Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Софиной И.М.,
судей Фроловой Ж.А., Коуровой В.Е.,
при секретаре судебного заседания Пономаревой С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 15 декабря 2016 года гражданское дело по иску Г.Э.В. к Департаменту архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана, Администрации города Кургана о признании решения от 17.05.2016, постановления от 10.05.2016 незаконными, возложении обязанности по заключению договора аренды земельного участка,
по апелляционной жалобе Г.Э.В. на решение Курганского городского суда Курганской области от 2 сентября 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Г.Э.В. к Департаменту архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана, Администрации города Кургана о признании решения от 17.05.2016 года незаконным, признания постановления от 10.05.2016 г. незаконным, об обязывании заключить договор аренды земельного участка отказать.".
Заслушав доклад судьи областного суда Коуровой В.Е., изложившей существо дела, пояснения истца Г.Э.В., третьих лиц Т.С.М., Л.Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Г.Э.В. обратился в суд с иском к Департаменту архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана (далее - Департамент), Администрации города Кургана и просил признать решение Департамента N Г-1828-а от 17.05.2016 об отказе в предоставлении земельного участка неправомерным, постановление Администрации города Кургана N 2952 от 10.05.2016 об отмене постановления N 8407 от 17.11.2015 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка по "адрес"" недействующим, возложении обязанности на Администрацию города Кургана по заключению договора аренды земельного участка без проведения торгов.
В обоснование заявленных требований указывал, что 04.09.2015 он обратился в Департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером 45:25:030415:3У1, площадью 921 кв.м., для индивидуального жилищного строительства, расположенного в г. Кургане между зданием по "адрес" и домом по "адрес". Постановлением Администрации города Кургана N 8407 от 17.11.2015 N 8407 после прохождения необходимой процедуры ему предварительно согласовали предоставление земельного участка по "адрес", с условием прохождения публичных слушаний на получение разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
По его заказу в ООО "Сибирь - Тэкс" были изготовлены следующие документы: схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории города Кургана; межевой план; кадастровый паспорт земельного участка.
18.12.2015 истец подал заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в Комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки г. Кургана. В начале февраля 2016 года он получил уведомление об отказе в предоставлении такого разрешения, в связи с поступлением заявлений от иных граждан о намерении получить право заключения договора аренды на данный земельный участок. Не согласившись с таким отказом, он подал заявление в Департамент о его неправомерности, после чего по данному вопросу были назначены и проведены публичные слушания, по результатам которых Администрация города Кургана вынесла постановление N 2171 от 08.04.2016, в котором положительно решен вопрос об изменении вида разрешенного использования на испрашиваемый истцом земельный участок.
12.04.2016 истец подал заявление о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов сроком 20 лет, на что по окончании срока рассмотрения заявления получил уведомление Департамента N Г-1828-а от 17.05.2016 об отказе в предоставлении земельного участка, с указанием на отмену постановлением Администрации города Кургана N 2952 от 10.05.2016 постановления N 8407 от 17.11.2015. Считал, что решение Департамента N Г-1828-а от 17.05.2016 и постановление Администрации города Кургана N 2952 от 10.05.2016 противоречат требованиям действующего земельного законодательства.
В судебном заседании истец Г.Э.В. исковые требования поддерживал по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.
Представитель ответчиков Департамента архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана, Администрации города Кургана - Показаньев А.Б. с исковыми требованиями не соглашался, поддерживал доводы, изложенные в письменном отзыве.
Третье лицо Л.Н.А. и представитель ее и третьего лица Т.С.М. - Е.С.Н. с исковыми требованиями не соглашались, возражала против их удовлетворения.
Судом постановленоизложенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Г.Э.В.
