Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Страховой О.А.,
судей Веселой И.Н., Паксимади Л.М.,
при секретаре Райковой Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Набоковой О.И. об оспаривании действий начальника жилищного отдела администрации муниципального образования г. Саяногорск Мазановой Н.Н.
по апелляционной жалобе представителя административного истца Стасюк М.О. на решение Саяногорского городского суда от 20 сентября 2016 года, которым в удовлетворении требований отказано.
Заслушав доклад судьи Веселой И.Н., объяснения представителя административного истца Стасюк М.О., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Мазановой Н.Н. - Синкиной Ю.Д., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Набокова О.И. обратилась в суд с административным иском об оспаривании действий должностного лица администрации муниципального образования г. Саяногорск - начальника жилищного отдела Мазановой Н.Н., выразившихся в подделке заявления об изменении состава семьи. Требования мотивировала тем, что в августе 2013 года её семья поставлена на учет в администрации муниципального образования г. Саяногорск для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей". ДД.ММ.ГГГГ она расторгла брак со своим мужем, и 27.07.2015 написала заявление на имя Главы администрации муниципального образования об изменении семейного положения и состава семьи. Данное заявление было передано специалисту жилищного отдела Мазановой Н.Н., при этой Набоковой О.И. пояснили, что осенью выдадут жилищный сертификат. При повторном обращении к административному ответчику выяснилось, что внесение изменений в сведения о составе семьи произведено лишь 30.11.2015 ввиду того, что заявление административным истцом подано якобы 29.10.2015. Полагала, что должностные лица жилищного отдела подделали ее заявление от 29.10.2015. В связи с тем, что изменения в постановление Главы муниципального образования г. Саяногорск от ДД.ММ.ГГГГ N о включении ее семьи в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" внесены поздно, ее семья попала в указанную программу в 2016 году, соответственно, размер выплаты изменился в меньшую сторону.
В судебном заседании административный истец Набокова О.И. и ее представитель Стасюк М.О. заявленные требования поддержали.
Административный ответчик начальник жилищного отдела администрации муниципального образования г. Саяногорск Мазанова Н.Н., представитель административного ответчика администрации муниципального образования г. Саяногорск в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
Административный ответчик Мазанова Н.Н. в письменных возражениях на административное исковое заявление (л.д. 53-57) просила в удовлетворении требований Набоковой О.И. отказать, указывая на несоответствие доводов административного истца действительности. Заявление от 27.07.2015 не могло быть ей передано, поскольку она (Мазанова Н.Н.) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в ежегодном оплачиваемом отпуске. Также Набоковой О.И. не могли пояснить, что осенью выдадут жилищный сертификат, поскольку администрация муниципального образования г.Саяногорск не могла знать о количестве молодых семей, включенных в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2015 году, и планируемом размере такой выплаты. Указывала, что заявление от 29.10.2015 Набокова О.И. написала своей рукой в ее присутствии и передала его с пакетом приложенных документов, при этом дата выдачи справки о составе семьи от 14.09.2015, копии финансово-лицевого счета от 14.09.2015 подтверждают, что заявление о внесении изменений не могло быть подано 27.07.2015. На основании заявления административного истца администрация муниципального образования направила в адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия ходатайство от ДД.ММ.ГГГГ N о внесении изменений в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2015 году, которое удовлетворено, семья Набоковой О.И. была включена в указанный список под номером 4 и приобрела право на получение социальной выплаты в размере нереализованных муниципальным образованием г. Саяногорск в 2015 году денежных средств - "данные изъяты".
Представитель административного ответчика Мазановой Н.Н. - Синкина Ю.Д. в судебном заседании административные исковые требования не признала, сославшись на аналогичные доводы. В письменных возражениях на административное исковое заявление (л.д. 115-118) дополнительно указала, что подача Набоковой О.И. заявления о внесении изменений в состав семьи 27.07.2015 не могла повлиять на реализацию права на получение социальной выплаты, так как заявка на участие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" в 2015 году была направлена администрацией муниципального образования г. Саяногорск в органы государственной власти Республики Хакасия 15.07.2015.
Суд постановилрешение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказал.
С решением суда не согласна административный истец Набокова О.И., которая в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований, указывая на отсутствие правовых норм, ограничивающих сроки подачи заявлений о внесении изменений в первоначально представленные данные. В связи с этим выражает несогласие с выводом суда о невозможности внесения исправлений в списки молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты. Ссылается на заключение судебной почерковедческой экспертизы, согласно которому рукописный текст заявления от 29.10.2015 выполнен не Набоковой О.И., а другим лицом. Указывает, что судом не исследован вопрос о том, с какой целью Мазанова Н.Н. подделала заявление. По ее мнению, неправильное определение имеющих значение для дела обстоятельств, неполнота судебного разбирательства, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, недоказанность установленных судом обстоятельств повлекли вынесение необоснованного решения.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ч. 9 ст. 226, ч. 2 ст. 227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из смысла вышеприведенных норм следует, что для признания действий (бездействия) незаконными необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и законных интересов административного истца.Судом первой инстанции установлено, что на основании постановления администрации муниципального образования г. Саяногорск от ДД.ММ.ГГГГ N семья Набоковых в составе супруга Н.В.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, супруги Набоковой О.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения, и трех несовершеннолетних детей была включена в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" долгосрочной республиканской целевой программы "Жилище (2011-2015 годы)", долгосрочной муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы" (л.д. 12).
