Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Богдановой О.Н.,
судей Варлакова В.В., Ушаковой И.Г.,
при секретаре судебного заседания П.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 22 декабря 2016 года гражданское дело по иску А.А.Н. к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мишкинском районе Курганской области о перерасчете пенсии,
по апелляционной жалобе А.А.Н. на решение Мишкинского районного суда Курганской области от 14 октября 2016 года, которым постановлено:
" А.А.Н. отказать в удовлетворении исковых требований, предъявленных к ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мишкинском районе Курганской области о возложении обязанности перерасчета страховой пенсии".
Заслушав доклад судьи Курганского областного суда Ушаковой И.Г. об обстоятельствах дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
А.А.Н. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мишкинском районе Курганской области (далее УПФР в Мишкинском районе Курганской области) о перерасчете общего трудового стажа, индексации страховых взносов, увеличении стажевого коэффициента, увеличении базового размера страховой пенсии по старости, увеличении суммы валоризации, перерасчете пенсии. Конкретизируя и уточняя обоснование иска, указал, что " ... " у него возникло право на получение страховой пенсии по старости, при этом при назначении пенсии ответчик обязан принять наиболее выгодный для него вариант пенсионного обеспечения. Считал ответчик не выполнил данной обязанности и произвел расчет пенсии по невыгодному для него варианту, приняв для ее расчете "учтенные взносы" вместо начисленных. Отмечал, что в период с 2002 по 2015 работодатели перечислили в Пенсионный фонд " ... " руб., поэтому эта сумма должна быть проиндексирована и включена в пенсионный капитал, после индексации должна составить " ... " руб., тогда как ответчик при расчете пенсии исходил из страховых взносов в размере " ... " руб., называя их учтенными взносами. Просил возложить на ответчика обязанность изменить часть расчетного пенсионного капитала, сформированного с 2002 по 2015 с " ... " руб. на " ... " руб. Указал, что ответчиком страховой стаж до 2002 был исчислен по Федеральному закону от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), в результате чего в стаж не включен период учебы в институте, а срочная служба в армии засчитана в одинарном размере. Поскольку на момент назначения ему пенсии действовал Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон "О страховых пенсиях"), то, в соответствии с п. 8 ст. 13 названного закона, стаж следует исчислять по Закону Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (далее Закон "О государственных пенсиях в Российской Федерации"), по которому учеба засчитывается в стаж, а службы в армии засчитывается в двойном размере. Просил возложить обязанность на ответчика считать страховой стаж по Закону "О государственных пенсиях в Российской Федерации" до 2002 равным 28 лет 11 месяцев 21 день, в том числе стаж "советского периода" 18 лет 9 месяцев 11 дней, общий трудовой стаж - 39 лет; увеличить страховой коэффициент до 0,58% в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Отмечал, что ответчиком при исчислении пенсии не применен п. 17 ст. 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в законную силу с 01.01.2015 и не был отменен. Просил возложить обязанность на ответчика увеличить размер страховой части трудовой пенсии на 54%, которые складываются из следующего: (39 лет - 30 лет) х 6%, и считать фиксированную выплату (базовый размер) равным " ... " руб. " ... " коп. ( " ... " руб. " ... " коп. х 1,54). Считал верным отношение среднемесячного заработка к среднемесячной зарплате в Российской Федерации за тот же период равное 0,91 и указывает, что расчетный размер трудовой пенсии должен составить " ... " руб. " ... " коп. (0,58 x 0,91 x " ... " руб.). Расчетный пенсионный капитал должен составить " ... " руб. " ... " коп. ( " ... " руб. " ... " коп. - " ... " руб.) х 228. Суммарный индекс увеличения пенсионного капитала за 2002-2014 - " ... " руб " ... " коп. ( " ... " руб. " ... " коп. х 5,6148). Валоризация: 28% (18% за советский стаж + 10%) " ... " руб. " ... " коп. х 1,28 = " ... " руб. " ... " коп., с учетом страховых взносов " ... " руб. " ... " коп. ( " ... " руб. " ... " коп. + " ... " руб.). Страховая часть трудовой пенсии по старости должна составить " ... " руб. " ... " коп. ( " ... " руб. " ... " коп. : 228). Величина ИПК - 57,365 (3677,04 : 64,1). С учетом роста пенсионного коэффициента страховая пенсия должна составлять " ... " руб. " ... " коп. (71,41 x 57,365). Общий размер страховой пенсии должен был составить с " ... " " ... " руб. (страховая пенсия " ... " руб. " ... " коп. + фиксированная выплата, установленная с учетом индексации - " ... " руб. " ... " коп.). С " ... " стоимость пенсионного коэффициента увеличилась до 74,27 руб., фиксированная выплата увеличилась в 1,04 раза и должна была составить " ... " руб. " ... " коп., соответственно, страховая пенсия должна быть установлена в размере " ... " руб. " ... " коп. (74,27 x 57,365 + " ... " руб. " ... " коп.). Настаивал, что в течение 2015 ему должны были выплатить пенсию в размере " ... " руб., фактически было выплачено " ... " руб., разница составила " ... " руб. В течение 2016 по сентябрь включительно, должны были выплатить " ... " руб., фактически выплачено " ... " руб., разница составила " ... " руб., таким образом, за два года Пенсионным фондом недоплачено " ... " руб. Просил взыскать с ответчика единовременно указанную сумму и обязать ответчика выплачивать пенсию в размере " ... " руб. до очередной индексации.
