Судебная коллегия по административным делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Арзина И.В.
судей Пшеничникова Д.В., Лукиных Л.П.
при секретаре судебного заседания Шумиловой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 14 декабря 2016г. административное дело по административному исковому заявлению Мамедова З.И.оглы к Управлению по вопросам миграции УМВД России по Курганской области о признании незаконным заключения N М-1 от 28 января 2016г. в части указания, на то, что он не является лицом без гражданства, возложении обязанности
по апелляционной жалобе Мамедова З.И.оглы на решение Курганского городского суда Курганской области от 20 сентября 2016г., которым постановлено:
Административное исковое заявления Мамедова З.И. оглы к УВМ УМВД России по Курганской области о признании незаконным заключения N М-1 от 28.01.2016 в части указания, на то, что он не является лицом без гражданства, возложении обязанности, оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Пшеничникова Д.В. об обстоятельствах дела, пояснения Мамедова З.И.оглы, его представителя по доверенности Бачуриной Е.В., судебная коллегия
установила:
Мамедов З.И.оглы обратился в суд с административным иском к Управлению по вопросам миграции УМВД России по Курганской области (далее - УВМ УМВД России по Курганской области) о признании незаконным заключения N М-1 от 28 января 2016г. в части указания, на то, что он не является лицом без гражданства, возложении обязанности.
В обоснование иска Мамедов З.И.оглы указывал, что является уроженцем Грузии. С 7 августа 1993г. постоянно проживает на территории Российской Федерации, с указанного времени из России не выезжал, границу РФ не пересекал. Со 2 ноября 1995г. был зарегистрирован по адресу: "адрес". На территории Российской Федерации проживают его сожительница - М.М.Д., несовершеннолетние дети М.Ч.З.ооглы, " ... " года рождения, и М.Ч.З.ооглы, " ... " года рождения, являющиеся гражданами Российской Федерации. С 2010 по 2012 годы Мамедов З.И.оглы отбывал уголовное наказание по приговору суда в исправительном учреждении в Курганской области. С 2003 года и по настоящее время административный истец постоянно проживает со своей семьей - М.М.Д. и детьми. Вступившим в законную силу решением Курганского городского суда Курганской области от 22 марта 2016г. установлен юридический факт его постоянного проживания на территории Российской Федерации.
25 октября 2015г. Мамедов З.И.оглы обратился в УФМС России по Курганской области с заявлением об определении его правового статуса на территории Российской Федерации. В ходе рассмотрения данного заявления из Посольства Швейцарии в РФ (секция интересов Грузии) поступил ответ, из которого следовало, что Мамедову З.И. 23 октября 2003г. выдано удостоверение личности и 24 октября 2003г. он документирован паспортом N. С учетом изложенного УФМС России по Курганской области 28 января 2016г. принято заключение об установлении личности иностранного гражданина Мамедова З.И.оглы, не являющегося лицом без гражданства, поскольку документирован паспортом гражданина Грузии. Вместе с тем, по утверждению заявителя, территорию РФ он не покидал, национальный паспорт гражданина Грузии не получал. В связи с принятым заключением Мамедов З.И.оглы не может реализовать возможность получить вид на жительство, так как национального паспорта он фактически не имеет. Просил признать указанное заключение в части указания того, что он не является лицом без гражданства незаконным; признать его лицом без гражданства.
В судебное заседание Мамедов З.И.оглы не явился, извещался надлежащим образом.
Представитель административного ответчика УВМ УМВД России по Курганской области Базина О.В., действующая на основании доверенности, с требованиями Мамедова З.И.оглы не соглашалась, полагая, что принятое в отношении административного истца заключение является законным, так как в ходе проведенной по заявлению Мамедова З.И.оглы проверки были получены сведения о документировании его национальным паспортом и удостоверением личности гражданина Республики Грузия. Обращала внимание, что административным истцом доказательств в обоснование своих требований и доводов не представлено. Просила в иске отказать.
