Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего: Петровой О.А.,
судей: Ваулина А.А. и Скворцовой О.В.,
при секретаре Матвеевской А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе представителя Федеральной службы исполнения наказаний на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 05 октября 2016 года, которым постановлено:
исковые требования Панова Дениса Сергеевича удовлетворить частично.
Признать незаконным решение комиссии ФСИН России от "дата", которым Панову Денису Сергеевичу отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Признать за Пановым Денисом Сергеевичем право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний поставить Панова Дениса Сергеевича с составом семьи из четырех человек на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с даты подачи заявления "дата" в порядке очередности.
В удовлетворении требования Панову Денису Сергеевичу к УФСИН России по Республике Марий Эл о признании незаконными действий по утрате документа отказать.
Взыскать с ФСИН России в пользу Панова Дениса Сергеевича судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере " ... " рублей.
Взыскать с ФСИН России в доход местного бюджета государственную пошлину в размере " ... " рублей.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Скворцовой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Панов Д.С. обратился в суд с иском о признании решения комиссии ФСИН России от "дата" незаконным, о признании за ним права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении на ФСИН России обязанности принять истца с семьей из четырех человек на указанный учет, предоставить ему единовременную социальную выплату, признании незаконными действий УФСИН России по Республике Марий Эл по утрате выписки из ЕГРП на Панова Д.С.
В обоснование исковых требований Панов Д.С. ссылался на то, что он является сотрудником уголовно-исполнительной системы, выслуга составляет более " ... " лет. С семьей из 4 человек (истец, жена, двое детей) проживает в квартире площадью " ... " кв.м, расположенной по адресу: "адрес". Квартира находится в долевой собственности жены и детей. Иного жилья ни истец, ни члены его семьи не имеют. Истец с семьей нуждается в улучшении жилищных условий, имеет право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья.
"дата" Панов Д.С. обратился в УФСИН России по Республике Марий Эл с соответствующим заявлением и приложенными к нему документами. Решением комиссии УФСИН России по Республике Марий Эл от "дата" "N" истец признан соответствующим категории граждан, предусмотренных статьей 4 Федерального закона от
30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ), предоставленный им пакет документов соответствует требованиям Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля
2013 года N 369 (далее - Правила). Комиссия решиланаправить материалы по заявлению Панова Д.С. и представленные им документы в ФСИН России для принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Решением комиссии ФСИН России от "дата" Панову Д.С. было отказано в постановке на учет для получения социальной выплаты по основаниям, предусмотренным пунктом 5 Правил - в связи с отсутствием необходимых документов, на основании части 8 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ - в связи с ухудшением жилищных условий в " ... " году,
а также в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м.
Судом постановленовышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ФСИН России просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного
с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы указано, что у истца отсутствует право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку Панов Д.С., его супруга и двое детей
не являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, Пановым Д.С. ухудшены жилищные условия в " ... " году, истцом на рассмотрение представлен не полный перечень документов, предусмотренный Правилами.
В отзыве на апелляционную жалобу ФСИН по Республике Марий Эл просит удовлетворить апелляционную жалобу ФСИН России.
Выслушав представителя ФСИН России и УФСИН Российской Федерации по Республике Марий Эл по РМЭ Ширшову Л.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя Панова Д.С.
Добровольскую Т.М., просившую решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене в части удовлетворения исковых требований на основании пункта 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ в связи с неправильным применением норм материального права.
Как установлено судом и видно из материалов дела, Панов Д.С. является сотрудником федерального казенного учреждения "Исправительная колония "N" Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл (далее - ФКУ ИК- " ... " УФСИН России по Республике Марий Эл). Общая выслуга лет в календарном исчислении на момент возникновения спорных правоотношений составила " ... " лет " ... " месяцев " ... " дня.
"дата" Панов Д.С. обратился в комиссию УФСИН России по Республике Марий Эл с заявлением и пакетом необходимых документов
о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии со статьей 4 Федерального закона от
30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, указав в составе семьи супругу " ... ", " ... " года рождения, сын " ... ", " ... " года рождения, дочь " ... ", " ... " года рождения.
