Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего: Зубовой Л.М.
судей: Алибердовой Н.А., Першиной С.В.
при секретаре Жигулиной К.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 декабря 2016 года апелляционную жалобу ответчика Брейтенбихера В.А. на решение Наро-Фоминского городского суда "данные изъяты" от "данные изъяты" по делу по иску Брейтенбихера Д. В. к Брейтенбихеру В. А. о признании права собственности в порядке наследования,
заслушав доклад судьи Алибердовой Н.А.,
объяснения представителей истца Брейтенбихера Д.В. по доверенности Уваровой Н.В. и Сарафинова А.Н.,
УСТАНОВИЛА:
Брейтенбихер Д.В. обратился в суд с уточненным иском к Брейтенбихеру В.А. о признании права собственности в порядке наследования.
В обоснование заявленных требований указано, что 17.06.2015г. умерла мать истца - Бейтенбихер О. Т ... После смерти матери истца открылось наследство в виде спорного имущества.
На момент смерти Брейтенбихер О.Т. состояла в зарегистрированном браке с Брейтенбихером В.А., однако, фактически, по утверждению истца, брачные отношения между ними были прекращены с "данные изъяты", совместное хозяйство с вышеуказанной даты они не вели, вместе не проживали.
Таким образом, по мнению истца, денежные средства, хранящиеся на счетах в ПАО Банк ВТБ на счете "данные изъяты" (USD) по договору "данные изъяты" от 11.03.2015г., ПАО Банк ВТБ "данные изъяты" (EUR) по договору "данные изъяты" от 23.03.2015г., в Московском Банке ПАО Сбербанк "данные изъяты" на счете "данные изъяты".840.5.3818.0401174 являются единоличной собственностью Брейтенбихер О.Т. в полном объеме, поскольку счета были открыты после прекращения брачных отношений.
Денежные средства, хранящиеся в ПАО Банк ВТБ "данные изъяты" (RUR) по договору "данные изъяты" от 24.11.2010г. в сумме 21037,65 руб. являются единоличной собственностью Брейтенбихер О.Т., поскольку на момент прекращения брачных отношений остаток по счету составил 623,63 руб., остальные средства вносились непосредственно Брейтенбихер О.Т..
Поскольку после фактического прекращения брачных отношений прошло более 3-х лет, и Брейтенбихер В. А. не заявлял требований о разделе счета, средства в сумме 623,63руб. остались в единоличной собственности Брейтенбихер О.Т. по обоюдному согласию с Брейтенбихером В.А.
Денежный вклад, хранящийся в Московском Банке ПАО Сбербанк "данные изъяты" на счете "данные изъяты".8 "данные изъяты".1002538, хотя и был открыт в период брака, однако, денежные средства вносились уже после прекращения брачных отношений, в связи с чем, средства, хранящиеся на данном счете, являются собственностью Брейтенбихер О.Т..
Завещание Бейтенбихер О. Т. не составляла. В соответствии со ст. 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди являются: отец истца - Брейтенбихер В. А., родная сестра истца - Монк Р. В., а также бабушка истца - Калмыкова Т. И..
Брейтенбихер В. А. с заявлением о вступлении в наследство к нотариусу не обращался и иных действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, не совершал.
Учитывая изложенное, истец считал, что ответчик наследство не принял и он является единственным наследником.
Истец просил суд признать денежный вклад, хранящийся в Московском Банке ПАО Сбербанк "данные изъяты" на счете "данные изъяты".840.5.3818.0401174, с причитающимися процентами единоличной собственностью Брейтенбихер О.Т.,
признать денежные вклады, хранящийся в Московском Банке ПАО Сбербанк "данные изъяты" на счете "данные изъяты".8 "данные изъяты".1002538, с причитающимися процентами, хранящиеся в ПАО Банк ВТБ "данные изъяты" (USD) по договору "данные изъяты" от 11.03.2015г., хранящиеся в ПАО Банк ВТБ "данные изъяты" (EUR) по договору "данные изъяты" от 23.03.2015г., хранящиеся в ПАО Банк ВТБ "данные изъяты" (RUR) по договору "данные изъяты" от 24.11.2010г. единоличной собственностью Брейтенбихер О.Т.;
признать Брейтенбихера В.А. не принявшим наследство после умершей Бейтенбихер О.Т. и признать за ним право собственности на наследство после умершей Бейтенбихер О.Т. на 1/16 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 1552 кв.м., местоположение: "данные изъяты", гп. Селятино, д. Новоглаголево, "данные изъяты", уч. 5 и на 1/16 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, кадастровый "данные изъяты", общей площадью 144,2 кв.м., а также признать за ним право собственности на наследство после умершей Бейтенбихер О.Т. на 5/8 долей денежных вкладов в Московском Банке ПАО Сбербанк "данные изъяты" на счете "данные изъяты".840.5.3818.0401174 с причитающимися процентами, в ПАО Банк ВТБ на счётах "данные изъяты" (USD) по договору "данные изъяты" от 11.03.2015г., "данные изъяты" (RUR) по договору "данные изъяты" от 24.11.2010г. и "данные изъяты" (EUR) по договору "данные изъяты" от "данные изъяты"..