В судебном заседании истец А.А.Н. заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика УПФР в Мишкинском районе Курганской области К.Т.А. иск не признала, пояснив, что при назначении страховой пенсии А.А.Н. были учтены положения пунктов 3 и 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", размер пенсии истцу рассчитан по обоим вариантам и определен наиболее выгодный для него размер пенсии, в соответствии с положениями п. 3 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и составил " ... " руб. " ... " коп. Закон не допускает такого права выбора при назначении пенсии, как предлагает истец. По вопросу применения п. 17 ст. 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пояснила, что данный пункт должен был вступить в законную силу с 01.01.2015, но, поскольку с 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон "О страховых пенсиях", которым не предусмотрена базовая часть страховой пенсии, поэтому п. 17 ст. 14 указанного выше Федерального закона не применяется. Полагала, что нарушений положений законов при расчете размера пенсии истца не допущено.
Мишкинским районным судом Курганской области постановленоуказанное выше решение, с которым не согласился истец А.А.Н.
В апелляционной жалобе А.А.Н. указывает, что, оставляя иск без удовлетворения, суд первой инстанции признал право УПФР в Мишкинском районе Курганской области засчитывать в пенсионный капитал не все начисленные и уплаченные страховые взносы, а только их часть, поименованную "учтенные", тогда как уменьшение взносов не предусмотрено законодательством. Считает суд и ответчик проигнорировали позицию председателя Правления Пенсионного фонда России Д.А. о зачете в пенсионный капитал страховых взносов в полном объеме, письмо Правления Пенсионного фонда России о зачете в пенсионный капитал начисленных страховых взносов, положения п. 3 ст. 3 Федерального закона "О страховых пенсиях". Не соглашается с доводом ответчика об уменьшении страховых взносов ввиду уплаты работодателем в Пенсионный фонд взносов в меньшем размере. Настаивает, что неуплата страхователем страховых взносов в Пенсионный фонд не должна препятствовать реализации права в полном объеме получать трудовую пенсию; работник не должен нести ответственность за неуплату работодателем обязательных взносов в Пенсионный фонд. Полагает ответчик в противоречие сам себе признает необходимость включения в расчетный пенсионный капитал начисленных страховых взносов, при этом включает в расчет "учтенные" взносы. Вопреки мнению ответчика о том, что п. 17 ст. 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" прекратил свое действие ввиду его отсутствия в Федеральном законе "О страховых пенсиях", считает данный пункт статьи действующим. Отмечает, что, согласно ст. 36 Федерального закона "О страховых пенсиях", отмена отдельных законов, противоречащих данному закону, произошла с момента его вступления в силу - 01.01.2015. Указывает, что с момента этой отмены и до пенсии он работал один месяц, все остальное время с 2002 по 2015 работал в период действия Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", неотъемлемой частью которого является п. 17 ст. 14, и был уверен, что с началом 2015 базовая часть его пенсии будет увеличена в соответствии со стажем. Считает, что суд и ответчик, придавая ст. 36 Федерального закона "О страховых пенсиях" обратную силу, недопустимо ухудшают его положение. Указывает, что просил сравнить все варианты расчета пенсии, в том числе по Закону "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и по Федеральному закону "О страховых пенсиях" с тем, чтобы можно было выбрать наилучший, однако ответчик вместо расчетов на основании Закона "О государственных пенсиях в Российской Федерации" представил суду расчет на основании п. 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пояснив, что данные нормы одинаковые, с чем согласился суд первой инстанции. Отмечает, что, согласно п. "в" ст. 7 Закона "О государственных пенсиях в Российской Федерации", начисление и увеличение размера пенсии осуществляется, исходя из уровня средней зарплаты по стране, однако ответчик на основании п. 4 ст. 30 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исчислил размер пенсии, исходя из осовремененного заработка пенсионера. Указывает, что отношение его заработка за 1984-1989, взятого в качестве наиболее выгодного, к заработной плате по стране составляло на то время 0,91, при этом, постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2001 N 720 среднемесячная зарплата в России, установленная для конвертации пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал, составила за третий квартал 2001 - " ... " руб., таким образом, ответчик, применив неизвестную методику расчета и осовременив его зарплату по состоянию на конец 2001 до " ... " руб. " ... " коп., уменьшил ее более чем в три раза. Не соглашается с утверждением ответчика, что применение норм ранее действующего законодательства не требуется ввиду наличия у него стажа 32 года, поскольку с применением норм ранее действующего законодательства, его стаж был бы больше на 7 лет. Указывает, что ответчиком не представлен расчет по ранее действующему законодательству и по Федеральному закону "О страховых пенсиях", несмотря на его неоднократные запросы. Настаивает, что не предлагал и не добивался смешения формул подсчета размеров трудовых пенсий, указанных в п. 3 и п. 