Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бекловой Ж.В.,
судей Филиповой И.В., Цуркан Л.С.,
при секретаре Автандилян М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 ноября 2016 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Железнодорожного городского суда Московской области от 9 августа 2016 года по делу по иску Прокопьева С.Н. к Министерству социального развития Московской области о признании права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения по месту фактического проживания,
заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,
объяснения представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
Прокопьев С.Н. обратился в суд иском к Министерству социального развития Московской области о признании права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения по месту фактического проживания.
Свои требования мотивировал тем, что он является военнослужащим, проходит военную службу в в/ч 3179, дислоцированной в г.Балашиха Московской области. За период прохождения военной службы принимал участие в боевых действиях на территории Чеченской республики. Зарегистрирован по месту жительства по адресу войсковой части: "данные изъяты", фактически проживает в служебном жилом помещении, предоставленном семье истца по договору пользования от "данные изъяты" "данные изъяты" по адресу: "данные изъяты". Квартира передана истцу по Акту от "данные изъяты", в этот же день Прокопьевым С.Н. заключен Договор управления многоквартирным домом с управляющей компанией ООО "Эстейт Сервис дирекция Куркино СЗАО". С момента предоставления жилого помещения истец проживает в указанной квартире, ежемесячно оплачивает коммунальные платежи, на его имя открыт лицевой счет. На обращение истца в управление социальной защиты населения г. Железнодорожного Московской области (далее Управление) с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки как ветерану боевых действий - компенсации расходов в размере 50% на оплату жилого помещения был дан отказ, мотивированный отсутствием постоянной регистрации в указанной квартире и отсутствием отметки в паспорте.
Считает, что имеет право на компенсацию расходов в размере 50% на оплату жилого помещения, отказ ответчика в предоставлении данной социальной льготы является незаконным.
Просил признать за ним право на предоставление мер социальной поддержки как ветерану боевых действий в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения по месту фактического проживания по адресу: "данные изъяты".
Представитель ответчика исковые требования не признала.
Решением Балашихинское городского суда Московской области от 9 августа 2016 года исковые требования Прокопьева С.Н. были удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке, просил решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истца, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, как постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Как установлено судом и подтверждается письменными материалами дела, Прокопьев С.Н. проходит военную службу в войсковой части 3179, является ветераном боевых действий и зарегистрирован по адресу войсковой части: "данные изъяты"
Фактически проживает по адресу: "данные изъяты", в однокомнатной квартире, предоставленной истцу по договору пользования от "данные изъяты" "данные изъяты".
Данное жилое помещение является собственностью РФ, передано в оперативное управление ФКУ "4 ЦЗЗ ВВ МВД России".
Истцу жилье передано по Акту "данные изъяты". В этот же день Прокопьевым С.Н. с управляющей компанией заключен договор управления многоквартирным домом. На имя истца открыт лицевой счет, на который начисляются коммунальные платежи, оплачиваемые истцом в полном объеме.
Данная квартира является фактическим местом жительства истца, поскольку иного места жительства у Прокопьева С.Н. не имеется.
Согласно справке заместителя командира войсковой части 3128, Прокопьев С.Н. по месту регистрации: "данные изъяты", не проживает, и коммунальные услуги не оплачивает.
Истец Прокопьев С.Н. обращался к ответчику за предоставление ему указанной меры социальной поддержки, однако в этом ему было отказано, поскольку основным условием предоставления в Московской области мер социальной поддержки отдельным категориям граждан является наличие места жительства в Московской области, удостоверенное отметкой регистрационных органов в паспорте о регистрации по месту жительства.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил и того, что истец Прокопьев С.Н. имеет право на предоставление ему меры социальной поддержки как оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений, которая предусмотрена п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона РФ "О ветеранах".
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда и исходит из следующего.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.
Меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 10 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах").
В соответствии с положениями статьи 23.2 названного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, а также оплаты и доставки топлива, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, в денежной форме определяются Порядком предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 30.12.2008 года N 1235/52 (пункт 1).
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация) (пункт 2).
Компенсация предоставляется в объеме мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, территориальными структурными подразделениями Министерства социальной защиты населения Московской области по месту жительства получателя на основании имеющихся учетных данных и заявления получателя с указанием способа получения данной компенсации.
Из материалов дела усматривается, что Прокопьев С.Н. проживает по адресу: "данные изъяты", и оплачивает коммунальные услуги.
Таким образом, Прокопьев С.Н. имеет право на предоставление ему такой меры социальной поддержки как оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений, которая предусмотрена
п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона РФ "О ветеранах", в том числе, и на оплату указанного выше жилого помещения.
Доводы ответчика о необходимости установления юридического факта постоянного проживания истца в "данные изъяты", исключительно в судебном порядке, являются несостоятельными, поскольку такой факт устанавливается судом только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов (ст. 265 ГПК РФ).
Правительством Московской области от 30.12.2008 г. N 1235/52 утвержден Порядок предоставления компенсационных расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области.
Указанный Порядок определяет условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг.
В силу пунктов 2 - 3 Порядка меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Компенсация предоставляется в объеме мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, территориальными структурными подразделениями Министерства социальной защиты населения Московской области по месту жительства получателя на основании имеющихся учетных данных и заявления получателя с указанием способа получения данной компенсации.
Согласно п. 6 компенсация назначается с месяца возникновения права на получение меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, но не более чем за три предшествующих года.
В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Статьей 2 названного Закона 1993 г. установлено, что местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Как указано выше, истец фактически проживают в спорном жилом помещении, которое является для него в настоящее время единственным местом жительства, и следовательно, не может быть лишен предоставленного ему положениями Федерального закона "О ветеранах" права на получение мер социальной поддержки, предоставляемых ветеранам боевых действий и членам их семей, только по причине отсутствия в паспорте истца отметки о регистрации по месту фактического проживания.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что отказ ответчика в предоставлении Прокопьеву С.Н. испрашиваемой им меры социальной поддержки не соответствует требованиям закона.
Устанавливая меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, государство, тем самым, признает необходимость оказания материальной поддержки лицу, исполняющему обязанности по несению военной службы и имеющему заслуги по защите Отечества. При этом, условием для оказания данного вида поддержки является несение ветераном реальных затрат по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Тогда как невозможность проживания по месту регистрации как по месту жительства, и, наоборот, регистрации по месту фактического жительства, не должна ограничивать право ветерана на возмещение указанных затрат, при том, что данное место жительства является единственным.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению по спорным правоотношением, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы истицы в обжалованной части направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного городского суда Московской области от 9 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.