелыми условиями труда в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета отсутствуют.
Не согласившись с решением УПФР в Щучанском районе Курганской области N от " ... ", истец обратился в суд с настоящим иском.
Проанализировав правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения сторон применительно к установленным обстоятельствам дела, пояснения сторон, экспертные заключения N от " ... " и N от " ... ", суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования С.В.Ф. в части, пришел к выводу, что условия труда и характер работы С.В.Ф. в период работы с 01.01.2014 по 07.02.2016 соответствуют позиции 2110А030-17531, предусмотренной подразделом А "Рабочие, руководители и специалисты предприятий химической и нефтехимической отрасли промышленности, занятые полный рабочий день в нижеперечисленных производствах и работах" раздела X "Химическое производство" Списка N 2: "рабочие и мастера, старшие мастера, механики и энергетики, занятые на ремонте, профилактике, обслуживании технологического и электрооборудования в производствах, перечисленных в Списке N 2 (в цехах (отделениях, участках) переработки и утилизации твердых, жидких и газообразных отходов от всех производств, перечисленных в Списке N 1.
Решение суда в данной части не обжалуется, судебной коллегией, в соответствии со ст. 327.1 ГПК Российской Федерации, не проверяется.
Отказывая истцу в удовлетворении требования о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периода его работы с 01.01.2014 по 07.02.2016, суд первой инстанции исходил из того, что доказательств, свидетельствующих о начислении и уплате работодателем за работника страховых взносов по соответствующим тарифам, не представлено.
Судебная коллегия находит возможным согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют материалам дела и не опровергнуты достоверными доказательствами.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
На основании п. 3 ст. 35 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 01.01.2015 страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30.
Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", Списки соответствующих работ, профессий должностей, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости утверждаются Правительством Российской Федерации.
При этом, в соответствии с пп. "б" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 назначение досрочной трудовой пенсии по старости по подп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" производится согласно Списку N 2 производств, работ, профессий должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость на которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, за периоды работы до 01.01.1992 может применяться Список производств, цехов, профессий и должностей, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173, которые расширительному толкованию не подлежат.
Подразделом А "Рабочие, руководители и специалисты предприятий химической и нефтехимической отрасли промышленности, занятые полный рабочий день в нижеперечисленных производствах и работах" раздела X "Химическое производство" Списка N 2 предусмотрены "рабочие и мастера, старшие мастера, механики и энергетики, занятые на ремонте, профилактике, обслуживании технологического и электрооборудования в производствах, перечисленных в Списке N 2 (в цехах (отделениях, участках) переработки и утилизации твердых, жидких и газообразных отходов от всех производств, перечисленных в Списке N 1), позиция 2110А030-17531.
Подразделом А "Рабочие, руководители и специалисты предприятий химической и нефтехимической отрасли промышленности, занятые полный рабочий день в нижеперечисленных производствах и работах" раздела VIII "Химическое производство" Списка N 1 предусмотрены: "рабочие, занятые в специальных производствах (включая очистку цистерн, емкостей, мойку, ремонт и обработку тары по спецпроизводствам и из-под токсичных веществ) и в лабораториях с химическими спецвеществами", позиция 1080А010.
Согласно разъяснению Министерства труда Российской Федерации по согласованию с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации (Постановление Минтруда Российской Федерации от 23.10.1992 N 26) по Списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость на которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, пенсии следует назначать: рабочим, руководителям и специалиста, включая работников научно-исследовательских подразделений и полигонов, непосредственно занятых полный рабочий день с токсичными химикатами и их прекурсорами, в том числе на работах по уничтожению химического оружия и защите от него, вне зависимости от того, на каких предприятиях, в организациях и учреждениях производятся указанные работы, как работникам, занятым в специальных производствах (включая очистку цистерн, емкостей, мойку, ремонт и обработку тары по спецпроизводствам и из-под токсических веществу) и в лабораториях с химическими спецвеществами (раздел VIII, подраздел I).
Перечень токсичных химикатов, относящихся к отравляющим веществам, содержится в распоряжении Правительства Российской Федерации от 05.04.2011 N 484-р "Об утверждении перечня токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию".
