Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Юровой О.В.,
судей Скворцовой О.В., Гринюк М.А.,
при секретаре Матвеевской А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ожиганова И.А. на решение
Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 05 сентября 2016 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Ожиганова И.А. к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл о признании незаконными заключения служебной проверки и приказа Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл "N"л/с от 06 мая 2016 года о наложении дисциплинарного взыскания отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Юровой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ожиганов И.А. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл (далее - МВД по Республике Марий Эл), в котором просил признать незаконным приказ МВД по РМЭ "N" л/с от 06 мая 2016 года о привлечении его к дисциплинарной ответственности и заключение служебной проверки, на основании которой издан данный приказ.
Требование мотивировано тем, что указанным приказом истец предупрежден о неполном служебном соответствии. С данным дисциплинарным взысканием он не согласен, поскольку выводы служебной проверки постановлены с нарушением норм материального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Истец привлечен к ответственности за нарушение части 4 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации "О полиции" и пункту 12 Типового Кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, которое выразилось в несоблюдении Правил дорожного движения Российской Федерации, совершении
дорожно-транспортного происшествия на служебной автомашине, в результате которого было повреждено транспортное средство гражданского лица и органов внутренних дел. Кроме того, в заключении проверки указано, что истцом не был оплачен административный штраф, что не соответствует действительности. Автомашина ОВД была восстановлена истцом за счет собственных средств в течение суток. Лицо, проводившее служебную проверку в отношении истца, вышло за пределы сроков её проведении, установленных законом.
Судом постановленоуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе Ожиганов И.А. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований. Считает решение суда принятым с нарушением норм материального права, указывает, что ответчик вышел за пределы сроков проведения служебной проверки.
Выслушав объяснения Ожиганова И.А., его представителя
Воронова И.М., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя МВД по Республике Марий Эл Киреева С.В., просившего решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Правоотношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, а также определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 342-ФЗ), Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N3-Ф3 "О полиции", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Федеральным законом N 342-Ф3 предусмотрено, что под служебной дисциплиной понимается соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав, нарушение которых является нарушением служебной дисциплины (статьи 47, 49).
В соответствии с частями 1, 3 статьи 50 Федерального закона
N 342-Ф3 на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел; увольнение со службы в органах внутренних дел.
За каждый случай нарушения служебной дисциплины на сотрудника органов внутренних дел может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.
На основании положений статьи 51 Федерального закона N 342-Ф3
до наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 52 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка.
О наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. Дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора может объявляться публично в устной форме. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме.
Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника органов внутренних дел приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, действительно в течение одного года со дня его наложения, а дисциплинарное взыскание, объявленное публично в устной форме, - в течение одного месяца со дня его наложения. Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, считается снятым по истечении одного года со дня его наложения, если этот сотрудник в течение этого года не подвергался новому Дисциплинарному взысканию.
Согласно пункту 40 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 года N1377, дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, прежнее поведение сотрудника, совершившего проступок, признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения и другие обстоятельства. При малозначительности совершенного дисциплинарного проступка руководитель (начальник) может освободить сотрудника от дисциплинарной ответственности и ограничиться устным предупреждением.
Из материалов дела следует, что Ожиганов И.А. проходит службу в органах внутренних дел с декабря 1998 года, в должности начальника центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей МВД по Республике Марий Эл - с февраля 2014 года по настоящее время.
В соответствии с пунктами 4.1- 4.5, 9 и 10 контракта о прохождении службы в ОВД, заключенного 27 января 2016 года с Ожигановым И.А. при назначении его на должность начальника Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей МВД по Республике Марий Эл, Ожиганов И.Л. обязуется выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие законодательству Российской Федерации; быть верным Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, быть честным и преданным порученному делу; добросовестно выполнять служебные обязанности в соответствии с настоящим контрактом, должностным регламентом (должностной инструкцией); соблюдать служебную дисциплину, ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел.
Приказом МВД по Республике Марий Эл от 06 мая 2016 года "N"л/с Ожиганов И.А. предупрежден о неполном служебном соответствии за нарушение требований части 4 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 07 февраля 2011 года N3-Ф3 "О полиции",
пункта 12 Типового Кодекса этики и служебного поведения государственных служащих РФ и муниципальных служащих, одобренным решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции
от 23 декабря 2010 года, что выразилось в несоблюдении требований Правил дорожного движения Российской Федерации, совершении
дорожно-транспортного происшествия на служебной автомашине, в результате которого было повреждено транспортное средство гражданского лица и транспортное средство органов внутренних дел.
Основанием к изданию приказа о привлечении истца к дисциплинарной ответственности явилось заключение служебной проверки, утвержденное Министром внутренних дел Республики Марий Эл 28 апреля 2016 года.
