Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Яковлевой В.Н. и законного представителя Аливанова Н.В. на решение судьи Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 11 октября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества "Вурнарский мясокомбинат"
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике Игнатьевой А.Е. N 06-09 от 2 сентября 2016 года Акционерное общество " Вурнарский мясокомбинат" (далее АО "Вурнарский мясокомбинат") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, и юридическому лицу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 180000 рублей.
Данное постановление обжаловано защитником Яковлевой В.Н., действующей в интересах АО "Вурнарский мясокомбинат" на основании доверенности, в районный суд.
Решением судьи Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 11 октября 2016 года постановление об административном правонарушении оставлено без изменения.
В настоящей жалобе защитник Яковлева В.Н. просит решение судьи отменить по мотиву несоразмерности наложенного административного штрафа характеру совершенного административного правонарушения. Ссылаясь на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года N 4-П, считает, что при назначении административного наказания не учтено тяжелое имущественное положение предприятия и добровольное устранение допущенных нарушений. Полагает, что уплата штрафа в размере 180000 рублей может повлечь тяжкие последствия для юридического лица и ограничение его прав.
В дополнении к жалобе законный представитель юридического лица - генеральный директор Аливанов Н.В. также просит об отмене решения судьи. Ссылаясь на часть 2.2. статьи 4.1 КоАП РФ, просит учесть тяжелое финансовое положение предприятия и наличие кредитной задолженности, а также то, что содеянное не повлекло за собой фактического причинения ущерба либо наступление неблагоприятных последствий.
Изучив доводы жалобы и проверив дело в полном объеме, выслушав мнение представителей Росприроднадзора по Чувашской Республике Архипова С.А. и Васильеву Е.А. об оставлении решений по делу без изменения, признав возможным рассмотрение жалобы в отсутствие защитника Яковлевой В.Н. и законного представителя АО "Вурнарский мясокомбинат, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, прихожу к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с частью 4 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 4 мая 1999г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управлением федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике в АО " Вурнарский мясокомбинат" проведена плановая выездная проверка, по результатам которой установлено, что Общество в нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, осуществляло выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, расположенных по адресам: "адрес" и "адрес", не имея при этом соответствующего специального разрешения.
Факт совершения АО "Вурнарский мясокомбинат" вмененного административного правонарушения и виновность юридического лица подтверждены совокупностью доказательств, исследованных судом при проверке жалобы на постановление, допустимость, достоверность и достаточность которых сомнений не вызывает, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 15 августа 2016 года; протоколом отбора проб и образцов N06-04 от 28.07.2016г.; фототаблицей к протоколу отбора проб и образцов от 28.07.2016г. N; протоколом количественного химического анализа атмосферного воздуха от 01 августа 2016 года N, согласно которому выбросы от стационарного источника-навозохранилища (лагуна), расположенного на территории комплекса по выращиванию свиней (д. Кумаши), составили: сероводород-0,016 мг/м 3, аммиак-0,54 мг/м, фенол-0,0063 мг/м 3, углерода оксид-менее 2,4 мг/м 3; протоколами замеров физических факторов и химического анализа на источниках выбросов, оснащенных ГОУ от 04.04.2016г; протоколами исследования химического анализа и замеров физических факторов на источниках выбросов от 31.05.2016г. и от 09.06.2016г., согласно которым от стационарных источников Общества, расположенных по адресам: Вурнарский район, д. Кумаши, д. Малдыкасы, осуществляется выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: азота диоксид, азота оксид, углерода оксид, аммиак, сероводород, предельные углеводороды С1-С5, фенол, метантинол, взвешенные вещества.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о наличии в действиях АО "Вурнарский мясокомбинат" состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
Наказание АО "Вурнарский мясокомбинат" назначено в пределах санкции части 1 статьи 8.21 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы, направленные на обоснование необходимости снижения размера назначенного административного наказания, не слекут за собой отмену состоявшихся по делу решений.
Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий жалобу на постановление по делу об административном правонарушениях, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ).
Снижение размера административного штрафа является правом суда. При этом наказание может быть уменьшено лишь при наличии соответствующих условий, а именно: исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица. Оценка данных исключительных обстоятельств осуществляется судом в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Изучение материалов дела и обстоятельств совершения административного правонарушения показало, что оснований, свидетельствующих о наличии исключительных обстоятельств, позволяющих применить положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, не усматриваются.
В частности, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие то, что назначенный АО "Вурнарский мясокомбинат" административный штраф в размере ста восьмидесяти тысяч рублей приведет к ухудшению финансового и материального состояния предприятия, что в свою очередь повлечет невозможность дальнейшего нормального осуществления его деятельности.
Заявителем не представлены сведения об имуществе и о результатах финансово-хозяйственной деятельности Обществом за истекший период 2016 года.
Наличие кредитной задолженности само по себе не свидетельствует о чрезмерном размере административного штрафа, уплата которого повлечет невозможность дальнейшего нормального осуществления деятельности АО "Вурнарский мясокомбинат".
Вопреки доводам жалобы, назначенное наказание соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ).
Оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным не имеется.
Существенных нарушений норм процессуального права при привлечении юридического лица к административной ответственности не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления административного органа и решения судьи не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике Игнатьевой А.Е. N 06-09 от 2 сентября 2016 года и решение судьи Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 11 октября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества "Вурнарский мясокомбинат" оставить без изменения, жалобы защитника Яковлевой В.Н. и законного представителя Аливанова Н.В. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В. Голубев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.