Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Софиной И.М.,
судей Шарыповой Н.В., Коуровой В.Е.,
при секретаре судебного заседания Г.С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 22 декабря 2016года гражданское дело по иску Б.Е.А. к КУМИ Администрации г. Шадринска, Администрации г. Шадринска о признании незаконным отказа КУМИ Администрации г. Шадринска о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и признании нуждающимся в жилом помещении как военного пенсионера
по апелляционной жалобе Б.Е.А. на решение Шадринского районного суда Курганской области от 19 сентября 2016 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Б.Е.А. к КУМИ Администрации г. Шадринска, Администрации г. Шадринска о признании незаконным отказа КУМИ Администрации г. Шадринска о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и признании нуждающимся в жилом помещении как военного пенсионера отказать.
Заслушав доклад судьи областного суда Шарыповой Н.В. об обстоятельствах дела, пояснения истца Б.Е.А. по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Б.Е.А. обратился в суд с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации "адрес" (далее - КУМИ Администрации г. Шадринска) о признании незаконным отказа от " ... " в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как военного пенсионера, не обеспеченного жильем, и отказа в принятии решения по его заявлению от " ... ". Истец просил суд признать его нуждающимся в жилом помещении как военного пенсионера, не обеспеченного жилым помещением, и обязать ответчика включить его в список граждан "Сотрудники милиции и правоохранительных органов", не обеспеченных жилым помещением.
В обоснование требований с учетом дополнительного обоснования иска указано, что " ... " истец обратился в Администрацию г. Шадринска с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении и принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как военного пенсионера. Письмом от " ... " ему отказано в принятии на учет в связи с тем, что он не относится к категории граждан, на которых распространяет свое действие Федеральный закон от " ... " N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" с внесенными изменениями, то есть льготные основания для принятия отсутствуют.
Истец полагал, что все условия для удовлетворения заявления им соблюдены, в настоящее время он является нуждающимся в жилом помещении. До " ... " он состоял на учете в органе местного самоуправления в целях получения жилого помещения, имеет необходимую выслугу лет по службе.
Апелляционным определением Курганского областного суда от " ... " по иску Б.Е.А. к Администрации г. Шадринска о законности снятия его с учета в " ... " года рассматривался вопрос о том, имелись ли основания у Администрации г. Шадринска снять его с учета в связи со сменой места жительства - регистрации. В иске ему было отказано, но судебная коллегия указала, что он вправе обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по новому месту жительства, не лишен он этого права и в настоящее время. Таким образом, Курганским областным судом не ставится под сомнение его право на предоставление жилья в силу положений ст. 2 Федерального закона от " ... " "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и совместно проживающих с ними членов семей, и другими нормами".
В судебном заседании суда первой инстанции Б.Е.А. и его представитель по ордеру В.П.А. на исковых требованиях настаивали, полагая, что КУМИ Администрации г. Шадринска Курганской области подошел формально к рассмотрению заявления истца.
Представитель ответчика КУМИ Администрации г. Шадринска в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Ранее в судебном заседании с иском не соглашался, указав, что Б.Е.А. в настоящее время не относится к категории граждан, льготы которым предусмотрены законодательством о статусе военнослужащих. Требования истца не основаны на законе, поскольку список очередности граждан "Сотрудники милиции и правоохранительных органов" является закрытым, в нем указаны лица, которые на период до " ... " были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и по настоящее время состоят в нем до обеспечения их жильем в порядке очередности в виде субсидий, выделяемых из федерального бюджета. С " ... " в КУМИ ведется одна общая очередность нуждающихся в улучшении жилищных условий, куда включены малоимущие и иная категория, определенная федеральным законом и иными нормами права. В настоящее время Б.Е.А. не является гражданином, который состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до " ... ", поскольку был исключен из него, как ошибочно включенный. После 2005 года у органов местного самоуправления отсутствуют полномочия по признанию нуждающихся в жилом помещении военнослужащих, как иной категории без учета малоимущности (ст. 49 ЖК РФ), за исключением случаев прямо установленных законодательством.
Представители третьих лиц УМВД России по Курганской области, Главного Управления социальной защиты населения Курганской области в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, просили суд рассмотреть дело в их отсутствие.