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Считает, что ответчик присвоил себе законодательные функции и произвольно трактует действие нормативных актов во времени. Просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
В возражениях на апелляционную жалобу УПФР в Мишкинском районе Курганской области считает отсутствуют основания для отмены постановленного судом решения. Вновь повторяет озвученную в суде первой инстанции позицию и указывает, что размер пенсии был рассчитан по п. 3 и п. 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и определен более выгодный размер пенсии, таким образом, размер пенсии определен по п. 3 ст. 30 указанного Федерального закона и составил " ... " руб. " ... " коп. Указывает, что с момента вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях" нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяются, за исключением норм, регулирующих исчисление размера страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" в части, не противоречащей данному закону, что означает, что с 01.01.2015 не подлежат применению установленные до этой даты условия и нормы пенсионного обеспечения, в отношении которых Федеральным законом "О страховых пенсиях" предусмотрено иное правовое решение. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции стороны участия не принимали, о времени и месте рассмотрении дела извещались надлежащим образом. Истец просил о рассмотрении дела без его участия, представитель ответчика о причинах неявки суд не уведомил.
Судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК Российской Федерации).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что А.А.Н. " ... " обратился за назначением страховой пенсии по старости, которая ему назначена с " ... " решением УПФР в Мишкинском районе Курганской области о назначении пенсии от " ... " N в размере " ... " руб.
Страховой стаж истца, учтенный при расчете пенсии на момент обращения за назначением пенсии составил 32 года 2 месяца 1 день.
Размер страховой пенсии в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлен в размере " ... " руб. " ... " коп., фиксированная выплата к страховой пенсии по старости на основании ст. 16 названного закона установлена в размере " ... " руб. " ... " коп., суммарный размер страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом повышений фиксированной выплаты по старости с " ... " составил " ... " руб. " ... " коп.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что расчетный размер трудовой пенсии по старости истцу определен по наиболее выгодному варианту. Смешение формул подсчета размеров трудовых пенсий граждан, указанных в п. 3 и п. 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" законодательство не предусматривает. Довод истца о возможности применения к порядку подсчета стажа для исчисления размера пенсии законодательства, действовавшего в период выполнения работы признан необоснованным. Применение ранее действовавшего пенсионного законодательства, предусматривавшего, в том числе, исчисление стажа в полуторном и двойном размере, включение в стаж периодов учебы и т.д., в соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" допускается только при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию, но не в целях расчета размера пенсии.
Судебная коллегия находит возможным согласиться с выводами суда первой инстанции.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии с 01.01.2015 регулируется Федеральным законом "О страховых пенсиях"
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Согласно ч.ч. 3, 4 ст. 36 названного Федерального закона, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
До 01.01.2015 одним из видов обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию являлась трудовая пенсия по старости, установление и выплата которой осуществлялись в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ст. 9 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Закрепляя механизм исчисления трудовой пенсии по старости, Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ) предусматривал в п.п. 1-22 ст. 14 определение размера ее страховой части исходя из устанавливаемого в твердых суммах фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и сумм расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, сформированного в том числе за счет страховых взносов за данное лицо, начиная с 2002.
