Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего И.И.Хуснутдиновой
судей И.К.Ющенко, Г.И.Федоровой
при секретаре М.С.Арабаджи
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крохмалюк Ю. А. к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании лицом, оставшимся без попечения родителей, возложении обязанности включить в списки лиц, нуждающихся в получении жилой площади, выдать вне очереди жилищный сертификат на получение субсидии для приобретения жилого помещения по апелляционной жалобе Крохмалюк Ю.А. на решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 26 сентября 2016 года.
Заслушав доклад судьи Федоровой Г.И., пояснения Крохмалюк Ю.А., ее представителя Мальчушкиной С.А., представителя администрации Хабаровского муниципального района Ковригиной О.Л., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Крохмалюк Ю.А. обратилась в суд с иском к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании лицом, оставшимся без попечения родителей, возложении обязанности включить в списки лиц, нуждающихся в получении жилой площади, выдать вне очереди жилищный сертификат на получение субсидии для приобретения жилого помещения. В обоснование иска указала, что родилась ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", в мае 2005 года в связи со смертью родителей осталась сиротой, в период с 2005 по 2007 гг. обучалась и находилась на полном государственном обеспечении во "данные изъяты", опекун ей не назначался. В настоящее время зарегистрирована в "адрес", но по месту регистрации не проживает, собственного жилья не имеет. Территориальным отделом опеки и попечительства Департамента образования и науки Приморского края по Пожарскому району ее статус как лица, оставшегося без попечения родителей, не был своевременно определен. В настоящее время определить ее правовой статус как лица, оставшегося без попечения родителей, необходимо для получения жилья.
Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 26 сентября 2016 года в удовлетворении исковых требований Крохмалюк Ю.А отказано.
В апелляционной жалобе Крохмалюк Ю.А. просит решение суда отменить как незаконное, указывая, что исковые требования заявлены к надлежащему ответчику, поскольку именно к компетенции администрации Хабаровского муниципального района относится выявление лиц, нуждающихся в опеке или попечительстве, учет таких лиц. Кроме того, в ходе судебного разбирательства она не возражала против замены ответчика.
Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены по этим доводам.
Согласно ч.1 ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Отношения, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Хабаровского края, благоустроенными жилыми помещениями государственного жилищного фонда края, регулирует Закон Хабаровского края N 253 от 10.12.2012 г. "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае"
В соответствии со ст. 4 Закона Хабаровского края N 253 от 10.12.2012 г. формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда края по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - список), осуществляется специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края на основании заявлений лиц, указанных в части 1 статьи 2 настоящего закона, либо их законных представителей, представителей, действующих по доверенности, поданных в данный орган по форме, утвержденной Правительством края.
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 25.04.2006 г. N 96 "О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом Хабаровского края" Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края определено специально уполномоченным органом по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда края, по принятию решений о предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда края.
В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, в целях реализации федеральных законов от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Закона Хабаровского края от 25 апреля 2007 г. N 119 "О мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в части обеспечения защиты жилищных прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, Правительство Хабаровского края постановлением от 25 июля 2012г. N 252-прп утвердило Порядок деятельности органов исполнительной власти Хабаровского края по обеспечению защиты жилищных прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п.1.2. Порядка, территориальные структурные подразделения министерства образования и науки края, реализующие полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, при выявлении подопечного, в целях защиты его жилищных прав и законных интересов, изучают жилищные условия подопечного, возможность сохранения за ним права собственности или права пользования жилым помещением.
Результаты изучения жилищных условий подопечного отражаются в пункте 4 акта обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи, форма которого утверждена Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 сентября 2009 г. N 334 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423", с обязательным указанием информации о лицах, зарегистрированных в данном жилом помещении.
Территориальное подразделение в течение месяца (при невозможности своевременно собрать документы - в течение двух месяцев) со дня выявления подопечного принимает постановление о защите жилищных прав подопечного и приобщает постановление с документами в его личное дело (п.1.3 Порядка).
В соответствии с п. 1.3.2. Порядка, в случае, если отсутствуют основания для сохранения прав на жилое помещение за подопечным, в постановлении указывается информация о том, что подопечный не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения и по достижении 14 лет имеет право на обращение в специально уполномоченный орган исполнительной власти края по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда края в порядке, установленном краевым законодательством.
При осуществлении надзора за деятельностью опекунов и попечителей, организаций, в которые подопечные помещены под надзор, территориальные подразделения контролируют своевременность обращения законных представителей в специально уполномоченный орган исполнительной власти края по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края для включения подопечных в список.
Из материалов дела следует, что Крохмалюк (добрачная фамилия Лобанова) Ю.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ. Ее отец ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
С 10.07.2009г. по 21.04.2011г. Крохмалюк Ю.А. была зарегистрирована по месту жительства в "адрес".
Согласно свидетельству N Крохмалюк Ю.А. была зарегистрирована по месту пребывания в "адрес" 12.08.2013г. по 12.08.2016г.
Документов, подтверждающих место жительства на день смерти второго родителя, Крохмалюк Ю.А. не представлено. Из пояснений истицы следует, что после смерти родителей она проживала с сестрой ФИО3 в "адрес".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом заявлены требования к ненадлежащему ответчику - администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами и требованиям закона не противоречат.
Довод апелляционной жалобы о том, что администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края является надлежащим ответчиком, отклоняется судебной коллегией, поскольку вопросы опеки и попечительства относятся к компетенции Министерства образования, а формирование списка детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилым помещением, - к компетенции Министерства жилищно-коммунального хозяйства края.
Судебная коллегия считает, что оснований к привлечению к участию в деле Министерства ЖКХ Хабаровского края и Министерства образования Хабаровского края не имелось, так как доказательства нарушения жилищных прав Крохмалюк Ю.А. данными министерствами отсутствуют.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения искового заявления не имелось.
Судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы районного суда.
При таких данных состоявшееся по делу судебное постановление является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 26 сентября 2016 года по гражданскому делу по иску Крохмалюк Ю. А. к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании лицом, оставшимся без попечения родителей, возложении обязанности включить в списки лиц, нуждающихся в получении жилой площади, выдать вне очереди жилищный сертификат на получение субсидии для приобретения жилого помещения оставить без изменения, апелляционную жалобу Крохмалюк Ю.А. - без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия.
Решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 26 сентября 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 19 декабря 2016 года могут быть обжалованы в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий: И.И.Хуснутдинова
Судьи: И.К.Ющенко
Г.И.Федорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.