Судом постановленоизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Мамедов З.И.оглы просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы настаивает, что факт его принадлежности к гражданству Грузии не доказан, поскольку, по его мнению, имеющиеся в материалах дела доказательства являются противоречивыми, а именно: в ответе Посольства Швейцарии в РФ (секция интересов Грузии) указано отчество Мамедова З.И.оглы - "Ибрагимович", однако что не соответствует действительности; из содержания ответа также следовало, что заполняемая при выдаче паспорта заявление-анкета в адресно-информационном Бюро не найдена, вместе с тем, личность Мамедова З.И.оглы неким образом была идентифицирована с личностью лица, которому был выдан паспорт гражданина Грузии. Факт того, что административный истец из России с 1993 года по 2003 год не выезжал, административным ответчиком не опровергнут.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Мамедов З.И.о., его представитель Бачурина Е.В., на доводах апелляционной жалобы настаивали.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещался надлежаще, в поступившем в суд ходатайстве просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам полагает возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, и не сообщивших суду об уважительности причин своей неявки.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 25 июля 2002г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", который также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.
В соответствии с п.1 ст. 10.1 Федерального закона от 25 июля 2002г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установление личности иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, осуществляется по инициативе федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его территориального органа либо по заявлению иностранного гражданина об установлении личности.
Установление личности иностранного гражданина осуществляется на основании решения руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его территориального органа в соответствии с процедурой, определяемой настоящей статьей.
В силу п. 2 указанной статьи иностранный гражданин в заявлении об установлении личности, оформленном на бланке, указывает свои персональные данные (фамилию, имя, отчество (последнее при наличии), дату и место рождения), а также цель, обстоятельства и дату въезда в Российскую Федерацию. В целях проведения процедуры установления личности вместе с указанным заявлением представляются имеющиеся у иностранного гражданина подлинники документов, содержащих его персональные данные, и (или) их копии. К таким документам относятся недействительный документ, удостоверяющий личность, свидетельство о рождении, документ, свидетельствующий о перемене фамилии, имени и (или) отчества либо иных персональных данных, документ о заключении (расторжении) брака, документ об образовании, военный билет, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, водительское удостоверение, справка из места лишения свободы об освобождении, иные документы, содержащие персональные данные заявителя.
Согласно ч. 12 ст. 10.1 Федерального закона от 25 июля 2002г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" если по результатам проведенных проверок, опроса свидетелей и опознания подтвердится достоверность персональных данных иностранного гражданина, указанных им, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции составляется заключение об установлении личности иностранного гражданина, которое подписывается руководителем территориального органа. Подлинники документов, представленных иностранным гражданином в целях проведения процедуры установления личности, возвращаются иностранному гражданину. Копия заключения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции об установлении личности иностранного гражданина вручается данному иностранному гражданину по его просьбе.
Лица, имевшие гражданство СССР, проживавшие или проживающие в государствах, входивших в состав СССР, но не получившие гражданства этих государств и остающиеся в результате этого лицами без гражданства вправе получить гражданство России в упрощенном порядке в соответствии с пп. "б" ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 31 мая 2002г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
Отдельные категории лиц, находящиеся на территории Российской Федерации, в частности, дееспособные лица, состоявшие на 5 сентября 1991г. в гражданстве СССР, прибывшие в Российскую Федерацию для проживания до 1 ноября 2002г., не приобретшие гражданства Российской Федерации в установленном порядке, если они не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве, принимаются в гражданство Российской Федерации без учета требования о соблюдении ими условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, без представления разрешения на временное проживание и вида на жительство при отсутствии оснований отклонения заявлений, предусмотренных статьей 16 настоящего Федерального закона (п. "а" ч.1 ст. 41.1, ст. 41.3 Федерального закона от 31 мая 2002г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации").
Как установлено судом и следует из материалов дела, 29 октября 2015г. Мамедов З.И.оглы, родившийся в "адрес" Грузинской ССР " ... "г. и документированный 9 февраля 1989г. Марнеульским ОВД паспортом гражданина СССР образца 1979г. серии N, обратился в ТП УФМС России по Курганской области в Белозерском районе с заявлением об установлении его личности в соответствии со ст. 10.1 Федерального закона от 25 июля 2002г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" для определения в дальнейшем своего правового статуса в соответствии со ст. 41.3 ФЗ от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
В этих целях УФМС России по Курганской области в отношении Мамедова З.И.оглы проведены проверочные мероприятия.
