Судья Московского областного суда Фенко Е.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу законного представителя Администрации городского поселения Яхрома Дмитровского муниципального района "данные изъяты" - Дворникова С.Ю., на решение Дмитровского городского суда "данные изъяты" от 24 августа 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ, в отношении юридического лица-Администрации городского поселения Яхрома Дмитровского муниципального района "данные изъяты",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по "данные изъяты", Московской и Тульской областям от "данные изъяты", Администрация городского поселения Яхрома Дмитровского муниципального района "данные изъяты" (далее Администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением Дмитровского городского суда от "данные изъяты" постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда, законный представитель Администрации подал жалобу, в которой указывает на отсутствие в действиях юридического лица состава правонарушения, поскольку Администрация не является его субъектом. Указывает, что решение суда немотивированно и не соответствует требованиям закона, просит его отменить.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд второй инстанции оснований для отмены решения суда не находит.
Как следует из материалов дела, при проведении плановой документарной и выездной проверки на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям А.В. Наумчука от 13.01.2016г. "данные изъяты"-РК юридического лица Администрации городского поселения Яхрома Дмитровского муниципального района МО по адресу: "данные изъяты", пл. Генерала Кузнецова, "данные изъяты", выявлены следующие нарушения ветеринарно - санитарных правил и других нормативно-правовых актов, а именно:
похозяйственные книги городского поселения Яхрома не заведены, ведение похозяйственных книг по селам и деревням осуществляется с нарушениями: данные о наличии в хозяйствах животных отсутствуют (по предоставленной отчетности сельскохозяйственные животные у населения имеются), нет дополнительных сведений об изменениях количества сельскохозяйственных живот, птиц и пчел в течение сельскохозяйственного года, отсутствуют подписи членов хозяйств. Нет сведений о сплошном обходе личных хозяйств, подворный обход не производится, книги заполняются со слов граждан. Книги не прошиты, не заверены печатью и подписью ответственного лица. Имеются сведения о наличии скота и птицы на территории городского поселения Яхрома (форма "данные изъяты" "Сведения о поголовье скота в хозяйствах населения на 01.01.2016г.), но данные сведения не могут являться достоверными без пересчета животных в натуре при подворном обходе. В связи с этим Администрация не располагает в полном объеме сведениями о количестве животных и их видах, не сможет предоставить достоверные сведения для проведения противоэпизоотических мероприятий и не сможет участвовать в принятии решения по отчуждению животных в случае возникновения и ликвидации очагов опасных инфекционных заболеваний, общих для человека и животных, так как данные о владельцах животных, их местонахождение фиксируется в похозяйственных книгах.
При проведении проверки не представлен правовой акт о закладке похозяйственных книг. В соответствии с законодательством книга закладывается на пять лет на основании правового акта руководителя органа местного самоуправления, в котором указываются номера закладываемых книг и количество страниц в каждой из них. По истечении пятилетнего периода руководитель органа местного самоуправления издает правовой акт о перезакладке книг.
- не выполняется п. 1.2 Плана мероприятий по предупреждению распространения и ликвидации вируса АЧС (африканской чумы свиней) на территории РФ, утвержденного Министром сельского хозяйства РФ, Председателем межведомственной комиссии Н.В. Федоровым 25.10.2012г., тем самым создается угроза распространения особо опасных инфекций, общих для человека и животных (нарушен Приказ Минсельхоза России от 11.10.2010г. "данные изъяты" "Об утверждении формы и порядка ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления городских округов"; п.2 Правил отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.05.2006г. "данные изъяты".
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям "данные изъяты" юридическое лицо признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст. 10.6 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
Суд второй инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Администрация городского поселения Яхрома является субъектом ответственности по вмененному правонарушению и обоснованно привлечена к административной ответственности.
В соответствии с 1. ст. 10.6 КРФоАП нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от трех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст.1 Закона Российской Федерации от "данные изъяты" "данные изъяты" "О ветеринарии" (далее - Закон "данные изъяты") основными задачами ветеринарии в Российской Федерации являются реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных (по перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая ветеринарию (далее по тексту - федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии) болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства. Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных (ст.2 Закона Российской Федерации от "данные изъяты" "данные изъяты" "О ветеринарии").
