Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Юровой О.В.,
судей Скворцовой О.В., Лелекова Н.Г.,
при секретаре Матвеевской А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Анохиной Л.П. Анохина Н.Н. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 09 сентября 2016 года, которым постановлено:
в удовлетворении искового заявления Анохиной Л.П. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в
г.Йошкар-Оле Республики Марий Эл о перерасчете пенсии отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Юровой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Анохина Л.П. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Йошкар-Оле Республики Марий Эл, в котором просила признать незаконным отказ в перерасчете пенсии и произвести перерасчет за период ее работы в ОАО "Артур-Мари"
с учетом среднемесячного заработка за 2000-2001 годы.
В обоснование иска указала, что с 14 января 2010 года ей назначена пенсия по старости. 12 апреля 2016 года она обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии, предоставив документы о заработной плате в ОАО " ... " за 2000-2001 годы, однако ей отказано в перерасчете пенсии. С данным отказом не согласна, считает его незаконным.
Судом постановленоуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Анохиной Л.П. Анохин Н.Н. просил отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований истца, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Выслушав объяснения представителей Анохиной Л.П. Анохина Н.Н., Загайнова К.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы и просьбу об отмене решения суда, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Анохина Л.П. является получателем трудовой пенсии по старости с 14 января 2010 года.
12 апреля 2016 года Анохина Л.П. обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии, предоставив документы о заработной плате
в ОАО " ... " за 2000-2001 годы.
01 июня 2016 года пенсионным органом истцу было отказано в перерасчете пенсии в связи с тем, что Анохина Л.П. не зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования до 01 января 2002 года.
С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с этой даты Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона
от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, исходя из расчета среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается.
Согласно статье 18 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе требовать от физических лиц предоставления документов, необходимых для перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии, а также проверять в соответствующих случаях обоснованность выдачи указанных документов. Правила перерасчета размера трудовой пенсии устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 года N 30 "О реализации Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" разработка порядка и оснований для перерасчета размера трудовой пенсии по старости поручена Министерству труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионному фонду Российской Федерации.
В соответствии с этим Министерством труда и социального развития Российской Федерации совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации принято Постановление N 16/19па "Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными Законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно пункту 26 указанного Перечня среднемесячный заработок застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования за 2000 - 2001 годы подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, составленной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Среднемесячный заработок за любые
60 месяцев подряд до 01 января 2002 года в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
Как установлено судом первой инстанции, Анохина Л.П. в системе обязательного пенсионного страхования зарегистрирована в 2002 году.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Анохиной Л.П., суд первой инстанции исходил из того, что расчет среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы возможен только по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. В указанные годы истец не была зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно нормам статьи 14 Федерального закона от 01 апреля
1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" застрахованное лицо,
к которому относится истица, обязано пройти регистрацию в органах Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии со статьями 8 - 10 названного Федерального закона.
Частью 3 статьи 9 вышеуказанного закона N 27-ФЗ предусмотрено, что застрахованное лицо, поступающее на работу или заключающее договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, обязано, в свою очередь, представить страхователю свое страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, а в случае его отсутствия - написать соответствующее заявление о выдаче ему страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования впервые или о выдаче нового (взамен утраченного), а также сообщить страхователю сведения, предусмотренные подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, для передачи в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Требования Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ, который действовал в спорный период, истец не выполнила, доказательств этого суду не представлено, в ГБУ Республики Марий Эл "Марийский республиканский центр хранения документов по личному составу" данные сведения также отсутствуют.
Кроме того, как видно из материалов дела, Анохина Л.П. работала в ОАО " " ... " " ... ", Анохин Н.Н. - конкурсным управляющим указанной организации, в связи с чем Анохина Л.П. имела возможность зарегистрироваться как работник в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, что ею сделано не было.
Согласно статье 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Поскольку истец зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования в 2002 году, сведения о ее заработке за период работы в ОАО " ... " за 2000 - 2001 годы в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета отсутствуют, судом первой инстанции сделан правильный вывод об отказе в удовлетворении исковых требований Анохиной Л.П.
Судебная коллегия находит возможным согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и исследованных по делу доказательствах.
Доводы апелляционной жалобы о том, что неуплата страховых взносов работодателем не может влиять на включение периода работы в стаж истца, являются несостоятельными, поскольку ответчиком периоды работы
в ОАО " ... " включены в общий трудовой стаж, пенсионным органом расчет не производится ввиду отсутствия данных о среднемесячном заработке застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Таким образом, у суда первой инстанции при установленных обстоятельствах не имелось правовых оснований для удовлетворения требований истца.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям законности и обоснованности, нарушений норм материального и процессуального права судом допущено не было, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционных жалоб не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 09 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Анохиной Л.П. Н.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи О.В.Скворцова
Н.Г.Лелеков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.