Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Цуркан Л.С.,
судей Гулиной Е.М., Филиповой И.В.,
при секретаре Родиной Т.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 ноября 2016 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Королевского городского суда Московской области от 1 сентября 2016 года по делу по иску Авдохина М.Е. к Министерству социального развития Московской области об обязании выделить санаторно-курортную путевку в профильный санаторий в летний период,
заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,
объяснения представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
Авдохин М.Е. обратился в суд с иском к Королёвскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области об обязании выделить санаторно-курортную путевку в профильный санаторий в летний период.
Свои требования мотивировал тем, что 18.12.2015 года он обратился с заявлением к ответчику по вопросу обеспечения его путевкой на санаторно-курортное лечение, однако в предоставлении путевки в летний период ему было отказано.
Считает данный ответ незаконным и нарушающим его право на получение санаторно-курортного лечения.
Просил предоставить ему путевку на санаторно-курортное лечение по основному заболеванию - по зрению в летний период времени, в связи с наличием медицинских показаний по сопутствующему заболеванию - "холодовая астма".
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал.
Решением Королевского городского суда Московской области от 1 сентября 2016 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит постановленное решение подлежащим отмене.
Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке предусмотрены ст. 330 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 1 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно ст. ст. 196 и 198 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.
Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, 18.12.2015 года Авдохин М.Е. обратился в Королёвское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в летний период за 2016 год, предоставив все необходимые документы.
Из справки, выданной Городской поликлиникой усматривается, что лечение по профилю заболевания необходимо проводить исключительно в летний период из-за наличия у больного холодовой астмы.
25.04.2016 года истцом был получен ответ, в котором сообщалось, что он включен в реестр получения путевок под порядковым номером 633. Причиной не предоставления истцу путевки на санаторно-курортное лечение в летний период в 2016 года является недостаточность финансирования и очередность.
Разрешая спор и постановляя по делу решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", исходил из того, что Авдохин М.Е. в установленные сроки обратился территориальный орган социальной защиты населения, предоставив документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении, а потому ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде путевки на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное финансирование, в связи с чем, возложил на ответчика обязанность предоставить Авдохину М.Е. путевку на санаторно-курортное лечение за 20164 г. в летний период.
При этом суд указал, что, предоставление Авдохину М.Е. путевки на санаторно-курортное лечение не может быть поставлено в зависимость от соблюдения порядка очередности поданных заявлений от граждан - получателей набора социальных услуг. Поскольку Авдохин М.Е. не реализовал свое право на получение санаторно-курортной путевки в 2016 году, ему не может быть отказано в предоставлении данной государственной социальной помощи, так как Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета. Неисполнение государством своих обязанностей вследствие недостаточного финансирования не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение гарантированным законом санаторно-курортным лечением за 2016 год.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции о нарушении права Авдохина М.Е. на получение путевки на санаторно-курортное лечение и об обязании по этой причине Королёвское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области предоставить ему путевку на санаторно-курортное лечение в профильный санаторий в летний период без учета установленной в регионе очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается согласно пункту 1.1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (часть 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В силу части 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (пункт 3.3 Порядка).
Согласно пункту 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации России от 22 ноября 2004 г. N 256.
Справка для получения путевки действительна, как указано в ее тексте, в течение 6 месяцев.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 834н утверждена новая форма справки - форма N 070/у "Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение", действующая с 9 марта 2015 г. Срок действия справки - 12 месяцев.
Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N 070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (пункт 3.7 Порядка).
Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (пункт 3.8 Порядка).
Частью 3 статьи 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Оплата стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели (пункт 3 названных приказов).
Реализация на территории Московской области полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение и бесплатным проездом к месту лечения и обратно осуществляется по мере поступления бюджетных ассигнований федерального бюджета, передаваемых бюджету Московской области в форме субвенций, в пределах объема указанных ассигнований.
В соответствии с Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Московской области, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 27.12.2010 года N 2423-р, с 01.01.2011 года Министерством социальной защиты населения Московской области осуществляются полномочия по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно по специальным талонам.
Обеспечение санаторно-курортными путевками осуществляется в соответствии с Порядком предоставления отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения, утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 26.01.2011 года N 61/2.
Согласно п. 1.10 Порядка Министерство социального развития Московской области осуществляет процедуру закупки (проведение аукциона) санаторно-курортных путевок и распределяет их по территориальным структурным подразделениям.
В соответствии с вышеуказанным Порядком в целях осуществления деятельности по распределению санаторно-курортных путевок гражданам, имеющим местожительство в Московской области и включенным в Регистр, создана комиссия по распределению путевок на санаторно-курортное лечение после их поступления.
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. N 686-О).
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в статье 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.
Положение части 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Между тем суд, разрешая спор, неправильно истолковал подлежащие применению положения Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, а также принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты, вследствие чего пришел к ошибочному выводу о том, что непредоставление ответчиком Авдохину М.Е. путевки на санаторно-курортное лечение в 2016 году следует расценивать как лишение гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение и отказ в предоставлении ему государственной социальной помощи.
Принимая решение, обязывающее Королёвское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области предоставить Авдохину М.Е. путевку на санаторно-курортное лечение, судом не приняты во внимание права иных граждан - получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение в Московской области, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения Авдохина М.Е. по данному вопросу.
Заявление Авдохина М.Е. от 18 декабря 2015 года о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2016 году в летний период было рассмотрено Королёвским управлением социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области в установленном законом порядке, он был принят на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением.
Следовательно, в целях соблюдения равных прав граждан - получателей социальных услуг путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена Авдохину М.Е. Министерством социального развития Московской области исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления.
Кроме того, судебная коллегия обращает внимание, что настоящие исковые требования рассмотрены судом первой инстанции к ненадлежащему ответчику - Королёвскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области, которое является структурным подразделением Министерства социального развития Московской области.
При таких обстоятельствах решение не может быть признано законным и подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Королевского городского суда Московской области от 1 сентября 2016 года отменить, постановить по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Авдохина М.Е. к Министерству социального развития Московской области об обязании выделить санаторно-курортную путевку в профильный санаторий в летний период отказать.
Апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.