Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Софиной И.М.,
судей Шарыповой Н.В., Коуровой В.Е.,
при секретаре судебного заседания Губиной С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 22 декабря 2016 г. гражданское дело по иску Плаксина А.В. к Главному управлению МЧС России по Курганской области,
по апелляционной жалобе Плаксина А.В. на решение Курганского городского суда Курганской области от 21 июля 2016 г., которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Плаксина А.В. к Главному управлению МЧС России по Курганской области о восстановлении в правах на получение единовременной социальной выплаты и возложении обязанности на Главное управление МЧС России по Курганской области принять и рассмотреть документы о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения для Плаксина А.В. и членов его семьи супруги С., дочерей Е., М. в соответствии с действующим законодательством с момента первого обращения в Уральский филиал ФГУ "Управление Госэкспертизы и жилищного обеспечения" МЧС России 25.04.2013 - отказать.
Заслушав доклад судьи областного суда Софиной И.М. об обстоятельствах дела, объяснения истца Плаксина А.В., представителя ответчика Главного управления МЧС России по Курганской области Меркушевой О.В., судебная коллегия
установила:
Плаксин А.В. обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Курганской области о возложении обязанности выплатить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
В ходе судебного разбирательства истец исковые требования неоднократно изменял, указывал, что он является пенсионером МВД, был уволен на основании пункта "б" части 1 статьи 58 Постановления ВС РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 - по достижению предельного возраста, имеет специальное звание " ... ". На момент увольнения имел выслугу в календарном исчислении - 23 года, в том числе на федеральных должностях более 18 лет. Поскольку жилым помещением ни он, ни члены его семьи не обеспечены, он 25 апреля 2013 г. обратился в Уральский филиал ФГУ "Управление Госэкспертизы и жилищного обеспечения" МЧС России с заявлением о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N283-Ф3 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ". Однако получил отказ со ссылкой на то, что в МЧС Российской Федерации не издан ведомственный нормативный акт, регулирующий применение федерального законодательства по предоставлению единовременной социальной выплаты. Обратившись повторно 8 декабря 2014 г. в Уральский филиал ФГУ "Управление Госэкспертизы и жилищного обеспечения" МЧС России с аналогичным заявлением, ему было разъяснено о необходимости обращения с таким заявлением по месту прохождения службы. В связи с этим он 12 апреля 2016 г. обратился в ГУ МЧС России по Курганской области с заявлением о постановке его на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, однако вновь получил отказ, поскольку в настоящее время он не является сотрудником федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы. Истец считал данный отказ незаконным, так как с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты он обращался в период, когда являлся сотрудником Государственной противопожарной службы. Полагал, что имеет место нарушение его конституционного права на жилище.
В окончательном варианте истец Плаксин А.В. просил восстановить его в правах на получение единовременной социальной выплаты и обязать Главное управление МЧС России по Курганской области принять и рассмотреть документы о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения для него и членов его семьи в соответствии с действующим законодательством с момента его первого обращения в Уральский филиал ФГУ "Управление Госэкспертизы и жилищного обеспечения" МЧС России, то есть с 2013 г.
В судебном заседании истец Плаксин А.В. на измененных исковых требованиях настаивал.
Ответчик Главное управление МЧС России по Курганской области с иском не согласился, указывая в представленном письменном отзыве, что в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 283-Ф3 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" и Правилами предоставления социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах РФ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 369 от 24 апреля 2013 г. (далее - Правила), единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам, имеющим специальное звание, и проходящим службу в органах федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы. Однако, поскольку истец в настоящее время не является сотрудником противопожарной службы, уволен в 2013 г. в связи с достижением предельного возраста, то у комиссии в 2016 году отсутствовали основания для рассмотрения вопроса о постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты.
В судебном заседании представитель ответчика Главного управления МЧС России по Курганской области по доверенности Меркушева О.В. против удовлетворения иска возражала по доводам, изложенным в отзыве.
Курганским городским судом Курганской области постановленоизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме. Оспаривая решение суда, истец вновь ссылается на обстоятельства, ранее изложенные им в исковом заявлении и в судебном заседании суда первой инстанции. Указывает, что порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы регламентирован Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 283-Ф3 и Правилами предоставления социальной выплаты ... , утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 369 от 24 апреля 2013 г. Полагает, что он соответствует всем требованиям, предъявляемым данными нормативно-правовыми актами к лицам, намеренным воспользоваться правом на получение указанной выплаты. Он своевременно, еще в период прохождения службы, обратился с соответствующим заявлением о предоставлении ему единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Полагает, что отсутствие нормативного акта, регламентирующего реализацию вышеназванного закона, не может являться основанием для отказа ему в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
В представленных возражениях ответчик Главное управление МЧС России по Курганской области полагает решение суда законным и обоснованным.
В заседании судебной коллегии истец Плаксин А.В. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить.
Представитель Главного управления МЧС России по Курганской области по доверенности Меркушева О.В. против доводов апелляционной жалобы возражала, просила решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решение суда.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1), малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение.
1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирующий отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Судом установлено, что истец Плаксин А.В. с 1994 года проходил службу в органах внутренних дел, а с 2001 года - в органах Государственной противопожарной службы, находящихся в ведомственном подчинении МЧС России.