Панов Д.С. с "дата" по "дата" временно, супруга и сын с "дата" и дочь с "дата" по настоящее время постоянно зарегистрированы в жилом помещении общей площадью " ... " кв.м по адресу: "адрес", принадлежащем на праве собственности матери супруги заявителя " ... " Всего в указанном жилом помещении постоянно зарегистрировано 3 человека.
В период с "дата" по "дата" Панов Д.С. был постоянно зарегистрирован в жилом помещении общей площадью " ... " кв.м. по адресу: "адрес", нанимателем которого являлась мать заявителя " ... ", а с "дата" собственниками квартиры
на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от
"дата" являются мать " ... "., брат " ... ", племянница " ... " по 1/3 доли в квартире у каждого. Всего в данной квартире по состоянию на "дата" было постоянно зарегистрировано 4 человека.
Комиссией УФСИН России по Республике Марий Эл "дата" принято решение о направлении заявления Панова Д.С. и представленных им документов в ФСИН России для принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Решение оформлено протоколом "N" от "дата".
Решением ФСИН России от "дата", оформленной протоколом "N", Панову Д.С. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на основании части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, поскольку истец, его супруга и дети являются членами семьи собственников квартир, обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м; на основании части 8 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ в связи с ухудшением жилищных условий Пановым Д.С.; в связи с отсутствием необходимых документов, предусмотренных пунктом 5 Правил.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Панова Д.С., суд первой инстанции исходил из того, что истец, выехав в "дата"
из квартиры, принадлежащей на праве собственности, в том числе его матери " ... ", и зарегистрировавшись временно в квартире матери супруги " ... " по адресу: "адрес",
не является членом ее семьи, в связи с чем общая площадь данного жилого помещения не подлежит учету при расчете обеспеченности истца и членов его семьи жилой площадью, а данный расчет следует производить из общей площади квартиры, находящейся в собственности супруги и детей по адресу: "адрес". При таком расчете суд первой инстанции пришел к выводу об обеспеченности жилой площадью на каждого из проживающих менее 15 кв.м, что при наличии иных условий, предусмотренных Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ (стаж службы более 10 лет, отсутствие в собственности у истца и членов его семьи в собственности или по договору социального найма жилых помещений), является основанием для постановки Панова Д.С. на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Отношения, связанные с обеспечением сотрудников уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, который закрепляет как право указанных сотрудников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так и условия реализации этого права.
В соответствии с частью 1 статьи 4 названного Федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 закона); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв.м (пункт 2 части 3 статьи 4 данного закона).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369.
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года
N 283-ФЗ и пунктом 2 Правил предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 названного закона.
Согласно пункту 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Из содержания положений пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ во взаимосвязи с указанной нормой Правил следует, что при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является ее нанимателем или собственником.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Панов Д.С.
с семьей, претендуя на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты, в то же время пользуется квартирой, находящейся
в собственности матери супруги " ... ", вселен туда как член семьи собственника жилого помещения.
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Судом первой инстанции установлено, что Панов Д.С. был вселен
в "дата" года в принадлежащую " ... " квартиру по адресу:
"адрес", как член семьи собственника жилого помещения, поскольку проживал и пользовался этим жилым помещением без заключения какого-либо соглашения с собственником, определяющего его права иначе, чем это предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, Панов Д.С., будучи членом семьи собственника жилого помещения, сохранял право пользования этой квартирой, в которой был обеспечен общей площадью жилого помещения в размере более 15 кв.м,
в связи с чем он и члены его семьи не являлись нуждающимися в жилом помещении и не имел права на получение единовременной социальной выплаты на основании статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ. Право пользования Панова Д.С. квартирой, принадлежащей на праве собственности " ... ", последней не оспорено.
Какого-либо соглашения с собственником квартиры " ... ", определяющей права " ... ", " ... ", " ... " и
" ... " иначе, чем это предусмотрено статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, заключено не было. Поскольку указанные лица зарегистрированы в квартире матери " ... " - " ... ", имеют право пользования указанным помещением наряду с его собственником, то они являются членами семьи собственника этого жилого помещения.