Таким образом, правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по рассматриваемому основанию могут пользоваться рабочие, руководители и специалисты непосредственно занятые полный рабочий день с токсичными химикатами, что должно подтверждаться документально.
В соответствии с п. 5 разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих, в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденного постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 N 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 % рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, временной нетрудоспособности.
Из материалов дела усматривается, что, согласно "Положению о филиале ФБУ "Федеральное управление по БХиУХО при Минпромторге Российской Федерации (войсковая часть 70855)" - 1207 объекте по хранению и уничтожению химического оружия (войсковой части 92746), утвержденному приказом начальника Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия N от " ... ", предметом деятельности филиала (в дальнейшем - 1207 объект УХО) является выполнение работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия.
В представленных в материалы дела трудовых договорах N от " ... ", N от " ... ", N от " ... " указано, что С.В.Ф. установлена нормальная продолжительность рабочего времени. Также указано, что при допуске работника к работам с химическим оружием, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, а также дополнительный отпуск. Существенные условия, такие как условия труда, характеристика выполняемых работ, а также группа выполняемых работ с химическим оружием, не указаны.
Штатными расписаниями 1207 объекта по уничтожению химического оружия на " ... " для установки термического обезвреживания производственного корпуса 1 предусмотрены штатные единицы "слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования", а также "слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике".
В соответствии с должностной инструкцией от " ... ", в обязанности "слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования" установки термического обезвреживания входит: выполнение слесарных работ по настройке и наладке оборудования, обслуживание и текущий ремонт действующих газопроводов, подготовка и участие к сдаче оборудования подлежащего инспекторской проверке Ростехнадзора на газораздаточных станциях, пуск газа, обслуживание и ремонт газового оборудования, наладка контрольно-измерительных приборов.
Согласно должностной инструкции "слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования" выполняет работы в помещениях 1, 2 группы опасности по расснаряжению и детоксикации боеприпасов, емкостей и устройств, детоксикации токсичных химикатов в производственной зоне промышленного объекта по уничтожению химического оружия, относящиеся к первой группе работ с химическим оружием в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 136-ФЗ от 07.11.2000 "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием". Также выполняет работы с применением химических веществ 1 класса опасности, обладающих канцерогенными, мутагенными, фиброгенными свойствами.
С.В.Ф. ознакомлен с должностной инструкцией под роспись.
Аналогичные обязанности предусмотрены должностной инструкцией, утвержденной в 2016.
В материалы дела представлена карта N специальной оценки условий труда на рабочем месте "слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования" установки термического обезвреживания, согласно которой на рабочем месте работают 6 работников. Используемое оборудование: слесарное оборудование. По результатам специальной оценки условия труда на рабочем месте признаны вредными (подкласс 3.1.) по факторам тяжесть трудового процесса, работа с химическим оружием. Карта составлена " ... ", С.В.Ф. с картой специальной оценки условий труда под роспись не ознакомлен.
Как следует из указанной карты (строка 040), "слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования" имеет право на льготное назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со "Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость на которых дает право на пенсию на возрасту (по старости) на льготных условиях", "утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 раздел XIII "Химическое производство", подраздел А, позиция не указана.
Карта N специальной оценки условий труда на рабочем месте "слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования" установки термического обезвреживания содержит информацию о том, что на рабочем месте работают 6 работников. Используемое оборудование: слесарное оборудование. По результатам специальной оценки условия труда на рабочем месте признаны вредными (подкласс 3.2.) по факторам шум, микроклимат. Карта составлена " ... ", С.В.Ф. с результатами специальной оценки условий труда под роспись не ознакомлен.
В строке 040 данной карты отмечено, что "слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования" правом на льготное назначение досрочной трудовой пенсии по старости не пользуется. По карте специальной оценки условий труда определить, на каких участках, в каких цехах и производствах производились исследования (испытания) и измерения факторов рабочей среды и трудового процесса, не представляется возможным.