При этом согласно положениям п. 17 и 18 ст. 14 данного Федерального закона устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (п. 2 указанной статьи) за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые, а для граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, - на день достижения общеустановленного пенсионного возраста подлежал увеличению на 6 процентов; а при наличии страхового стажа, не достигающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин (за исключением граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), - уменьшению на 3 процента за каждый полный недостающий год (абз. 45, 46 п. 10 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ).
Положения п. 17 ст. 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливали порядок исчисления только одной из составляющих трудовой пенсии по старости - фиксированного базового размера страховой части, и подлежали применению с 01.01.2015 в силу ч. 5 ст. 41 вышеназванного Федерального закона от 24.07.2009 N 213-Ф3.
Данные законоположения в соответствии с ч. 5 ст. 41 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ вступали в силу с 01.01.2015, и поэтому при назначении и определении размера трудовых пенсий до указанной даты фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливался без учета продолжительности страхового стажа, имеющегося у гражданина на момент назначения пенсии (день достижения общеустановленного пенсионного возраста).
Таким образом, положения п.п. 17 и 18 ст. 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливали порядок исчисления только одной из составляющих трудовой пенсии по старости - фиксированного базового размера страховой части и подлежали применению с 01.01.2015.
В рамках реформирования системы обязательного пенсионного страхования законодателем в качестве обязательного страхового обеспечения вместо трудовой пенсии по старости с 01.01.2015 были введены: страховая пенсия по старости, фиксированная выплата к страховой пенсии и накопительная пенсия (п. 1 ст. 9 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ), а также установлено новое правовое регулирование, закрепляющее условия и порядок их назначения и выплаты (Федеральный закон "О страховых пенсиях" и Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии".
В Федеральном законе "О страховых пенсиях" страховая пенсия и фиксированная выплата к ней также выделены в качестве самостоятельных видов обязательного страхового обеспечения застрахованных лиц (п.п. 1, 6 ст. 3) и определение их размеров осуществляется по различным правилам (ст.ст. 15-18).
С 01.01.2015 (момента вступления в силу указанного Федерального закона) размер страховой пенсии по старости стал определяться исходя из стоимости одного пенсионного коэффициента и индивидуального пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, рассчитываемого с учетом сумм страховых взносов, начисленных и уплаченных за застрахованное лицо, а размер фиксированной выплаты к ней - в твердых суммах, не зависящих от продолжительности страхового стажа застрахованного лица (ст.ст. 15-17 Федерального закона "О страховых пенсиях"). При этом фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии.
Закрепляя новый порядок исчисления обязательного страхового обеспечения, в целях сохранения ранее приобретенных пенсионных прав застрахованных лиц законодатель при определении размера страховой пенсии по старости предусмотрел возможность учета периодов работы и (или) иной деятельности, имевших место до 01.01.2015, исходя из исчисленного по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размера страховой части трудовой пенсии по старости (без ее фиксированного базового размера страховой части и накопительной части) и коэффициентов, предусмотренных для иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, а также увеличил размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по сравнению с фиксированным базовым размером страховой части трудовой пенсии, закреплявшимся в п. 2 ст. 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ч. 10 и 12 ст. 15 и ст. 16 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Лицам, получавшим трудовую пенсию по старости, с 01.01.2015 в результате перерасчета устанавливались страховая пенсия и в размерах, предусмотренных ст.ст. 16, 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", фиксированная выплата к ней.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона "О страховых пенсиях", размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Перерасчет размера страховой пенсии производится в том числе в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01.01.2015.