Кроме того, решением ФСИН России Панову Д.С. также было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по основанию, предусмотренному частью 8 статьи 4 Федерального закона от
30 декабря 2012 года N 283-ФЗ в связи с совершением действий, повлекших ухудшение жилищных условий, путем снятия с регистрационного учета Панова Д.С. с прежнего места жительства.
Согласно пункту 12 Правил в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
В соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);
2) с обменом жилыми помещениями;
3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
4) с выделением доли собственниками жилых помещений;
5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Таким образом, перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Из положений части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, определяющей условия предоставления сотруднику единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, следует, что необходимым условием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты является несовершение им намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к искусственному созданию нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия были сотрудником совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, но не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Как следует из материалов дела, с "дата" года по "дата" Панов Д.С. был постоянно зарегистрирован в качестве члена семьи в квартире площадью " ... " кв.м, принадлежащей на праве социального найма его матери " ... ", а с "дата" на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от "дата" принадлежащей на праве собственности по 1/3 доли его матери " ... ", брату " ... ", племяннице " ... "
На момент регистрации истца в указанной квартире на каждого проживающего приходится более 15 кв.м общей площади жилого помещения.
Кроме того, на момент приватизации квартиры " ... ", " ... ", " ... ", истец был зарегистрирован в спорной квартире, и в соответствии с Законом Российской Федерации от
04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" имел возможность принять участие в ее приватизации, чем не воспользовался. Утратившим право пользования указанным жилым помещением в установленном порядке он не признавался, а потому за ним должно бессрочно сохраняться право пользования данным жилым помещением в силу статьи 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
"дата" Панов Д.С. снялся с регистрационного учета в названном жилом помещении и был зарегистрирован "дата" в квартире, расположенной по адресу: "адрес", принадлежащей на праве собственности матери его
супруги - " ... "
"дата", претендуя на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты, Панов Д.С. обратился с соответствующим заявлением.
Эти обстоятельства применительно к положениям части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ свидетельствуют о том, что Панов Д.С., вселенный в квартиру, расположенную по адресу: "адрес", нанимателем " ... " и длительное время проживающий в ней без заключения до "дата" какого-либо соглашения, определяющего его право пользования жилым помещением иначе, чем это предусмотрено Ж К РФ, и отказавшийся от приватизации указанного жилого помещения "дата", снявшись "дата"
с регистрационного учета в указанном жилом помещении, совершил намеренные действия, приведшие к искусственному созданию нуждаемости в жилом помещении и приобретению в связи с этим статуса, при котором возникает предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ условие для признания за ним права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Судом не учтено, что при наличии таких обстоятельств сотрудник в силу части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года
N 283-ФЗ принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных выше действий.
Исходя из положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с учетом подлежащих применению к спорным правоотношениям статей 30, 31 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию того факта, что " ... ",
" ... ", " ... ", " ... " не являются членами семьи " ... ", что истец не сохраняет право пользования жилым помещением, принадлежащем, в том числе его матери " ... ", лежит на истце Панове Д.С., указавшем на данные обстоятельства как на основания необеспеченности общей площадью жилого помещения в целях предоставления единовременной социальной выплаты ему и членам его семьи площадью менее 15 кв. м.
Между тем таких доказательств Пановым Д.С. не представлено, в связи с чем расчет обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи истца комиссией ФСИН России следует признать произведенными в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ во взаимосвязи с пунктом
11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, то есть исходя из суммарной площади жилых помещений, право пользования которыми имеют " ... ", " ... ", " ... ", " ... ", с учетом лиц, членами семьи которых они являются в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации. При таких обстоятельствах у Панова Д.С. не возникло право на получение единовременной социальной выплаты на основании статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ в связи с отсутствием необходимых условий, следовательно, ему было правомерно отказано ответчиком в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции нельзя признать законным, оно подлежит отмене с принятием в этой части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 05 октября 2015 года отменить в части удовлетворения исковых требований и взыскании с ФСИН России государственной пошлины.
Принять по делу в этой части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Панова Дениса Сергеевича к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий О.А. Петрова
Судьи А.А. Ваулин
О.В. Скворцова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.