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал.
Решением Наро-Фоминского городского суда "данные изъяты" от "данные изъяты" исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Выслушав объяснения стороны истца, исследовав материалы дела по доводам апелляционной жалобы в соответствии с правилами, установленными ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Согласно ч. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с законом или завещанием.
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ст. 1112 ГК РФ).
В соответствии со ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, для приобретения наследства наследник должен его принять.
Статьей 1154 ГК РФ установлен срок принятия наследства. Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Статьей 1157 ГК РФ предусмотрено, что наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц (статья 1158) или без указания лиц, в пользу которых он отказывается от наследственного имущества.
Наследник вправе отказаться от наследства в течение срока, установленного для принятия наследства (статья 1154), в том числе в случае, когда он уже принял наследство.
Согласно статье 1159 ГК РФ, отказ от наследства совершается подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника об отказе от наследства.
Статьями 34, 38 СК РФ установлено, что имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.
Судом первой инстанции на основании представленных в дело и исследованных в ходе судебного разбирательств доказательств установлено, Брейтенбихер В.А. и Брейтенбихер О.Т. на момент смерти последней "данные изъяты" состояли в зарегистрированном браке.
Вместе с тем, установлено с 2012 г. фактические семейные отношения между супругами были прекращены, с того времени они проживали раздельно.
В апелляционной жалобе ссылки на доказательства, опровергающие установленное судом указанное обстоятельство, не содержатся.
Судом первой инстанции также установлено имущество, принадлежащее Брейтенбихер О.Т. на момент её смерти.
Принадлежащие ей доли в праве собственности на земельный участок и жилой дом приобретены по договору дарения от "данные изъяты", в силу положений ст. 36 Семейного кодекса РФ являются личным имуществом Брейтенбихер О.Т. и обоснованно включены в наследственную массу.
Денежные вклады, исходя из представленных в дело лицевых счетов на имя Брейтенбихер О.Т., образованы после января 2012 года, поэтому также обоснованно признаны наследственным имуществом.
Претендуя на супружескую долю в имуществе Брейтенбихер О.Т., ответчик Брейтенбихер В.А. доказательства в обоснование своего утверждения в соответствии с требованием ст. 56 ГПК РФ в дело не представил.
Также в деле отсутствует подтверждение о принятии Брейтенбихером В.А. наследства после смерти Брейтенбихер О.Т. фактически и путём обращения в нотариальные органы. Доводы о том, что ввиду длительного отсутствия в России и конфликтных отношений с сыном он не знал о смерти Брейтенбихер О.Т., голословны.
Ссылка на факт регистрации Брейтенбихера В.А. в жилом доме, собственником доли которого являлась наследодатель, сама по себе не может свидетельствовать о фактическом принятии ответчиком наследства, так как регистрация по месту жительства является административным актом, в то время как о принятии наследства фактически могли свидетельствовать действия ответчика, указанные в ст. 1153 ГК РФ, такие как вступление во владение или в управление наследственным имуществом, принятие меры по его сохранению от посягательств или притязаний третьих лиц, осуществление за свой счет расходов на содержание жилого дома и земельного участка, оплату за свой счет долга наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства, или в п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от "данные изъяты" "данные изъяты" "О судебной практике по делам о наследовании".
Из дела видно, что ответчик в жилом доме не проживал и не появлялся с 2012 года.
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда об удовлетворении исковых требований.
При разрешении указанных выше требований суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение.
Правовых доводов, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Наро-Фоминского городского суда "данные изъяты" от "данные изъяты" оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Брейтенбихера В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.