Судом постановленоизложенное выше решение, с которым не согласен истец Б.Е.А., просит в апелляционной жалобе с учетом дополнений решение суда отменить и принять решение об удовлетворении исковых требований.
Считает, что при принятии решения судом были неверно оценены обстоятельства дела, доказательства по делу и неверно сделан вывод об отказе в исковых требованиях, судом не применен закон, подлежащий применению. При этом, истец вновь приводит доводы и обстоятельства, изложенные им в исковом заявлении и в суде первой инстанции. Отказывая в удовлетворении требований, суд указал на порядок и основания предоставления жилья органами местного самоуправления по договорам социального найма, тогда как истец к данному факту отношения не имеет, его положение определено неправильно.
Полагает, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от " ... " установлен факт того, что он по состоянию на " ... " состоял на учете и был снят " ... " в связи со сменой места жительства. Для решения вопроса о реализации жилищных прав истцу необходимо решение органа местного самоуправления о нуждаемости в жилом помещении как военного пенсионера.
В отзыве на апелляционную жалобу КУМИ Администрации г. Шадринска, приводя доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, и поддерживая позицию, изложенную в суде первой инстанции, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В качестве третьего лица представитель УМВД России по Курганской области в представленных возражениях считает решение суда законным и обоснованным.
В возражениях на апелляционную жалобу Главное управление социальной защиты населения Курганской области полагает решение суда законным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы истца.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Б.Е.А. на доводах апелляционной жалобы и дополнениях к ней настаивал.
Представитель УМВД России по Курганской области в телефонограмме просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия, с учетом мнения истца, полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, проверив законность и обоснованность судебного решения, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Как следует из материалов дела, Б.Е.А. проходил службу в органах внутренних дел с " ... " по " ... ". Приказом заместителя начальника УВД Курганской области от " ... " N N майор милиции Б.Е.А. - помощник начальника дежурной части - оперативного дежурного ОВД г. Шадринска уволен с " ... " по п. 3 ст. 19 Закона Российской Федерации "О милиции" (по ограниченному состоянию здоровья), стаж службы составляет 17 лет 5 месяцев 4 дня.
Постановлением Администрации г. Шадринска от " ... " N Б.Е.А., проживающий по адресу: "адрес", был включен с составом семьи 3 человека в льготную очередь на первоочередное улучшение жилищных условий сотрудников Шадринского городского отдела внутренних дел.
Постановлением Администрации г. Шадринска от " ... " N Б.Е.А., очередь N, был исключен из указанного выше списка как обеспеченный жильем.
В связи с изменением семейного положения истец Б.Е.А. сменил место жительства и с " ... " был зарегистрирован по адресу: "адрес".
" ... " Б..А. вновь обратился в Администрацию г. Шадринска с заявлением, просил вынести на обсуждение просьбу о постановке его с составом семьи 3 человека: жена Б.Н.А., падчерица С.А., на учет нуждающихся в жилом помещении (очередь ГОВД), приложил необходимые документы.
Согласно постановлению Администрации г. Шадринска от " ... " N Б.Е.А. исключен из списка очередности "Сотрудники милиции и правоохранительных органов" в соответствии со ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, " ... " Б.Е.А. обратился в Администрацию г. Шадринска с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении и принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении военного пенсионера.
Письмом от " ... " N Б.Е.А. отказано в принятии на учет в связи с тем, что он не относится к категории граждан, на которых распространяют свое действие Федеральный закон от " ... " N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Федеральный закон N-Ф3 от " ... " "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
Решением Шадринского районного суда Курганской области от " ... ", оставленным без изменения апелляционным определением Курганского областного суда от " ... ", Б.Е.А. отказано в удовлетворении требований к Администрации г. Шадринска о признании незаконным и необоснованным п. 1.8 постановления Администрации г. Шадринска от " ... " N "Об исключении из списков очередности граждан, состоящих на учете в Администрации г. Шадринска на получение жилья", а именно об исключении его из списков очередности, возложении обязанности на Администрацию г. Шадринска по восстановлению его в списках очередности и в очереди за N.
Указанными судебными актами установлено, что ссылки истца на то обстоятельство, что он не был обеспечен жилым помещением ни на " ... ", ни на момент рассмотрения дела судом, не могут повлечь отмену судебного решения, поскольку сама по себе нуждаемость в жилом помещении не исключает возможности органа местного самоуправления для снятия гражданина с такого учета по п. 3 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ в связи с выездом на место жительства в другое муниципальное образование.
