Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Терещенко А.А.,
судей Вороновой М.Н., Редченко Е.В.
при секретаре Каландаровой В.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 02 ноября 2016 года апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области на решение Московского областного суда от 11 августа 2016 года по делу по административному исковому заявлению ООО "Центр Информационных Технологий на Транспорте М" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения представителя Минимущества Московской области - Васильева С.А., представителя ООО "Центр Информационных Технологий на Транспорте М" - Галиевой Т.Н.,
установила:
ООО "Центр Информационных Технологий на Транспорте М" (далее - ООО "ЦИТ Транс М") обратилось в суд с административным исковым заявлением, уточнённым в ходе судебного разбирательства (л.д. 153-155), об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "данные изъяты" категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под строительство объектов коммунального хозяйства, по состоянию на 01 января 2013 года равной его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований сослалось на то обстоятельство, что является арендатором вышеуказанного земельного участка, а также ряда объектов недвижимости, расположенных на участке. Кадастровая стоимость участка составляет 34817409,00 руб., что не соответствует рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком.
По утверждению административного истца, более высокая кадастровая стоимость земельного участка по сравнению с его рыночной стоимостью ведёт к неправомерному увеличению выкупной цены земельного участка, который общество намерено выкупить у государства.
В судебном заседании представитель административного истца просил суд установить кадастровую стоимость участка в размере, определенном в заключении судебной экспертизы.
Представитель административного ответчика - Министерства имущественных отношений Московской области, указав, что не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, подверг критике как отчет независимого оценщика, так и выводы проведенной по делу судебной экспертизы.
Представители иных лиц, участвующих в деле (Министерства экологии и природопользования Московской области, Управления Росреестра по Московской области, ФФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, Администрации городского округа Домодедово), в судебное заседание не явились.
Решением Московского областного суда от 11 августа 2016 года требования ООО "ЦИТ Транс М" удовлетворены: установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере, равном его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013, - "данные изъяты" рублей; суд указал, что данная кадастровая стоимость действует до даты установления новой кадастровой стоимости.
На решение суда Министерство имущественных отношений Московской области подало апелляционную жалобу, указывая, что решение суда основано на недостоверном доказательстве - заключении проведенной по делу судебной оценочной экспертизы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещались своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. При этом в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости закон предусматривает, в том числе, и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленной в результате государственной кадастровой оценки, в случае определения рыночной стоимости данного объекта: установление рыночной стоимости, определенной по результатам индивидуальной оценки объекта, направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного земельного участка.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "ЦИТ Транс М" является собственником ряда нежилых строений и сооружений, расположенных на арендуемом обществом земельном участке площадью 9900 кв.м с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "данные изъяты" Участок имеет категорию земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство объектов коммунального хозяйства.
Постановлением Администрации городского округа Домодедово Московской области от 17.11.2014 N 5215 (в редакции постановления того же органа от 04.12.2014 N 5651) вышеуказанный участок предоставлен обществу в собственность за плату в размере 15% кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
При этом при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом (пункт 3 статьи 39.4 ЗК РФ).
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: Московская "данные изъяты", затрагивают права и интересы ООО "ЦИТ Транс М", выкупающего арендуемый участок.
Сведения о земельном участке внесены в ГКН 10.08.2011.
Кадастровая стоимость данного участка определена по состоянию на 01.01.2013 в соответствии с распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ и составляет "данные изъяты" руб. (л.д. 78).
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 18.08.2015 отклонено заявление ООО "ЦИТ Транс М" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно представленному административным истцом отчету об оценке рыночной стоимости земельного участка N 04-05/15, составленному ООО "Эксперт" 22.05.2015 и имеющему положительное экспертное заключение Некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 01.01.2013 равнялась "данные изъяты" руб.
Согласно заключению проведенной по делу экспертом ООО "БизнесПартнер-Групп" Васиным А.А. судебной экспертизы, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:28:0090503:14 по состоянию на 01.01.2013 - 13800600 руб. (л.д. 220).
Вывод суда первой инстанции об установлении кадастровой стоимости земельного участка, находящегося у ООО "ЦИТ Транс М" в аренде, равной его рыночной стоимости, определенной согласно заключению проведенной по делу судебной экспертизы, подтверждается доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В этой связи судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, а потому не подлежащим отмене.
Довод апелляционной жалобы Министерства имущественных отношений Московской области о том, что заключение проведенной по делу судебной экспертизы является недопустимым и недостоверным доказательством, судебная коллегия находит несостоятельным: экспертное заключение ООО "БизнесПартнер-Групп" содержит подробное описание проведенного исследования, имеет ссылки на Федеральные стандарты оценки, на вопрос суда дан исчерпывающий ответ, оно не содержит суждений, позволяющих иным образом оценить выводы эксперта. Опрошенный в судебном заседании эксперт Васин А.А. аргументировано ответил на все возникшие у представителей сторон вопросы относительно представленного экспертного заключения.
Оснований, предусмотренных статьей 83 КАС РФ, для назначения по делу дополнительной либо повторной экспертизы судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы апелляционной жалобы Министерства имущественных отношений Московской области не могут служить основаниями к отмене обжалуемого судебного постановления, поскольку направлены на переоценку собранных по делу доказательств и выводов суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского областного суда от 11 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.