Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Агеева О.В. и Алексеевой Г.И.,
при секретаре судебного заседания Ивановой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Смак-Агро" на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 21 сентября 2016 года по гражданскому делу по иску прокурора Калининского района города Чебоксары к Обществу с ограниченной ответственностью "Смак-Агро" о возложении обязанности создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью "Смак-Агро" (ООО "Смак-Агро") о возложении обязанности создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в кафе " П", расположенное по адресу: "ХХХ", путем установления пандуса и поручней в соответствии с п.4.1.14, п. 5.2.15 Свода Правил СП 59.13330.2012 на следующих условиях: длина марша пандуса не должна превышать 9,0м, а уклон не круче 1:20 (5%); ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9-1,0м и вдоль обеих сторон пандусов и открытых лестниц высотой более 0,45м установить ограждения с поручнями на высоте 0,9 м; поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте (расстояние между поручнями - в пределах от 0,9 до 1,0 м; завершающие горизонтальные части поручня должны быть длиннее марша лестницы или наклонной части пандуса на 0,3 м (допускается от 0,27 до 0,33 м) и иметь не травмирующее завершение.
Исковые требования мотивированы тем, что проведенной 17.06.2016 проверкой соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части создания организациями независимо от организационно - правовых форм условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры выявлено, что вход в кафе " П" не оборудован пандусом и поручнями. Поскольку, в силу характера оказываемых услуг населению, кафе " П" является объектом социальной инфраструктуры, ответчик обязан обеспечить доступ в помещение инвалидам и другим маломобильным группам населения.
В суде первой инстанции помощник прокурора Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики Гришин С.И. исковые требования поддержал, представитель ответчика Фархутдинова Н.В. требования не признала.
Решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 21.09.2016 постановлено:обязать ООО "Смак-Агро" создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в кафе " П", расположенное по адресу: "ХХХ" путем установления пандуса и поручней в соответствии с п. 4.1.14, п. 5.2.15 Свода правил СП 59.13330.2012: длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м., а уклон не круче 1:20 (5%); ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9-1,0 м. и вдоль обеих сторон пандусов и открытых лестниц высотой более 0,45 м. установить ограждения с поручнями (на высоте 0,9м.); поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте (расстояние между поручнями - в пределах от 0,9-1,0м.); завершающие горизонтальные части поручня должны быть длиннее марша лестницы или наклонной части пандуса на 0,3 м. (допускается от 0,27 до 0,33 м.) и иметь не травмирующее завершение.
Указанное решение обжаловано ответчиком ООО "Смак-Агро" по мотивам незаконности и необоснованности. В жалобе указывается, что в материалах дела не имеется никакого технического заключения о возможности в имеющихся условиях установки пандуса, который бы полностью соответствовал установленным Сводом правил СП 59.13330.2012 требованиям, а также того, что пандус, установленный ООО "Смак-Агро", не обеспечивает беспрепятственный и безопасный доступ в указанное помещение и не соответствует строительным нормам и правилам. В соответствии с п.5.2.13 Свода правил СП 59.13330.2012 на временных сооружениях допускается уклон пандуса 1:12 (8%) при условии, что подъем по вертикали между площадками не превышает 0,5 м, а длина пандуса между площадками - не более 6,0 м. Указанные параметры были соблюдены ООО "Смак-Агро" при устройстве пандуса. Как было указано в отзыве на исковое заявление, ООО "Смак-Агро" планирует проведение реконструкции помещений кафе, в ходе которой объект социальной инфраструктуры будет более приспособленным для нужд инвалидов. Кроме того, принимая решение, суд не учел, что жилой дом, в котором расположено кафе " П", построен в 1992 году, то есть до введения соответствующих СНиП и СП. Судом также не дана оценка факту установки, в целях обеспечения прав инвалидов, сигнальной кнопки вызова персонала, организации доставки заказов на дом, необосновано было отклонено ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью получения письменного заключения общественного объединения инвалидов Чувашской Республики о достаточности предпринятых мер по обеспечению беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры.
