Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Юркиной И.В., судей Карачкиной Ю.Г. и Степановой Э.А.
при секретаре Никитине П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску Тараканова В.А. к администрации города Алатыря Чувашской Республики о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, поступившее по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Алатырского районного суда Чувашской Республики от 26 сентября 2016 года.
Заслушав доклад судьи Карачкиной Ю.Г., судебная коллегия
установила:
в административном исковом заявлении и дополнении к нему Тараканов В.А. указал, что является ветераном боевых действий, в городе Алатыре проживает с 2001 года, 6 мая 2011 года обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет на получение жилья по договору социального найма в льготную очередь как ветеран боевых действий, однако решением комиссии по жилищным вопросам при администрации города Алатыря от 30 мая 2011 года ему в этом было отказано по тому основанию, что он и его супруга проживают на праве безвозмездного пользования в "адрес1" общей площадью 92,85 кв.м., хотя площадь этой квартиры составляет 46,42 кв.м. и в ней они были только зарегистрированы, а фактически проживали на другой съемной квартире; вторым основанием для отказа в постановке на учет было то, что их семья не является малоимущей, что не соответствовало действительности, вместо фактически получаемого им в то время пособия в размере 1869,90 рублей в расчет была принята средняя заработная плата по Чувашской Республике в размере 12536,10 рублей. Впоследствии он вновь обратился к ответчику с аналогичным заявлением, представив справки о доходах своей семьи, но заявление у него не приняли, а заместитель главы администрации отказал в постановке на учет, сославшись на его прежнее обращение от 06.05.2011 и протокол заседания комиссии по жилищным вопросам от 30.05.2011, хотя представленные им документы свидетельствовали о том, что его материальное положение с тех пор изменилось в худшую сторону; в настоящее время он с супругой проживают в съемной квартире по "адрес2".
Административный истец просил признать незаконным отказ администрации города Алатыря Чувашской Республики в постановке его на учет в льготную очередь на получение жилья по договору социального найма как участника боевых действий и малоимущего, возложить на администрацию города Алатыря Чувашской Республики обязанность поставить его с семьей из двух человек на учет на получение социального жилья как участника боевых действий с 6 мая 2011 года, взыскать с администрации города Алатыря Чувашской Республики в его пользу судебные расходы в размере 8300 рублей, из которых 300 рублей - расходы по оплате государственной пошлины, 2000 рублей - расходы на составление административного искового заявления, 6000 рублей - расходы на оплату услуг представителя.
Администрация города Алатыря Чувашской Республики иск не признала и в письменном отзыве указала, что в соответствии со ст.16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" за счет средств федерального бюджета осуществляется обеспечение жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, а ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации; решением комиссии по жилищным вопросам при администрации города Алатыря от 30.05.2011 Тараканову В.А. было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, поскольку его семья на тот момент не являлась малоимущей, срок для обжалования решения указанной комиссии Таракановым В.А. пропущен; после 2011 года заявлений о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях и признании малоимущим с приложением необходимых документов от Тараканова В.А. в администрацию города Алатыря не поступало, обращение в ходе личного приема к главе администрации 7 декабря 2015 года заявлением о постановке на учет, по смыслу Закона Чувашской Республики от 17.10.2005 N 42 "О регулировании жилищных отношений", не является.
В суде первой инстанции административный истец Тараканов В.А. и его представитель адвокат Кибардина Л.Г. поддержали иск, представитель административного ответчика Веряскин Е.Н. просил отказать в удовлетворении иска.
Решением от 26 сентября 2016 года Алатырский районный суд Чувашской Республики во удовлетворение административных исковых требований Тараканова В.А. признал отказ администрации города Алатыря Чувашской Республики в постановке Тараканова В.А. с супругой на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как участника боевых действий незаконным, обязал администрацию города Алатыря Чувашской Республики поставить Тараканова В.А. на такой учет с семьей из двух человек с 7 декабря 2015 года, взыскал с администрации города Алатыря Чувашской Республики в пользу Тараканова В.А. судебные расходы в размере 8300 рублей.