Как следует из расчетных листков по заработной плате за период с 01.01.2014 по 31.03.2016, табелей учета использования рабочего времени и расчета заработной платы за период с 01.01.2016 по 31.03.2016, С.В.Ф. в период с 01.01.2014 по 07.02.2016 вырабатывал норму рабочего времени, установленную производственным календарем. Постоянная занятость в течение полного рабочего дня "слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования" подтверждается также фотографией рабочего дня, однако дата составления фотографии неизвестна.
Согласно фотографии рабочего дня "слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования" установки термического обезвреживания (продолжительность рабочей смены 11,7 часа) выполняет следующие работы: прибытие на работу, переодевание в спецодежду, инструктаж по технике безопасности, прием-сдача дежурства, доклад непосредственному начальнику о приеме-сдаче смены, слесарные работы по настройке и наладке оборудования, обслуживание и текущий ремонт сложных слесарных работ по врезке и вырезке действующих газопроводов, контроль за исправным состоянием оборудования производства (периодичность контроля не указана), устранение неполадок, возникающих в процессе работы оборудования, участие в ремонтных и монтажных работах, ведение подготовительных работ, необходимых для остановки оборудования, сброса давления, охлаждения, удаления продукта, продувки, промывки, нейтрализации, установки заглушек и последующей передачи оборудования в ремонт, наведение порядка на рабочем месте, подготовка к сдаче смены, снятие спецодежды, убытие с работы.
Несмотря на установление судом соответствия условий труда и характера работы С.В.Ф. в период его работы с 01.01.2014 по 07.02.2016 позиции 2110А030-17531, предусмотренной подразделом А "Рабочие, руководители и специалисты предприятий химической и нефтехимической отрасли промышленности, занятые полный рабочий день в нижеперечисленных производствах и работах" раздела Х "Химическое производство" "Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях", утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10: "рабочие и мастера, старшие мастера, механики и энергетики, занятые на ремонте, профилактике, обслуживании технологического и электрооборудования в производствах, перечисленных в Списке N 2 (в цехах (отделениях, участках) переработки и утилизации твердых, жидких и газообразных отходов от всех производств, перечисленных в Списке N 1), суд не нашел оснований для удовлетворения требований истца о зачете данного периода в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии и назначении пенсии, поскольку доказательств уплаты работодателем дополнительного тарифа не предоставлено.
Судебная коллегия полагает несостоятельными доводы апелляционной жалобы, направленные на несогласие с отказом суда первой инстанции во включении спорного периода в специальный стаж по вышеуказанной причине в силу следующего.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"), дополнительные тарифы страховых взносов применяются для плательщиков страховых взносов - организаций в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В случае частичной занятости работника в течение месяца как на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в подп. 1 и 2-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", так и на работах, не поименованных в указанных подпунктах п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется плательщиком страховых взносов со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений пропорционально количеству фактически отработанных дней на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.
Часть 6 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01.01.2015, предусматривает, что периоды работы, предусмотренные подп. 1-18 п. 1 настоящей статьи, имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 58.3 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные подп. 1-18 ч. 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подп. 1-18 ч. 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
При этом ч. 8 ст. 35 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что положения ч. 6 ст. 30 данного закона не препятствуют учету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов занятости на рабочих местах на работах, указанных в подп. 1-18 ч. 1 ст. 30 настоящего Федерального закона, до установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О специальной оценке условий труда", при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Сведения о том, что в спорный период с 01.01.2014 по 07.02.2016, работодатель (страхователь) начислял и уплачивал за истца страховые взносы по соответствующим тарифам, установленным ст. 58.3 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и установилна его рабочем месте класс условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О специальной оценке условий труда" в материалах дела отсутствуют. Представитель ответчика - работодателя по отношению к истцу, в судебном заседании указывал, что за истца страховые взносы по соответствующим тарифам, установленным ст. 58.3 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в вышеуказанные спорные периоды времени работодателем не начислялись и не уплачивались.