В обоснование жалобы указывает на то, что 22.07.2015 Департаментом принято решение в отношении заявления Л.Н.А. и Т.С.М. об отказе в формировании земельного участка по "адрес". Третьи лица не предприняли никаких действий по оспариванию данного документа, с ним согласились и на сегодня пропустили трехмесячный срок для его обжалования. В связи с чем, постановление N 8407 от 17.11.2015 о предварительном согласовании предоставления ему земельного участка по "адрес" законно и обосновано, вынесено без нарушений прав третьих лиц. Также считает неприемлемым применение в качестве оснований для отказа в удовлетворении его исковых требований п. 12 и п. 22 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, так как заявлений на проведение аукциона от третьих лиц в период действия решения о предварительном согласовании земельного участка не поступало. Полагает, что в действиях и позициях по делу со стороны Департамента и Администрации города Кургана явно усматриваются признаки злоупотребления правом. Обращает внимание на то, что в декабре 2015 года на спорном земельном участке он провел работы по его благоустройству, в частности, был осуществлен завоз земли для отсыпки оврага на участке, проведена планировка участка, общие затраты составили 115 000 руб.
В возражениях на апелляционную жалобу третье лицо Т.С.М. просит оставить решение суда без изменения.
В суде апелляционной инстанции истец Г.Э.В. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Третьи лица Т.С.М., Л.Н.А. жалобу считали необоснованной, просили оставить ее без удовлетворения.
Иные лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав явившихся участников процесса, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений (ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что 04.09.2015 Г.Э.В. обратился в Департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером 45:25:030415:3У1, площадью 921 кв.м., расположенного в "адрес", для индивидуального строительства на праве аренды (л.д. 8).
Из ответа Департамента от 02.10.2015 следует, что заявление истца рассмотрено, опубликовано извещение о предоставлении земельного участка для указанных целей на официальных сайтах уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и в городской газете "Курган и Курганцы" (л.д. 36).
Постановлением Администрации города Кургана N 8407 от 17.11.2015 N 8407 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка по "адрес", Nб" предварительно согласовано Г.Э.В. предоставление испрашиваемого земельного участка в территориальной зоне - зона застройки жилыми домами повышенной этажности (Ж5), с видом разрешенного использования - малоэтажная жилая застройка; утверждена схема его расположения. Земельному участку присвоен адрес: "адрес", N б, и указано на его предоставление при условии обеспечения Г.Э.В. выполнения работ по образованию земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка и прохождения публичных слушаний на получение разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (л.д. 10).
03.12.2015 данный земельный участок поставлен на кадастровый учет с номером N, и 18.12.2015 Г.Э.В. обратился в Комиссию по подготовке правил землепользования и застройки города Кургана с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в территориальной зоне Ж5 - для размещения индивидуального жилого дома (л.д. 46).
Решением Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Кургана от 21.01.2016 Г.Э.В. отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, в связи с поступлением заявлений от иных граждан о намерении получить право на заключение договора аренды на данный земельный участок (л.д. 47).
Из ответа Департамента от 11.02.2016 на обращение Г.Э.В. по данному вопросу следует, что в соответствии с градостроительными регламентами Правил землепользования и застройки города Кургана видами разрешенного использования земельных участков территориальной зоны застройки жилыми домами повышенной этажности (Ж5) не предусмотрено размещение индивидуальных жилых домов (л.д. 48). После чего вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка был вынесен на публичные слушания (л.д. 49).
На основании заключения Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Кургана о результатах публичных слушаний, постановлением Администрации города Кургана N 2171 от 08.04.2016 "О предоставлении разрешений на условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства" разрешены условно разрешенные виды использования земельных участков, в том числе спорного земельного участка в зоне застройки жилыми домами повышенной этажности (Ж5), для малоэтажной жилой застройки, с видом разрешенного использования земельного участка "Малоэтажная жилая застройка" (л.д. 53).
12.04.2016 истец обратился в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка без проведения торгов (л.д. 55).
Уведомлением Департамента N Г-1828-а от 17.05.2016, в соответствии со ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, учитывая, что постановление Администрации города Кургана N 8407 от 17.11.2015 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка по улице Чернореченская, N 107б" отменено постановлением Администрации города Кургана N 2952 от 10.05.2016, Г.Э.В. отказано в предоставлении вышеуказанного земельного участка.