В апелляционной жалобе администрация города Алатыря Чувашской Республики, дублируя содержание отзыва на исковое заявление и считая решение принятым с нарушением норм материального права, просит о его отмене и вынесении нового - об отказе удовлетворении административных исковых требований. По мнению апеллянта, решение суда, наделяя Тараканова В.А. правом постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях при отсутствии оснований для этого, противоречит требованиям Закона Чувашской Республики "О регулировании жилищных отношений".
Тараканов В.А. представил возражения на апелляционную жалобу с просьбой оставить решение суда без изменения.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации города Алатыря Чувашской Республики Веряскин Е.Н. поддержал апелляционную жалобу, представитель Тараканова В.А. - Тараканова Л.А. просила в удовлетворении жалобы отказать.
Рассмотрев дело в соответствии со ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Тараканов В.А. при обращении в суд выразил несогласие с решением администрации города Алатыря Чувашской Республики от 6 мая 2011 года и сообщением заместителя главы администрации города Алатыря от 12 января 2016 года как с отказами в постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях как ветерана боевых действий.
Копией удостоверения N от 22.12.2005, выданного военным комиссариатом "данные изъяты", подтверждается, что Тараканов В.А. имеет права и льготы, установленные п.1 ст.16 Федерального закона "О ветеранах".
В соответствии п.1 ст.16 Федерального закона "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (пп.3 в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ).
Из содержания ст.72, 76 Конституции Российской Федерации следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Согласно ч.2 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее -ЖК РФ) состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Согласно ч.1 ст.4 Закона Чувашской Республики от 17.10.2005 N 42 "О регулировании жилищных отношений в Чувашской Республике" состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, отнесенные к категории малоимущих в порядке, предусмотренном настоящим Законом, а также иные категории граждан, указанные в статье 11 настоящего Закона, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Статей 11 этого Закона к иным категориям граждан, определенным настоящим Законом в соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики, отнесены граждане, указанные в статьях 14, 16 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года.
Таким образом, основания постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях как в 2011 году, так и в 2015-2016 годах для ветерана боевых действий Тараканова В.А. были общими, то есть подлежало оценке его имущественное положение.
Согласно ч.3, 4 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
В частях 3 - 4.1 ст.4 Закона Чувашской Республики от 17.10.2005 N 42 перечислены документы, подлежащие представлению гражданами самостоятельно для постановки на учет, а также круг сведений, получаемых в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Из материалов дела следует, что 6 мая 2011 года Тараканов В.А. обратился в администрацию города Алатыря Чувашской Республики с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи 2 человека, от него был принят пакет документов, после рассмотрения которого комиссией по жилищным вопросам при администрации города Алатыря Чувашской Республики 30 мая 2011 года было принято решение об отказе в принятии Тараканова В.А. на учет в связи тем, что он не является малоимущим, а и.о. заместителя главы администрации города 1 июня 2011 года направил Тараканову В.А. соответствующий ответ.
Вопреки утверждению истца, площадь квартиры, в которой он и его супруга были зарегистрированы, и сведения о которой им были представлены вместе с заявлением от 06.05.2011, не учитывалась в расчетном листе, соответственно, не влияли на непризнание семьи истца малоимущей. На уровень обеспеченности Тараканова В.А. общей площадью жилого помещения комиссия по жилищным вопросам при администрации города Алатыря Чувашской Республики в своем решении от 30 мая 2011 года как на основание отказа в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях тоже не ссылалась.
Порядок признания граждан малоимущими и учитываемые при этом виды доходов и имущества указаны в частях 5, 6, 8 Закона Чувашской Республики от 17.10.2005 N 42. Нарушений со стороны администрации города Алатыря Чувашской Республики при оценке имущественного положения семьи Тараканова В.А. в 2011 году допущено не было, поэтому выводы суда первой инстанции в этой части являются правильными.
Согласно ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, в том числе, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Поскольку представленные Таракановым В.А. в 2011 году документы не подтверждали относимость его семьи к категории малоимущих (ч.2 ст.49 ЖК РФ), отказ администрации города Алатыря Чувашской Республики в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях следует считать правомерным, а требование Тараканова В.А. о возложении на ответчика обязанности поставить его на такой учет с 6 мая 2011 года - необоснованным.
