Судья Пензенского областного суда Окунева Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя Якупова Д.М. на постановление заместителя начальника ОАН МУГАДН по Пензенской области и Республике Мордовия "данные изъяты" от 27 сентября 2016 г. и решение судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 7 ноября 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Якупова Д.М.
установил:
постановлением заместителя начальника ОАН МУГАДН по Пензенской области и Республике Мордовия "данные изъяты" от 27 сентября 2016г. индивидуальный предприниматель Якупов Д.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 руб.
Решением судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 7 ноября 2016 г. по жалобе индивидуального предпринимателя Якупова Д.М. данное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Пензенский областной суд, Якупов Д.М. просит постановление должностного лица и решение судьи изменить, снизив размер административного штрафа.
В судебное заседание Якупов Д.М. не явился, о слушании дела извещен, о причинах неявки не сообщил, ходатайства об отложении дела слушанием в суд не поступало, в связи с чем прихожу к выводу о возможности рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении с учетом требований статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по части 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее - тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации), и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Признавая индивидуального предпринимателя Якупова Д.М. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо исходил из того, что 21 сентября 2016г. в 17 часов 09 минут по адресу: г. Пенза, ул. 40 лет Октября, 38а, индивидуальный предприниматель Якупов Д.М. управлял транспортным средством " "данные изъяты"" с государственным регистрационным знаком "данные изъяты" без путевого листа, перевозил пассажиров по заказу в количестве 19 человек по междугородному маршруту г. Пенза (Пензенский тепличный комбинат) - с.Средняя Елюзань Городищенского района Пензенской области без технического средства контроля - тахографа, чем нарушил Приказ Министерства транспорта РФ от 21.08.2013 N 273 "Об утверждении порядка оснащения транспортных средств тахографами".
С данным постановлением согласился районный суд.
Однако, с принятыми постановлением и решением согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе, оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 г. N 1213 "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правил их использования, обслуживания и контроля их работы" приказом Минтранса России от 21 августа 2013г. N 273 утвержден Порядок оснащения транспортных средств тахографами, устанавливающий процедуру оснащения тахографами транспортных средств, категории и виды которых утверждены приказом Минтранса России от 13 февраля 2013 г. N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства" (приложение N 2 к приказу), и сроки оснащения транспортных средств тахографами.
Согласно приложению N 2 к приказу Минтранса России от 13 февраля 2013 г. N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства", тахографами оснащаются следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации: транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория M2); транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория M3); транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонны, но не более 12 тонн (категория N2); транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N3).
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют сведения, подкрепленные соответствующими доказательствами, о том, относится ли автомобиль Якупова Д.М. к тем категориям транспортных средств, которые должны оснащаться тахографами. При этом указанные обстоятельства имеют значение для правильного разрешения дела.
Кроме того, согласно постановлению должностного лица, Якупов Д.М. привлечен за управление транспортным средством, не оснащенным тахографом, как индивидуальный предприниматель, наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной для должностных лиц. Однако, субъектом данного правонарушения выступают физические лица.
Часть 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает возможность привлечения к административной ответственности и должностного лица за выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без тахографа.
В данном случае к должностным лицам относятся, в том числе индивидуальные предприниматели, поскольку в соответствии с примечанием к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
Вместе с тем, Якупову Д.М. не вменено нарушение, позволяющее привлечь его к административной ответственности по части 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как должностное лицо.
Исходя из изложенного, в данном случае индивидуальный предприниматель Якупов Д.М. не является субъектом вмененного ему административного правонарушения по части 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника ОАН МУГАДН по Пензенской области и Республике Мордовия "данные изъяты" от 27 сентября 2016 г. и решение судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 7 ноября 2016 г., вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Якупова Д.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, производство по данному делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя начальника ОАН МУГАДН по Пензенской области и Республике Мордовия "данные изъяты" от 27 сентября 2016 г. и решение судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 7 ноября 2016 г., вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Якупова Д.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья: Л.А. Окунева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.