Согласно п.п. 24, 26 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.
После утверждения Правительством Российской Федерации размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения государственным заказчиком подпрограммы этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 27 правил N 1050).
Порядок внесения изменений в утвержденный список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Республики Хакасия "Жилище (2011 - 2015 годы)", действовавший на момент возникновения спорных правоотношений, был утвержден приказом Министерства регионального развития Республики Хакасия от 31.08.2011 N090-267-п.
Пункты 3, 5, 6 названного Порядка предусматривали, что изменения в список вносятся Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (далее - Минстрой Хакасии).Для внесения соответствующих изменений орган местного самоуправления направлял в Минстрой Хакасии ходатайство с обоснованием причин, повлекших необходимость внесения изменений, в отношении каждой молодой семьи, состоящей в указанном списке, которое подлежало рассмотрению Минстроем Хакасии в течение 10 дней с момента поступления.
Как следует из пояснений сторон и материалов дела, при утверждении министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2015 году семья Набоковых не вошла в список в связи с достижением Н.В.В. возраста 35 лет (л.д. 50-51).
Решением мирового судьи судебного участка N "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ брак между Н.В.В. и Набоковой О.И. расторгнут, о чем ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о расторжении брака (л.д. 9).
Обращаясь в суд с настоящим административным иском, Набокова О.И. указывала на то, что 27.07.2015 представила специалисту жилищного отдела администрации муниципального образования г. Саяногорск Мазановой Н.Н. заявление об изменении состава семьи, в котором просила внести изменения в постановление о включении ее семьи в число участников подпрограммы в связи с расторжением брака, однако Мазанова Н.Н. подделала заявление, указав в нем дату - 29.10.2015. По этой причине изменения в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2015 году были внесены несвоевременно, что повлияло на размер причитающейся ей социальной выплаты.
В материалах дела имеется заявление Набоковой О.И. от 29.10.2015 (л.д.13), на основании которого 10.12.2015 администрацией муниципального образования г. Саяногорск направлено министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия ходатайство о внесении изменений в список молодых семей - претендентов на получение выплат в 2015 году (л.д. 41-42). 24.12.2015 изменения в указанный список были внесены, семья административного истца включена в него под N в составе Набоковой О.И. и трех несовершеннолетних детей (л.д. 37-40).
Проверив доводы административного истца, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку в материалы дела не представлено доказательств совершения Мазановой Н.Н. незаконных действий, выразившихся в подделке заявления от имени Набоковой О.И., датированного 29.10.2015.
Так, суд обоснованно исходил из того, что стороной административного истца не представлено доказательств подачи ею заявления об изменении состава семьи 27.07.2015, а также верно обратил внимание на то, что приложенные к заявлению от 29.10.2015 документы: финансово-лицевой счет, справка о составе семьи, - датированы 14.09.2015 (л.д. 32, 33), а потому не могли быть представлены 27.07.2015.
Правильную оценку суда получило и заключение судебной почерковедческой экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д. 85-98), которым не установлено, каким лицом выполнено заявление об изменении состава семьи от 29.10.2016.
Несогласие заявителя апелляционной жалобы с выводом суда о том, что подача заявления об изменении состава семьи 27.07.2015 не могла повлиять на реализацию Набоковой О.И. права получить социальную выплату, со ссылкой на наличие возможности скорректировать первоначально представленные данные и после 27.07.2015 не может повлечь отмену состоявшегося по делу решения, поскольку, как указано выше, совершение Мазановой Н.Н. незаконных действий, выразившихся в подделке заявления, не нашло подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Доводы заявителя жалобы о противоречиях в пояснениях Мазановой Н.Н. относительно обстоятельств, при которых было составлено и принято заявление от 29.10.2015, судебной коллегией отклоняются, так как наличие таких противоречий само по себе не подтверждает то, что заявление подделано административным ответчиком, и данное утверждение представителя административного истца выражает её субъективное мнение, оснований согласиться с которым у судебной коллегии не имеется.
Таким образом, суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие юридическое значение для дела, выводы суда соответствуют установленным фактическим обстоятельствами и нормам материального права, а доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке доказательств по делу, оснований для которой судебная коллегия не усматривает. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч.ч.1, 4 ст. 310 КАС РФ основанием для отмены решения, судом при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Саяногорского городского суда от 20 сентября 2016 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Набоковой О.И. - без удовлетворения.
Председательствующий О.А. Страхова
Судьи: И.Н. Веселая
Л.М. Паксимади
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.