Согласно полученному ответу Посольства Швейцарии в Российской Федерации (секция интересов Грузии) от 21 декабря 2015г. N Мамедов З.И., " ... " года рождения (л/н N), по данным электронной базы Агентства по развитию государственных сервисов, 23 октября 2003г. документирован удостоверением личности N N и 24 октября 2003г. паспортом N. В ответе также сообщалось, что Мамедову 9 февраля 1989г. Марнеульским ОВД выдавался паспорт с символикой СССР N. Информации о наличии заявления-анкеты при получении вышеуказанного паспорта не имеется.
По результатам рассмотрения заявления, приложенных к нему документов и полученных сведений из Посольства Швейцарии в Российской Федерации уполномоченным органом УФМС России по Курганской области 28 января 2016г. принято заключение N М-1, которым личность Мамедова З.И.оглы установлена, подтверждена принадлежность к гражданству иного государства, а также сделан вывод о том, что Мамедов З.И. лицом без гражданства не является.
Позднее (в июле 2016г.) в УФМС России по Курганской области через Посольство Швейцарии в Российской Федерации (секция интересов Грузии) поступил ответ на обращение УФМС, направлявшееся в Министерство Юстиции Грузии в декабре 2015г., в котором сообщалось, что в найденной заявлении-анкете при получении удостоверения личности N N фотография на анкете соответствует представленному УФМС фото, что фиксирует одно и тоже лицо - М.З., " ... " года рождения. Заявление-анкета при выдаче паспорта гражданина Грузии N в адресно-информационном Бюро не найдена.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Отказывая в удовлетворении требований Мамедова З.И.оглы, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что заключение миграционного органа об установлении личности и подтверждении принадлежности Мамедова З.И.оглы к гражданству иностранного государства принято уполномоченным государственным органом, на основании сведений, полученных от компетентного источника, оснований не доверять которому у территориального подразделения ФМС России не имелось.
Соответственно, у уполномоченного в сфере миграции государственного органа не имелось достаточных оснований для составления иного заключения, содержащего выводы об отсутствии у Мамедова З.И.оглы гражданства иностранного государства и придании заявителю статуса лица без гражданства.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с принятым судом первой инстанции решением, исходя из того, что административным истцом в ходе рассмотрения административного дела не было представлено допустимых и достоверных доказательств, опровергающих указанные в ответах Посольства Швейцарии в Российской Федерации сведения о документировании Мамедова З.И.оглы паспортом гражданина иностранного государства.
Суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, подлежащий применению при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела; оснований сомневаться в правильности постановленного решения судебная коллегия не находит.
Последовавшее после отказа УФМС обращение Мамедова З.И.оглы в Курганский городской суд Курганской области и принятие указанным судом 22 марта 2016г. решения, которым установлен юридический факт постоянного проживания Мамедова З.И.оглы на территории Российской Федерации с 1993 года по настоящее время, не означает, что в установленный вступившим в законную силу решением суда от 22 марта 2016г. период времени Мамедов З.И.оглы не имел возможности пересечь границу Российской Федерации для кратковременного выезда за пределы Российской Федерации, в том числе на территорию Р.Грузия в 2003 году, когда согласно сообщениям компетентных органов Мамедов З.И.оглы был документирован национальным паспортом.
Ссылки автора жалобы на то, что административный орган не доказал факт выезда Мамедова З.И.оглы из Российской Федерации в 2003 году в качестве состоятельных судебной коллегий приняты быть не могут, поскольку данное обстоятельство не является юридически значимым по настоящему делу и не относится к обстоятельствам, обязанность доказывания которых ч. 11 ст. 226 КАС возлагается на орган, организацию, должностное лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшими оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Вопреки доводам жалобы заявителя, акцентирующего внимание на отдельных неточностях и несоответствиях, содержащихся в ответах Посольства Швейцарии, но не отменяющих их существа, иных относимых и допустимых доказательств, опровергающих содержание полученной от Посольства Швейцарии информации о принадлежности Мамедова З.И.оглы к гражданству иностранного государства, а равно как и доказательств признания недействительными удостоверения личности N N и паспорта N гражданина Р.Грузия, административным истцом суду не представлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, находя решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 20 сентября 2016г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Мамедова З.И. оглы - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.