В судебном заседании представитель ответчика ООО "Смак-Агро" Фархутдинова Н.В. жалобу поддержала, прокурор Овчинникова Н.А. просила жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Статьей 15 Федерального закона N 181-ФЗ предусмотрена обязанность Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Требования по обеспечению доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Чувашской Республике определены в Распоряжении Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.12.2014 N 759-р "О создании инвалидам условий для беспрепятственного доступа к информации и объектам социальной инфраструктуры", в силу которого к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов, относятся и объекты общественного питания.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (ст.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, административное здание, общей площадью ".." кв.м., расположенное по адресу: "ХХХ", является собственностью ООО "Смак-Агро" на основании свидетельства о праве собственности серии ".." N от /.././.././ ... /.
Согласно договору пользования нежилым помещением от 01.08.2013, данное нежилое помещение используется ФИО1 в целях оказания услуг общественного питания.
Заявляя исковые требования об обязании ответчика обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения в кафе " П", прокурор указал на отсутствие приспособлений (пандус, перила и пр.) при входе в кафе. Исковые требования были подтверждены справкой о проведении прокурорской проверки, фотографией центрального входа в кафе, на которых видно отсутствие пандуса и поручней, иных специальных приспособлений для беспрепятственного доступа инвалидов в помещения. Ответчиком указанное обстоятельство также не оспаривалось.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ответчиком установлен пандус длиной 1,35 м и высотой 0,54м и установлена кнопка вызова персонала (л.д.51), пандус признан судом не отвечающим требованиям законодательства.
Судебная коллегия не находит основания для отмены решения суда.
Довод жалобы о том, что здание было возведено в 1992 году и не может в полной мере быть приспособленным для нужд инвалидов, нельзя признать состоятельным, поскольку в силу указанных выше правовых норм все организации, создающие и эксплуатирующие объекты инфраструктуры, в том числе объекты общественного питания, обязаны создавать равные условия пользования указанными объектами всеми лицами, в том числе, инвалидами. Гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод.
Требования Свода правил СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденного Приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 N 605, необходимо учитывать как при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту зданий, так в отношении приспосабливаемых для доступности маломобильных групп населения зданий и сооружений.
Исполнение установленной в Федеральном законе N 181-ФЗ обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от времени строительства, введения в эксплуатацию зданий и сооружений, их реконструкции либо от организационно-правовых форм организаций.
Довод ответчика о том, что по делу не имеется технического заключения о возможности установки пандуса, соответствующего установленным требованиям, не является основанием для отмены решения, так как обязанность по обеспечению инвалидов и иных маломобильных групп населения в помещение кафе лежит на ответчике, то и обязанность по представлению доказательств, свидетельствующих об отсутствии технических возможностей для устройства пандуса, соответствующего установленным требованиям, лежит на нем. Такие доказательства ответчиком суду не представлены.
Не может быть принят во внимание и довод ответчика об отсутствии технического заключения о несоответствии установленного в ходе рассмотрения дела пандуса нормам СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Ввиду непредставления ответчиком доказательств в подтверждение своих доводов, судом апелляционной инстанции в качестве доказательства принят акт о проведении контрольной проверки, составленный помощником прокурора Калининского района г.Чебоксары совместно с директором АНО "Центр экспертизы и сертификации" Доступный мир", согласно которому установленный ответчиком пандус требованиям, установленным Сводом правил СП 59.1220.2012, не отвечает.
Доводы жалобы о том, что установленный пандус отвечает по углу наклона параметрам, предусмотренным для временных сооружений, не могут быть приняты во внимание, поскольку здание по адресу: "ХХХ" не является временным сооружением или объектом временной инфраструктуры.
Доводы жалобы об оборудовании входа в кафе кнопкой вызова персонала, организации доставки заказов на дом для удовлетворения потребностей инвалидов, нельзя признать состоятельными, поскольку Сводом Правил 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", предъявляющим требования к помещениям и их элементам, не предусматривает в качестве альтернативы принятие указанных мер. Кроме того, данные меры не обеспечивают постоянный беспрепятственный доступ маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры.
Отсутствие заключения общественного объединения инвалидов Чувашской Республики о достаточности предпринятых ответчиком мер, не может служить основанием к отмене решения, поскольку по своей сути перечисленные в статье 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, в связи с чем мнение определенной общественной организации в данном случае правового значения для рассматриваемого спора не имеет.
Иные доводы апелляционной жалобы были предметом судебного разбирательства, судом в решении им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями ст.67 ГПК РФ, данные доводы не опровергают и не ставят под сомнение выводы суда и на законность судебного постановления не влияют.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Смак-Агро" на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 21 сентября 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий: Лысенин Н.П.
Судьи: Агеев О.В.
Алексеева Г.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.