Однако, обжалованным решением суда на администрацию города Алатыря Чувашской Республики возложена обязанность поставить Тараканова В.А. с семьей из двух человек на учет нуждающихся в жилых помещениях с 7 декабря 2015 года.
Судебная коллегия не может согласиться с таким решением, поскольку оно не отвечает требованиям ч.1 ст.176 КАС РФ.
В силу ч.2 ст.310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого рода нарушения, несоответствия и неправильности судом по данному делу были допущены.
Так, суд первой инстанции в своем решении исходил из неправомерности отказа в принятии Тараканова В.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по обращению от 7 декабря 2015 года, мотивированного отказом на заявление от 6 мая 2011 года, без проверки имущественного положения заявителя, сложившегося к этому времени.
Между тем, правовое регулирование общего порядка постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях после 2011 года не изменилось.
Вывод суда о том, что представленное в материалах дела сообщение заместителя главы администрации города Алатыря Чувашской Республики на имя Таракановой Л.А. от 12 января 2016 года является отказом в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, не соответствует обстоятельствам дела, так как в этом сообщении лишь разъясняется порядок обеспечения жильем ветеранов боевых действий и причины, по которым семья заявителя не значится в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Факт подачи Таракановым В.А. после 2011 года непосредственно в орган местного самоуправления или через многофункциональный центр заявления о постановке на учет с приложением документов, предусмотренных ч.3, 4 ст.4 Закона Чувашской Республики от 17.10.2005 N 42 "О регулировании жилищных отношений в Чувашской Республике", из которого вытекала бы предусмотренная ч.5 ст.52 ЖК РФ обязанность администрации города Алатыря Чувашской Республики принять то или иное решение, материалами дела не подтверждается, а устное обращение с той же целью, с точки зрения того же Закона Чувашской Республики и Жилищного кодекса Российской Федерации, не является надлежащим. Утверждение истца и его представителя о том, что заявление о постановке на учет ими подавалось, но не было принято специалистами городской администрации, не может быть принято во внимание как бездоказательное.
Таким образом, сообщение от 12 января 2016 года по своей природе является лишь ответом информационного характера на обращение Таракановой Л.А. на личном приме у главы администрации города 7 декабря 2015 года, дача которого предусмотрена Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а не решением в порядке ч.5 ст.52 ЖК РФ.
При таком положении, когда установленный законом заявительный порядок постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях Таракановым В.А. в 2015 году не был соблюден, оснований для удовлетворения его административных исковых требований о признании незаконным отказа в постановке на учет в льготную очередь на получение жилья по договору социального найма как участника боевых действий и малоимущего, о возложении на администрацию города Алатыря Чувашской Республики обязанности поставить его с семьей из двух человек на учет на получение социального жилья как участника боевых действий с 7 декабря 2015 года тоже не имелось.
В этой связи судебная коллегия отменяет решение суда первой инстанции и принимает новое - о полном отказе в иске, что, однако, не препятствует Тараканову В.А. в реализации им жилищных прав в установленном законом порядке в дальнейшем.
В силу ч.1 ст.111 КАС РФ отказ в удовлетворении исковых требований является основанием и для отказа в возмещении истцу его судебных расходов.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Алатырского районного суда Чувашской Республики от 26 сентября 2016 года отменить и принять по настоящему административному делу новое решение, которым Тараканову В.А. отказать в удовлетворении его административных исковых требований к администрации города Алатыря Чувашской Республики о признании незаконным отказа в постановке на учет в льготную очередь на получение жилья по договору социального найма как участника боевых действий и малоимущего, о возложении на администрацию города Алатыря Чувашской Республики обязанности поставить его с семьей из двух человек на учет на получение социального жилья как участника боевых действий с 6 мая 2011 года и взыскании судебных расходов.
Председательствующий И.В. Юркина
Судьи : Ю.Г. Карачкина
Э.А. Степанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.