Жилым помещением на праве собственности или на праве социального найма ни истец Плаксин А.В., ни члены его семьи не обеспечены (л.д. 68, 70, 72-73). Плаксин А.В. и члены его семьи, выключая его супругу С., дочерей Е., М., с " ... " зарегистрированы и проживают в жилом помещении общей площадью 95,7 кв.м, расположенном по "адрес" (л.д. 21, 22, 24, 26). Собственником данного жилого помещения является мать истца - Н.
25 апреля 2013 г. Плаксиным А.В. в адрес Уральского филиала ФГУ "Управление Госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" было направлено заявление с просьбой принять его на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии с положениями части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Из направленного ему ответа от 24 мая 2013 г. следует, поскольку в МЧС не издано ведомственного нормативного акта, определяющего и регулирующего применение в МЧС Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации N 369 от 24 апреля 2013 г., то Уральский филиал ФКУ "Управление Госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" не правомочен рассматривать заявления сотрудников на предмет реализации их права по предоставлению единовременной социальной выплаты.
14 июня 2013 г. Плаксин А.В. был уволен с должности " ... " Главного управления МЧС России по Курганской области (должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы) на основании пункта "б" части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации - по достижении предельного возраста. Выслуга на 14 июня 2013 г. составила в календарном исчислении 23 года 06 месяцев 23 дня, выслуга для выплаты единовременного пособия при увольнении составила 20 лет (л.д. 46).
8 декабря 2014 г. истец вновь обратился в Уральский филиал ФГУ "Управление Госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" с аналогичным заявлением, из ответа на которое следует, что Плаксину А.В. для получения единой социальной выплаты необходимо обратиться в комиссию, созданную по месту прохождения службы.
Обращение истца в комиссию Главного управления МЧС России по Курганской области о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты последовало лишь 12 апреля 2016 г.
На указанное обращение письмом начальника ГУ МЧС по Курганской области от 22 апреля 2016 г. истцу был дан ответ о том, что единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения предоставляется сотрудникам, имеющим специальное звание и проходящим службу в учреждениях и органах федеральной противопожарной службы. Поскольку Плаксин А.В. на момент рассмотрения его обращения не являлся сотрудником федеральной противопожарной службы, комиссия Главного управления МЧС России по Курганской области не вправе рассматривать вопрос о постановке Плаксина А.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Проанализировав установленные по делу обстоятельства в контексте вышеприведенных норм закона, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Плаксина А.В. и восстановления его права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, поскольку такое право он до увольнения со службы не приобрел.
Судебная коллегия полагает данные выводы суда правомерными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к спорным правоотношениям, и соответствующими обстоятельствам, установленным судом.
Согласно пункту 1 статьи 4 указанного Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (пункт 7 статьи 4 Федерального закона).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 4 Федерального закона).
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 24 апреля 2013 г. N 369, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (далее - Правила).
Анализ приведенных выше правовых норм, регламентирующих вопросы предоставления социальных гарантий сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, позволяет прийти к выводу, что правом на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета посредством получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилья обладают не все сотрудники учреждений и органов Государственной противопожарной службы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, а лишь те, которые в период службы были приняты на соответствующий учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с Правилами, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369.
Вместе с тем, как правильно установлено судом первой инстанции, в период прохождения службы Плаксин А.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты в МЧС России не был принят и на момент увольнения на таком учете не состоял, в связи с чем в настоящее время основания для признания за ним такого права отсутствуют.
Доводы истца о том, что в период прохождения службы он обращался в Уральский филиал ФКУ "Управление Госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, и ему в этом было отказано, обоснованно не приняты судом во внимание, поскольку указанное обращение истца имело место в апреле 2013 г., полученный 24 мая 2013 г. отказ истцом не был обжалован. Обращение Плаксина А.В. в орган, уполномоченный принимать и рассматривать заявления сотрудников МЧС о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты имело место лишь в апреле 2016 г., то есть спустя 2 года 10 месяцев с момента увольнения.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания полагать, что истец в период прохождения службы в органах МЧС России в установленном законом порядке обратился за постановкой на учет для получения единовременной социальной выплаты, но до момента увольнения по независящим от него обстоятельствам заявление не было рассмотрено. Напротив, на момент увольнения истец определенно знал, что на соответствующий учет он не поставлен, однако отказ в постановке на учет не оспорил.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что отсутствие на момент его увольнения со службы порядка постановки на учет сотрудников МЧС России для получения единовременной социальной выплаты не должно умалять его прав, не принимаются судебной коллегией, поскольку, как указывалось выше, отказ Уральского филиала ФКУ "Управление Госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" от 24 мая 2013 г. в постановке на учет истцом не оспаривался. Ответчик же отказал Плаксину А.В. в рассмотрении заявления в апреле 2016 г. по другому основанию, не связанному с отсутствием вышеназванного порядка.
Пунктом 27 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденных указанным выше постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, предусмотрена возможность предоставления единовременной социальной выплаты уволенным со службы гражданам Российской Федерации, которые были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г. федеральными органами исполнительной власти.
Однако доказательств того, что Плаксин А.В. до 1 марта 2005 г. был принят и состоит на учете нуждающихся в жилом помещении, материалы дела не содержат, и истец на такие обстоятельства при обращении в суд с настоящим иском не ссылался.
При таких обстоятельствах, поскольку истец уволен со службы и на учете для получения единовременной социальной выплаты (на учете нуждающихся в жилом помещении) на момент увольнения не состоял, отказ суда в удовлетворении исковых требований является правомерным.
Судебная коллегия полагает, что решение суда соответствует собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы истца не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводы суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам, изложенным в жалобе, не подлежит. Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 21 июля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Плаксина А.В. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.