Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бекловой Ж.В.,
судей Мизюлина Е.В., Филиповой И.В.,
при секретаре Иванове Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
28 ноября 2016 года апелляционную жалобу Матшиной Н.В. на решение Каширского городского суда Московской области от 31 августа 2016 года по гражданскому делу по иску Матшиной Н.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N35 по г.Москве и Московской области о защите пенсионных прав,
заслушав доклад судьи Бекловой Ж.В.,
объяснения представителя истца и представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
Матшина Н.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению -Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N35 по г.Москве и Московской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии с "данные изъяты" по подп.13 п.1 ст.30 Федерального закона от 23 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с исключением из специального стажа периодов работы бортпроводником "данные изъяты" в ОАО "Авиакомпания "Сибирь", с "данные изъяты" в ООО "Глобус" и назначении пенсии.
Требования мотивировала тем, что занимаемая ею должность в силу п.1 ст.56 Воздушного кодекса РФ относится к кабинному экипажу и в совокупности с летным экипажем образует экипаж воздушного судна, то есть, соответствует Списку должностей работников летного состава авиации, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 года N459, который относит к должностям работников летного состава членов экипажей воздушных судов.
Согласно п.1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 года, при исчислении сроков выслуги для назначения пенсий работникам летного состава считается: а) каждые 20 часов налета на самолетах (кроме налета и работы, предусмотренных в подпунктах "б" - "г" настоящего пункта) - за один месяц выслуги.
Налет часов составляет 5398 часов, то есть более 20 лет.
Ответчик иск не признал. Бортпроводники входят в кабинный экипаж воздушного судна и не могут пользоваться правом на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой в летном составе гражданской авиации. Бортпроводники пользуются правом на досрочное назначение пенсии по Списку N1, однако истица на момент обращения за назначением пенсии не достигла возраста 45 лет.
Решением Каширского городского суда от 31 августа 2016 года в удовлетворении иска отказано.
С решением не согласилась Матшина Н.В., в апелляционной жалобе просит решение отменить как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения как постановленного с соблюдением норм материального и процессуального права.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Матшина Н.В., "данные изъяты" года рождения, "данные изъяты" обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по подп.13 п.1 ст.30 Федерального закона от 23.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением комиссии в назначении пенсии было отказано.
Согласно подп.1 п.1 ст.30 Федерального закона от 23 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет.
На основании подп.13 п.1 ст.30 Федерального закона от 23.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.
Действуя в пределах предоставленного ему п.2 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" полномочия, Правительство Российской Федерации приняло вступившее в силу с 1 января 2015 года Постановление от 16 июля 2014 года N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", в соответствии с которыми при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым, в частности, на работах с вредными условиями труда, применяется Список N1, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N10, которым предусмотрено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют бортпроводники (раздел XXI Транспорт, подраздел Гражданская авиация, код позиции 12003000-11217).
В летном составе гражданской авиации применяется Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.79 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года N340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" (утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 года N459). Согласно п.1 данного Списка к должностям работников летного состава отнесены члены экипажей воздушных судов.
При этом пенсионное законодательство не определяет перечня членов экипажей воздушных судов.
Пунктом 1 ст.56 Воздушного кодекса РФ установлено, что экипаж пилотируемого воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).
Состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа (п.2 ст.56 Воздушного кодекса РФ).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 19 марта 2009 года N260-О-О по жалобе гражданина А.Е. Райзера указал, что Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", был утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 года N459 по поручению законодателя в соответствии со ст.83 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и применяется при досрочном назначении работникам летного состава гражданской авиации трудовой пенсии по старости согласно подп.13 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (подп."з" п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года N537). Определение перечня должностей работников летного состава гражданской авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (досрочную пенсию по старости), осуществляется Правительством Российской Федерации на основе дифференцированной оценки их профессиональной деятельности, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере их работы, в функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях. Подобная дифференциация, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом (статья 19 часть 1 Конституции Российской Федерации) либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение (статья 39 часть 1 Конституции Российской Федерации) (определения от 24 июня 2008 года N340-О-О; от 16 ноября 2006 года N512-О; от 21 декабря 2006 года N579-О).
Что касается положения п.1 ст.56 Воздушного кодекса РФ, то разделение экипажа воздушного судна на летный и кабинный не изменило правовой статус бортпроводников и бортоператоров, которые в соответствии со ст.22 Воздушного кодекса СССР относились к обслуживающему персоналу и в летный состав не входили. Кроме того, действовавшее в период работы заявителя в должностях бортпроводника и бортоператора законодательство не предусматривало возможность зачета в выслугу лет, дающую право на пенсию работникам летного состава гражданской авиации, периодов работы в должности бортпроводника.
Таким образом, действующим пенсионным законодательством бортпроводникам право на досрочную пенсию предоставлено на основании Списка N1, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года по п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона N400-ФЗ.
Отождествление понятий "летный состав" и "экипаж воздушного судна" влечет за собой неправомерное отнесение бортпроводников к летному составу, а изменение Воздушного кодекса РФ не изменяет нормы пенсионного законодательства.
Отказывая в удовлетворении иска, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для назначения досрочной страховой пенсии по подп.13 п.1 ст.30 Федерального закона от 23 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что в индивидуальном лицевом счете Матшиной Н.В. сведения об условиях труда истицы поданы работодателем с кодом льготы, соответствующем условиям труда по Списку N1. Из чего следует, что сам работодатель не подтверждает работу истицы в спорный период в летном составе гражданской авиации.
На момент обращения с заявлением о назначении пенсии Матшина Н.В. не достигла возраста 45 лет, соответственно право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с "данные изъяты" по Списку N1 не имеет.
Разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Учитывая, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены судебного акта по делу.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Каширского городского суда Московской области от 31 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Матшиной Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.