Постановлением Администрации города Кургана N 2952 от 10.05.2016, в соответствии со ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с технической ошибкой и в целях дальнейшего проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, отменено постановление Администрации города Кургана N 8407 от 17.11.2015 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка по "адрес", N б" (л.д. 54).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований истца, суд пришел к выводу, что у Департамента имелись правовые основания для отказа в предоставлении земельного участка Г.Э.В., а у Администрации города Кургана - по отмене постановления N 8407 от 17.11.2015 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка по "адрес", N б". В связи с чем, оспариваемые решение и акт законны и обоснованны, не нарушают права и интересы Г.Э.В., не препятствуют его участию в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка. Кроме того, поскольку процедура предоставления земельного участка не нарушена и не завершена, то требования истца о возложении обязанности по заключению договора аренды на земельный участок преждевременны.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
По общему правилу, закрепленному в статье 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Подпунктом 15 п. 2 названной статьи предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (п. 4 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", и направляет указанное решение заявителю (п.п. 2 п. 5 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 6 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 4 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, законом установлена процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства и иных целей, указанных в статье 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. Эта процедура направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.
В соответствии со ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.16 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса (п. 12);
в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо (п. 22).
Как установлено судом и следует из материалов дела, с декабря 2014 года и по настоящее время Л.Н.А. и Т.С.М. неоднократно обращались в Департамент с заявлениями о предоставлении спорного земельного участка для индивидуального жилищного строительства, в том числе с заявлением о проведении в отношении него аукциона (л.д. 154 - 194).
Так, 11.02.2015 указанные лица просили сформировать на аукцион спорный земельный участок для строительства двухквартирного жилого дома (л.д.181).
Из ответа на данное заявление следует, что Департаментом будет подготовлена схема расположения земельного участка и вынесена на Комиссию по землепользованию и застройки города Кургана для рассмотрения возможности предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. В случае положительного решения по данному вопросу Департамент продолжит работу по формированию земельного участка (л.д. 180).
Доводы апелляционной жалобы о том, что 22.07.2015 Департаментом принято решение в отношении заявления Л.Н.А. и Т.С.М. об отказе в формировании спорного земельного участка, и третьи лица не предприняли никаких действий по оспариванию данного документа, судебная коллегия во внимание не принимает.
Из ответа Департамента от 22.07.2015 на обращение Л.Н.А. и Т.С.М. от 14.07.2015 следует, что испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне Ж5 (зона застройки жилыми домами повышенной этажности), в которой не предусмотрено индивидуальное жилищное строительство. Таким образом, сформировать земельный участок для заявленных целей не представляется возможным (л.д. 182).
Вместе с тем, из материалов дела следует, что фактически сотрудники Департамента вели работу по заявлениям третьих лиц, передали документы в Комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Кургана для решения вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. Данное обстоятельство также подтверждается решением Комиссии от 21.01.2016, которым Г.Э.В. отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, в связи с поступлением заявлений от иных граждан о намерении получить право на заключение договора аренды на данный земельный участок.
Кроме того, в материалах дела имеется заявление Л.Н.А. и Т.С.М. в адрес Департамента от 11.12.2015 о повторном рассмотрении их заявлений о формировании данного земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поданного в период действия постановления о предварительном согласовании земельного участка Г.Э.В. (л.д.168). Из ответа Департамента от 31.12.2015 следует, что работа по подготовке документов на аукцион в отношении земельного участка будет продолжена после положительного решения Комиссии (л.д.167).
При таких обстоятельствах у Администрации города Кургана имелись основания для отмены постановления N 8407 от 17.11.2015 N 8407 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка по "адрес", Nб", а у Департамента- для отказа Г.Э.В. в предоставлении земельного участка без проведения торгов.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, направлены на иную оценку доказательств и обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не могут служить основанием для отмены решения суда. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 2 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Г.Э.В. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.