Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Немовой Т.А.
судей Цуркан Л.С., Филиповой И.В.,
при секретаре Иванове Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 31 октября 2016 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Солнечногорского городского суда Московской области от 11 августа 2016 года по гражданскому делу по иску Д. к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения многодетной семьи, обязании выдать удостоверение,
заслушав доклад судьи Немовой Т.А.,
объяснения Д.; М. - представителя Министерства социального развития Московской области по доверенности,
УСТАНОВИЛА:
Д. обратилась в суд с иском к Солнечногорскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области о признании незаконным решения N598 от 12.04.2016г. об отказе в присвоении ей статуса многодетной матери и выдаче удостоверения многодетной матери.
В обоснование требований указала, что является матерью троих детей, проживает с семьей в пос.Андреевка Солнечногорского района Московской области. В выдаче удостоверения многодетной матери ей отказано ввиду того, что старшая дочь от первого брака временно зарегистрирована в пос. Андреевка Московской области.
Представитель Солнечногорского управления социальной защиты населения в судебном заседании иск не признала.
Решением Солнечногорского городского суда Московской области от 11.08.2016г. исковые требования удовлетворены. На Министерство социального развития Московской области возложена обязанность выдать Д. удостоверение многодетной матери.
В апелляционной жалобе Министерство социального развития Московской области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
В связи с принятием судом решения о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, а именно на Министерство социального развития Московской области возложена обязанность совершения конкретных действий, при этом оно не было привлечено к участию в рассмотрении дела, требования разрешены в отношении ненадлежащего ответчика -Солнечногорского управления социальной защиты населения, определением судебной коллегии от 05 октября 2016 г. в порядке пп.4 ч. 4 и ч.5 ст. 330 ГПК РФ разрешен вопрос о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, произведена замена ненадлежащего ответчика надлежащим - Министерством социального развития Московской области.
Истица в заседании судебной коллегии исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Министерства социального развития Московской области в заседании судебной коллегии иск не признала.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения сторон, судебная коллегия находит иск подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и подтверждено свидетельствами о рождении, что Д. является матерью троих детей: Л. "данные изъяты" г.р., Д., "данные изъяты" г.р., Д.Д.А., "данные изъяты" г.р.
Истица совместно с тремя детьми проживает по адресу: Московская область, Солнечногорский район, пос. Андреевка, д.27, кв.3, что подтверждается выпиской из домовой книги.
Д. обратилась в Солнечногорское управление социальной защиты населения с заявлением о выдаче удостоверения многодетной матери, предоставив все необходимые документы. В удовлетворении заявления истице отказано со ссылкой на Закон Московской области "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области", распространяющийся только на граждан РФ, которые зарегистрированы по месту жительства в Московской области.
Согласно Закону Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-03 "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" меры социальной поддержки предоставляются многодетным семьям, имеющим место жительства в Московской области на основании удостоверения многодетной матери (отца) (п. 4 ст. 21).
Согласно ст. 2 Закона многодетной семьей являются лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке ( одинокие матери (отцы), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними ( в том числе усыновленных, пасынков и падчериц).
Постановлением Правительства Московской области от N178/7 от 11.03.2016 г. утвержден Порядок выдачи удостоверения многодетной матери, многодетного отца.
На основании п. 5 удостоверение не выдается в случае представления не всех необходимых документов; отсутствия у семьи статуса многодетной.
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст. 2 ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Под местом пребывания в силу этой же нормы права понимается - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.
На основании анализа указанных положений ГК РФ и ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" судом обоснованно принято во внимание, что регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
Кроме того, в ст. 3 ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" содержится прямое указание, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 06.10.2008 года N 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
Истица Д. состоит в браке с Д.А.А., от брака имеют двоих детей: Д., "данные изъяты" г.р., Д.Д.А., "данные изъяты" г.р., зарегистрированы по месту жительства по адресу: Московская область, Солнечногорский район, пос.Андреевка, д.27, кв.3. Вместе с семьей по указанному адресу проживает старшая дочь истицы от первого брака - Л., "данные изъяты" г.р. Брак между Д. и Л.А.П (отцом Л.) прекращен 04.03.2011 г. по решению мирового судьи 74 с/участка района Матушкино-Савелки г.Москвы от 21.02.2011 г.
Место жительства несовершеннолетней Л. определено по месту жительства матери Д., что подтверждено письменным согласием Л.А.П, удостоверенным нотариальным способом (л.д.15).
Несовершеннолетняя Л. зарегистрирована по месту жительства матери на срок по 09.04.2021 г. (л.д.16).
Поскольку истица состоит в зарегистрированном браке и имеет троих несовершеннолетних детей, которые проживают с ней совместно, то она имеет право на присвоении ей статуса многодетной матери. Её право на получение удостоверения многодетной матери должно быть реализовано субъектом Российской Федерации по месту фактического проживания Министерством социальной защиты населения Московской области.
Доводы ответчика о том, что законодательством субъекта Российской Федерации могут быть установлены ограничения по кругу лиц получателя мер социальной поддержки, поскольку они устанавливаются законодательством субъекта и реализуются исключительно за счет его средств, судебная коллегия находит необоснованными.
Указом Президента Российской Федерации N 431 от 5 мая 1992 года "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" установлены меры социальной поддержки многодетных семей.
Пунктом 3 Указа Президента РФ от 5 мая 1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" меры социальной защиты установлены на федеральном уровне и Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом. Однако такой порядок и условия возмещения расходов приняты не были.
В силу статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан, ... имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) (пункт 2).
Таким образом, данный вопрос отнесен к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обязанность предоставления ряда гарантий многодетным семьям установлена федеральным законом и соответственно подлежит реализации на всей территории Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит иск Д. подлежащим удовлетворению. Постановленное судом первой инстанции решение является правильным, однако подлежит отмене по процессуальным основаниям.
В соответствии с п.1 Положения о Министерстве социального развития Московской области, утвержденное постановлением Правительства Московской области от 13 марта 2012 г. N277/8, Министерство социального развития Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сферах социальной защиты, труда, охраны труда и занятости населения Московской области, проводящим государственную политику, координирующим деятельность в указанных сферах иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской областью (далее - государственные органы Московской области).
Принимая по делу решение, суд первой инстанции не учел, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство социального развития Московской области, а не его территориальное структурное подразделение - Солнечногорское управление социальной защиты населения, которое юридическим лицом не является, не может выступать в суде самостоятельно в качестве ответчика. Согласно п.20 названного Положения руководители территориальных структурных подразделений действуют на основании доверенности и утвержденных должностных регламентов в соответствии с Положением о территориальном структурном подразделении Министерства социального развития Московской области; несут ответственность за целевое использование бюджетных средств, переданных в их распоряжение.
Поскольку принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле является согласно подп.4 ч.4 ст.330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае, постановленное решение подлежит отмене.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Солнечногорского городского суда Московской области от 11 августа 2016 года отменить, постановить новое решение.
Иск Д. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства социального развития Московской области в присвоении семье Д. статуса многодетной семьи.
Обязать Министерство социального развития Московской области выдать Д. удостоверение многодетной семьи.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.