Данные книг похозяйственного учета о количестве животных, вводятся в план противоэпизоотических мероприятий, а также в случае возникновения инфекционных заболеваний и принятия решения об отчуждении животных в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от "данные изъяты" "данные изъяты" "Об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных". Согласно п. 7 Порядка ведения похозяйственных книг записи в книгу производятся должностными лицами, указанными в пункте 2 настоящего Порядка, на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе членами хозяйств. Сведения собираются ежегодно по состоянию на 1 июля путем сплошного обхода хозяйств и опроса членов хозяйств в период с 1 по 15 июля.
Городским судом установлено и материалами дела подтверждено, что Администрацией г. "данные изъяты" муниципального района "данные изъяты" похозяйственные книги не ведутся. Книга похозяйственного учета, предназначена для учета личных подсобных хозяйств, утверждена Приказом Минсельхоза Российской Федерации от "данные изъяты" "данные изъяты" "Об утверждении формы и порядка ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления городских округов". Единственной существующей формой учета сельскохозяйственных животных в личных подсобных хозяйствах является учет личных подсобных хозяйств в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений (в соответствии со ст.8 Федерального закона от "данные изъяты" N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве").
Надлежащее ведение учета личных подсобных хозяйств в похозяйственных книгах соответствует целям и задачам предупреждения и ликвидации заразных и иных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних животных, птиц, рыб и пчел (в широком смысле) и прямо предписывается Планом ограничительных мероприятий по ликвидации и предотвращению распространения африканской чумы свиней на территории "данные изъяты".
Ветеринарно-санитарными правилами предусмотрено решение вопросов по предупреждению болезней животных, безопасности продуктов животноводства, устанавливают зоогигиенические требования содержания животных, определяют порядок предоставления животных для осмотра, их перевозки, проведения профилактических мероприятий и ликвидации болезней животных, устанавливают обязанность немедленного извещения о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных.
Ст. 14 Федерального закона от "данные изъяты" "данные изъяты"-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относит: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (п. 8); организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (п. 18); утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (п. 19). В ст.2 названного Федерального закона под благоустройством территории поселения (городского округа) - указан комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории".
В соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В материалах дела не содержится сведений того, что у администрации не имелось возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, а доводы защиты сводятся к отрицанию наличия у него соответствующей обязанности.
Городской суд пришел к обоснованному выводу, что юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых оно привлечено к административной ответственности и, что Администрация г имела возможность в рамках своей компетенции организовать ведение похозяйственных книг, контролировать надлежащим образом вывоз бытовых отходов, определить специальные территории для выгула домашних животных, а также установить порядок содержания, регистрации и учета собак и кошек на территории городского поселения.
Из изложенного выше следует, что Администрация является лицом, ответственным за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, а следовательно, субъектом вменяемого административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей ч.1 ст.10.6 КоАП РФ.
Факт совершения правонарушения подтверждается материалами дела, оцененными судом в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Каких-либо доказательств о невозможности исполнения юридическим лицом возложенных на него обязанностей в соответствии с требованиями законодательства по не зависящим от него причинам, либо свидетельствующих о том, что им приняты все зависящие от него меры по недопущению нарушения вышеназванного требования закона в материалах дела не имеется.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, конкретные обстоятельства его совершения, обоснованно пришел к выводу о наличии в деянии юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ.
Существенных процессуальных нарушений норм КоАП РФ со стороны административного органа и суда, при производстве по делу об административном правонарушении, которые бы явились основанием для признания незаконным оспариваемого постановления, не допущено.
Доводы, содержащиеся в жалобе, в том числе о том, что Администрация не является субъектом вмененного правонарушения, уже являлись предметом проверки в городском суде. Они направлены на переоценку выводов суда относительно фактических обстоятельств дела, основаны на субъективном понимании норм действующего законодательства, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и не влияют на законность принятого судебного акта.
Суд второй инстанции находит доводы жалобы несостоятельными, а обжалуемое решение городского суда законным и обоснованным, вынесенным в соответствии с действующим законодательством и не усматривает оснований для его отмены, в том числе и по доводам жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Решение Дмитровского городского суда "данные изъяты" от "данные изъяты" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ, в отношении юридического лица-Администрации городского поселения Яхрома Дмитровского муниципального района "данные изъяты" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Е.А.Фенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.