Решением Шадринского районного суда Курганской области от " ... ", оставленным без изменения апелляционным определением Курганского областного суда от " ... ", истцу отказано в удовлетворении исковых требований к КУМИ Администрации г. Шадринска о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в признании нуждающимся в жилом помещении, возложении обязанности включить в списки нуждающихся в жилых помещениях.
Названными судебными актами установлено, что поскольку среднемесячный доход Б.Е.А. за последние 12 месяцев, предшествующих его обращению " ... " в Администрацию г. Шадринска, согласно представленной им справке о получении пенсии составил " ... " руб. " ... " коп., что является более 1,5 прожиточных уровней на душу населения, у суда не имелось оснований для признания незаконным отказа Администрации г. Шадринска в признании истца малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Разрешая спор и отказывая Б.Е.А. в удовлетворении настоящих требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из преюдициального значения ранее состоявшихся в отношении тех же сторон решений в силу ст. 61 ГПК РФ. Доводы апелляционной жалобы истца со ссылкой на ранее указанные выводы судебных инстанций о его нуждаемости в жилом помещении основаны на неверном толковании норм права.
При этом, разрешая спор, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что заявление Б.Е.А. о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении было рассмотрено Администрацией г. Шадринска в точном соответствии с изложенной в нем просьбой, и исходя из указанного заявителем основания - как малоимущего гражданина.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ).
Согласно абзацу первому п. 14 ст. 15 Федерального закона от " ... " N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Согласно п. 2.1. ст. 15 Федерального закона от " ... " N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до " ... " были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после " ... ", и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 23 этого же Закона военнослужащие-граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что для реализации права на предоставление жилого помещения необходимо наличие совокупности юридически значимых фактов, таких как: признание в установленном порядке нуждающимся в предоставлении жилого помещения, обращение в предусмотренном законом порядке к уполномоченному лицу, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении жилья. Однако, наличия совокупности необходимых условий, свидетельствующих о соблюдении истцом определенной законом процедуры обеспечения жильем, судебной коллегией не установлено.
При этом статьей 2 Федерального закона от " ... " N 342-ФЗ предусмотрено, что порядок и условия обеспечения граждан, уволенных с военной службы и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от " ... " N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", распространяются на следующие категории граждан, которые до " ... " были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации: граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Таким образом, реализация гражданином права на обеспечение жильем по избранному после увольнения с военной службы месту жительства связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на очередь на получение жилья или на улучшение жилищных условий и постановкой на соответствующий учет до " ... ".
Доказательств того, что Б.Е.А. в соответствии с Постановлением от " ... " N Правительства Российской Федерации "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" был поставлен на учет не представлено.
В силу п. 2.1. ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ Б.Е.А. должен был обратиться в Администрацию Глубокинского сельсовета Шадринского района, на территории которого он стал проживать с " ... ", с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях. Однако, как установлено в ходе рассмотрения гражданского дела N, истец не обращался в данный орган местного самоуправления с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Независимо от даты увольнения со службы граждане, уволенные со службы в органах внутренних дел РФ, имеют право на обеспечение жилыми помещениями, только если они до " ... " были приняты органами местного самоуправления муниципальных образований Курганской области на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с требованиями пп. 2 п. 1 ст. 1 Закона Курганской области от " ... " N "О реализации на территории Курганской области отдельных положений Федерального закона от " ... " N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и федерального закона от " ... " N 342-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
В соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от " ... " N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Закона Курганской области от " ... " N судебная коллегия приходит в выводу, что у КУМИ Администрации г. Шадринска отсутствовали основания для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Б.Е.А. как военного пенсионера ввиду отсутствия такого учета в органах местного самоуправления.
Постановленное судом решение является законным и обоснованным. Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а потому оснований для его отмены не имеется. Доводы апелляционной жалобы основаны на субъективном толковании истцом действующего законодательства.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Шадринского районного суда Курганской области от 19 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Б.Е.А. - без удовлетворения.
Судья- председательствующий И.М. Софина
Судьи Н.В. Шарыпова
В.Е. Коурова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.