В силу положений ст. 15 названного Федерального закона размер страховой пенсии по старости определяется по формуле:
СПст = ИПК x СПК, где СПст - размер страховой пенсии по старости; ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент; СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется по формуле:
ИПК = (ИПКс + ИПКн) x КвСП, где ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца; ИПКс - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 01.01.2015; ИПКн - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 01.01.2015, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца; КвСП - коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 01.01.2015, определяется по формуле:
где ИПКс - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 01.01.2015; П - размер страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), исчисленный по состоянию на 31.12.2014 по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; - сумма коэффициентов, определяемых за каждый календарный год периодов, имевших место до 01.01.2015, указанных в ч. 12 настоящей статьи, в порядке, предусмотренном ч. 12-14 настоящей статьи. При этом указанные периоды учитываются при определении, если они по выбору застрахованного лица не учитываются при исчислении размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 21.03.2005 N 18-ФЗ "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан" и Федеральным законом от 04.06.2011 N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан"; К - коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по старости равный 1; КН - коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности равный 1; СПКк - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 01.01.2015, равная " ... " руб. " ... " коп.
Таким образом, ранее установленный размер страховой части трудовой пенсии по старости принимается для расчета страховой пенсии по старости в соответствии с действующим законодательством.
В силу положений ст. 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
СЧ = ПК / Т + Б, где СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости; ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (статья 29.1 настоящего Федерального закона), учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости; Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев); Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.
Согласно ст. 30 поименованного Федерального закона в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле:
ПК = (РП - " ... " рублей) x Т, где ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей; " ... " рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 01.01.2002; Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 1 ст. 14 и п. 1 ст. 32 настоящего Федерального закона).
Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 6 настоящей статьи.
Расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где РП - расчетный размер трудовой пенсии; СК - стажевый коэффициент; ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается; ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период; СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 01.07.2001 по 30.09.2001 для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации ( " ... " руб.).
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ, редакция ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в российской Федерации" изменена.
Согласно п. 2 ст. 30 в редакции вышеуказанного Закона, расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 6 настоящей статьи.
Каждый из указанных пунктов предусматривается самостоятельный порядок расчета пенсии. При этом время обучения учитывается только при расчете пенсии по п. 4 ст. 30 названного Закона. Последний воспроизводит не только порядок исчисления общего трудового стажа, в том числе с зачетом в него периодов обучения, но и положение об ограничении размера пенсии определенной суммой (абз. 40).
С учетом указанных норм права, ответчиком в ходе рассмотрения дела представлен расчет по п. 3 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях", согласно которому общий размер пенсии истца на дату назначения " ... " составил " ... " руб. " ... " коп.
Согласно расчету ответчика по п. 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях", общий размер пенсии у истца на дату назначения " ... " составил " ... " руб. " ... " коп.
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) правомерно учитывался в размере не свыше 1,2.
Указанное свидетельствует об обоснованном избрании ответчиком более выгодного варианта размера его страховой пенсии.
Оценивая доводы апелляционной жалобы о неправильном исчислении размера страховых взносов, при определении размера пенсии, судебная коллегия полагает их несостоятельными.
Как следует из материалов дела, между сторонами спора о начисленных работодателем страховых взносах не имеется, с учетом предоставления ГБУ "Редакция Мишкинской районной газеты "Искра" дополнительных сведений в ПФР с корректирующими формами, согласно которым лицевой счет истца был дополнен страховыми взносами за 4 квартал 2013, 3 и 4 квартал 2014 и составила " ... " руб. " ... " коп.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" для лиц 1996 года рождения и старше (к которым относится истец), тариф страховых взносов составил 26 % на финансирование страховой части пенсии, из них 10% солидарная часть и 16% индивидуальная часть, которая и учитывается для формирования расчетного пенсионного капитала для назначения пенсии.
Таким образом, довод ответчика об учтенных страховых взносах является правомерным.
Указанная позиция согласуется и с п. 13 ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (редакция от 29.12.2015) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" сумма начисленных страхователем данному застрахованному лицу страховых взносов, согласно которому для лиц 1966 года рождения и старше учитывается сумма страховых взносов на финансирование страховой пенсии в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов по тарифу 16,0 процентных пункта тарифа страхового взноса независимо от фактически уплаченной страхователем суммы страховых взносов за данное застрахованное лицо.
Приведенные ответчиком в ходе рассмотрения дела условные расчеты размера пенсии подтверждают позицию ответчика о наиболее выгодном расчете размера пенсии истца при ее назначении.
Несостоятельным является довод истца о необходимости исчисления размера пенсии на основании Закона "О государственных пенсиях в Российской Федерации", так как указанный документ утратил силу с 01.01.2002 в связи с принятием Федерального закона "О трудовых пенсиях", и может применяться для включения стажа при определении права на назначение пенсии, а не для расчета ее размера.