В рамках проведенной служебной проверки установлено, что 05 января 2016 года около 17 час. 50 мин. в "адрес" начальник центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей МВД по Республике Марий Эл майор полиции Ожиганов И.А, управляя служебной автомашиной " ... ", государственный регистрационный знак "N", перед поворотом налево заблаговременно не занял соответствующее крайнее положение на проезжей части, вследствие чего произошло столкновение с автомашиной " ... ", государственный регистрационный знак "N", под управлением ФИО1
В результате данного дорожно-транспортного происшествия оба транспортных средства получили механические повреждения.
Виновным в дорожно-транспортном происшествии был признан водитель Ожиганов И.А., который постановлением инспектора ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по "адрес" от 05 января 2016 года за нарушение пункта 8.5 Правил дорожного движения Российской Федерации привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 12.14 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 500 руб.
В виду того, что Ожиганов И.А. не согласился с указанным постановлением о привлечении его к административной ответственности и обжаловал его в суд, в рамках служебной проверки должностным лицом МВД принято решение о рассмотрении вопроса о привлечении майора полиции Ожиганова И.А. к дисциплинарной ответственности после принятия соответствующего процессуального решения компетентным органом. Данное решение утверждено Министром внутренних дел по Республике Марий Эл
10 февраля 2016 года.
Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 15 февраля 2016 года вышеуказанное постановление должностного лица ГИБДД от 05 января 2016 года о привлечении к административной ответственности Ожиганова И.А. оставлено без изменения.
Решением судьи Верховного суда Республики Марий Эл от 24 марта 2016 года постановление инспектора ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по "адрес" от 05 января 2016 года и решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 19 февраля 2016 года оставлены без изменения.
Указанное нарушение было расценено работодателем как нарушение сотрудником полиции Ожигановым И.А. служебной дисциплины.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона "О полиции" предусмотрено, что сотрудник полиции, как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.
Согласно пункту 12 Типового Кодекса этики и служебного поведения государственных служащих РФ и муниципальных служащих, одобренным решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 года, государственные служащие обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 приказа МВД по Республике Марий Эл от 13 марта 2014 года N111 "Об организации деятельности но автотранспортному обеспечению в подразделениях и органах внутренних дел по Республике Марий Эл" руководители (начальники) подразделений и органов внутренних дел но Республике Марий Эл обеспечивают организацию и текущий (ежедневный) контроль за проведением с водителями инструктажей перед выполнением задания, связанного с выездом за пределы обслуживаемой территории; обеспечением безопасности движения и предупреждением дорожно-транспортных происшествий; обеспечением безопасности перевозок пассажиров и грузов.
Подпунктом 3.2. данного приказа предусмотрено обеспечить контроль за качеством и объективностью служебных проверок, проводимых по фактам дорожно-транспортных происшествий и другим нарушениям Правил дорожного движения с участием служебного автотранспорта с принятием к виновным лицам жестких мер дисциплинарного характера.
Таким образом, возможность привлечения сотрудников органов внутренних дел к строгой дисциплинарной ответственности за совершение ДТП на служебном транспорте, то есть за несоблюдение добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством, обусловлена особым правовым статусом указанных лиц.
Судебная коллегия соглашается с приведенными в решении суда выводами, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению к указанным правоотношениям. Установленные служебной проверкой факты свидетельствуют о наличии у ответчика оснований для применения к истцу дисциплинарного взыскания.
На основании частей 1, 4 статьи 52 Федерального закона РФ N 342-Ф3 служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел. дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, а также по заявлению сотрудника. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении сроков проведения служебной проверки в отношении истца несостоятельны, поскольку проверка назначена в установленном порядке 05 января 2016 года, по результатам которой 10 февраля 2016 года принято решение об отложении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности после принятия судебными органами решений по жалобам истца, при этом Ожиганов И.А. находился на излечении с 11 по 21 января 2016 года.
Дополнительная служебная проверка по факту дорожно-транспортного происшествия с участием сотрудника полиции Ожиганова И.А. проведена после получения 27 апреля 2016 года из Верховного Суда Республики
Марий Эл информации о рассмотрении жалобы Ожиганова И.А. и утверждена Министром внутренних дел по Республике Марий Эл 28 апреля 2016 года.
Выводы суда первой инстанции о том, что запретов на проведение дополнительных служебных проверок в законодательстве не имеется, являются правильными.
Таким образом, оснований полагать, что служебная проверка проведена с такими нарушениями порядка ее проведения, которые могли бы явиться основанием для снятия с истца дисциплинарного взыскания, не имеется.
Привлечение истца к дисциплинарной ответственности произведено в установленный законом шестимесячный срок со дня совершения дисциплинарного проступка.
В связи с чем, судом сделан правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Ожиганова И.А.
Решение постановленосудом на основании правильного определения юридически значимых обстоятельств, без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежат.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 05 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ожиганова И.А. - без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи О.В.Скворцова
М.А.Гринюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.