Для включения периодов трудовой деятельности, имевших место после 01.01.2013, в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, требуется выполнение следующих условий: по результатам специальной оценки труда установлен вредный и (или) опасный класс условий труда на рабочем месте, где занят работник; работодателем начислены и уплачены страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Главным фактором в определении страхового стажа, дающего права на досрочное пенсионное обеспечение по старости, становится начисление и уплата страховых взносов работодателем. Специфика таких страховых взносов выражается в их строго целевом назначении и особом порядке исчисления. Категория специального страхового стажа для досрочного пенсионного обеспечения также включается в систему пенсионного страхования: повышенный риск наступления страхового случая (признание нетрудоспособным раньше общеустановленного возраста выхода на пенсию по старости) в связи с занятостью в опасных (вредных) условиях труда обуславливает увеличение страховой премии (суммы перечисляемых за работника страховых взносов). Досрочная пенсия по старости (страховая выплата) назначается лишь при условии страхования работодателем своих работников на случай преждевременной утраты трудоспособности, что и выражает категория специального страхового стажа.
Истцом требования о возложении на работодателя обязанности по оплате указанных взносов не заявлены.
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, период работы истца с 01.01.2014 по 07.02.2016 не подлежит включению в специальный стаж, дающий ему право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" ввиду отсутствия доказательств, свидетельствующих о начислении и уплате работодателем за работника страховых взносов по соответствующим тарифам.
Отказывая С.В.Ф. в удовлетворении требований в части взыскания убытков в виде невыплаченной пенсии, упущенной выгоды в связи с несвоевременной выдачей справки, доплаты к пенсии, компенсации при увольнении, стоимости подарка ко дню пожилого человека, расходов на лечение, компенсации морального вреда и судебных расходов, расходов по проезду, оказанию юридической помощи, суд первой инстанции руководствовался тем, что истец не представил доказательств обоснованности своих требований, причинение ему действиями работодателя убытков, физических и нравственных страданий.
Судебная коллегия находит возможным согласиться с решением суда в данной части.
В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК Российской Федерации) работник имеет право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
Сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами (ст. 22 ТК Российской Федерации).
Материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами (ст. 232 ТК Российской Федерации).
Как следует из ст. 237 ТК Российской Федерации, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Поскольку доказательств обращения истца за назначением ему пенсии с 05.06.2015 не имеется, следовательно, безусловных доказательств неполучения пенсии с указанной даты по вине работодателя истцом не предоставлено, судом не добыто, оснований для взыскания в его пользу ущерба в виде неполученной пенсии не имеется.
Истец, заявляя требования о взыскании средств к существованию за 42 дня, исходя из среднего заработка, указывает на то, что по причине несвоевременной выдачи ему справки о заработной плате он не мог встать на учет в центр занятости.
В соответствии со ст. 62 ТК Российской Федерации, по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику трудовую книжку в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.
Поскольку доказательств обращения истца за получением справки о среднем заработке, как и дате ее выдачи, материалы дела не содержат, суд правомерно отказал истцу в удовлетворении иска в данной части.
Заявляя требования о взыскании упущенной выгоды в размере " ... " руб. истец указывал, что по вине ответчика был лишен возможности получать доплату к пенсии, компенсацию при увольнении, подарки ко дню пожилого человека, вместе с тем, доказательств того, что указанные льготы предусмотрены локальными актами ФБУ "Федеральное управление по БХиУХО при Минпромторге Российской Федерации (войсковая часть 70855)", филиала ФБУ "Федеральное управление по БХиУХО при Минпромторге Российской Федерации (войсковая часть 70855)" - 1207 объект по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть 92746), индивидуальным трудовым договором с истцом, не предоставлено.
Правомерным находит судебная коллегия и вывод суда об отсутствии оснований для взыскания расходов на лечение (изготовление и ремонт зубных протезов), поскольку доказательств наличия у истца профессионального заболевания, равно как и причинно-следственной связи трудовой деятельности истца с потерей зубов, истцом не предоставлено.
Поскольку доказательств нарушения работодателем прав истца не установлено, суд правомерно отказал истцу в иске о взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов.
В целом, все доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенными судом первой инстанции толкованием действующего законодательства и оценкой представленных по делу доказательств в отсутствие оснований у суда второй инстанции для переоценки этих доказательств.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Щучанского районного суда Курганской области от 6 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С.В.Ф. - без удовлетворения.
Судья - председательствующий О.Н. Богданова
Судьи: Е.И. Безносова
И.Г. Ушакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.