Исходя из расчета стажа, страховой стаж на дату назначения пенсии составил 31 года 06 месяцев 08 дней, на 01.01.2001 - 22 года 08 месяцев 05 дней, что учитывается для расчета пении, стаж по состоянию до 1991 - 12 лет 01 месяц 18 дней, что учитывается для расчета суммы валоризации.
В соответствии со ст. 15 п. 10 Федерального закона "О страховых пенсиях", размер страховой части трудовой пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии), исчисляется по состоянию на 31.12.2014 по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Действительно, как следует из условного расчета ответчика, с учетом п. 17 ст. 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", размер базовой части пенсии истца составил бы " ... " руб. " ... " коп., исходя из стажа работы, превышающего на 2 года 30 лет, и тогда общий размер пенсии истца составил бы " ... " руб. " ... " коп., вместе с тем, указанная норма утратила силу.
Положения ст.ст. 14, 17, п. 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", аналогичны ч. 1 ст. 18 Федерального закона "О страховых пенсиях", являясь элементами правового механизма определения размера страховой части трудовой пенсии, содержат общие правила определения размера трудовой пенсии, в том числе на условиях, действующих на день вынесения решения об установлении пенсии.
С учетом анализа вышеприведенных норм права, судебная коллегия находит, что судом первой инстанции правомерно отказано истцу в удовлетворении исковых требований поскольку, суд первой инстанции исходил из того, что оценка пенсионных прав истца произведена ответчиком верно, в соответствии с п. 4. ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", как из наиболее выгодного варианта.
Довод апелляционной жалобы о продолжении действия положений п. 17 ст. 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях", судебная коллегия находит необоснованным, поскольку 01.01.2015 был принят новый закон "О страховых пенсиях", согласно п. 3 ст. 36 которого нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях" не применяются, за исключением норм, регулирующих исчисление размера страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" в части, не противоречащим данному закону, следовательно, с 01.01.2015 не подлежат применению установленные до этой даты условия и нормы пенсионного обеспечения, в отношении которых Федеральным законом "О страховых пенсиях" предусмотрено иное правовое решение.
Применение ранее действовавшего пенсионного законодательства, предусматривавшего, в том числе, исчисление стажа в полуторном и двойном размере, включение в стаж периодов учебы и т.д., в соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" допускается только при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию, но не в целях расчета размера пенсии.
Таким образом, поскольку до 01.01.2015 одним из видов обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию являлась трудовая пенсия по старости, установление и выплата которой осуществлялись в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а с 01.01.2015 (момента вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях") размер страховой пенсии по старости стал определяться, исходя из стоимости одного пенсионного коэффициента и индивидуального пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, рассчитываемого с учетом сумм страховых взносов, начисленных и уплаченных за застрахованное лицо, а размер фиксированной выплаты к ней - в твердых суммах, не зависящих от продолжительности страхового стажа застрахованного лица (ст.ст. 15-17 Федерального закона "О страховых пенсиях"). При этом фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии.
Следовательно, нормы п. 17 ст. 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при оценке пенсионных прав истца не применяются.
Судебная коллегия полагает безосновательным довод апелляционной жалобы о необходимости сравнения и выбора варианта расчета пенсии по закону "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вступившего в силу 01.01.2002, оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 производится путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, по формуле, в которую включено понятие расчетного размера трудовой пенсии.
В силу п. 3 и п. 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002. В названных пунктах приведены конкретные перечни трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, которые учитываются в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с указанными пунктами.
При этом в п.п. 3 и 4 ст. 30 названного Федерального закона приведен разный перечень периодов, которые включаются в общий трудовой стаж для определения расчетного размера трудовой пенсии по конкретному пункту.
Исходя из представленных УПФР по Мишкинскому району Курганской области расчетам, суд первой инстанции верно исходил из того, оценка пенсионных прав истца произведена ответчиком верно, и расчетный размер трудовой пенсии А.А.Н. определен по наиболее выгодному варианту - п. 3 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В совокупности доводы апелляционной жалобы истца направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 ГПК Российской Федерации, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального не установлено, в связи с чем, оснований к отмене решения суда, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мишкинского районного суда Курганской области от 14 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу А.А.Н. - без удовлетворения.
Судья - председательствующий О.Н. Богданова
Судьи: В.В. Варлаков
И.Г. Ушакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.