Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Варламовой Е.А., Редченко Е.В.,
при секретаре Нечиной Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 30 ноября 2016 года апелляционную жалобу Семенкова Е. С. на решение Щелковского городского суда Московской области от 23 июня 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению Семенкова Е. С. к призывной комиссии Щелковского муниципального района Московской области о признании незаконным и отмене заключения от 13 апреля 2016 года о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований,
заслушав доклад судьи Брыкова И.И., объяснения Семенкова Е.С.,
установила:
Административный истец Семенков Е.С. обратился в суд с административным иском к административному ответчику призывной комиссии Щелковского муниципального района Московской области о признании незаконным и отмене заключения от 13.04.2016 г. о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Свой административный иск мотивировал теми обстоятельствами, что он состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата Московской области по городам Щелково, Фрязино, Лосино-Петровский и Щелковскому району. 02.08.2014 г. ему исполнилось 27 лет, в связи с чем он не подлежит призыву на военную службу. Решением призывной комиссии Щелковского муниципального района Московской области от 12.04.2016 г. он был зачислен в запас, и в отношении него было принято решение в соответствие с п.1.1 ст.28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" о признании не прошедшим военной службы по призыву, не имея на то законных оснований, с которым он не согласен. Ему было проведено медицинское освидетельствование, по результатам которого ему была определена категория годности к военной службы "В-ограниченно годен к военной службе", в связи с чем в соответствие с подп. "а" п.1 ст. 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" он не мог проходить военную службу по призыву и подлежал освобождению от нее по состоянию здоровья. Все факты говорят о том, что в его действиях признаков уклонения от призыва на военную службу не имеется. Все время с момента постановки на воинский учет он находился под контролем военного комиссариата, место своего жительства он не менял, в отношении него призывными комиссиями принимались соответствующие решения. Каких-либо временных периодов, в которые он уклонялся от призыва на военную службу, не имеется. Просил признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Щелковского муниципального района Московской области от 13.04.2016 г. о признании его не прошедшим военной службы по призыву, не имея на то законных оснований.
Представитель административного ответчика призывной комиссии Щелковского муниципального района Московской области административный иск признал, ссылаясь на те обстоятельства, что на момент достижения Семенковым Е.С. 27 летнего возраста законных оснований для освобождения его от призыва на военную службу не имелось; что юридический факт наличия такого основания появился у него после прохождения медицинского освидетельствования.
Решением Щелковского городского суда Московской области от 23.06.2016 г. в удовлетворении административного иска отказано.
Не согласившись с решением суда, административный истец, Семенков Е.С. подал на него апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.
Заслушав объяснения Семенкова Е.С., проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
В соответствие с п.4 ст.26 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента РФ, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством РФ и другими нормативными правовыми актами РФ.
На призывную комиссию в соответствии с п.1 ст.28 указанного Федерального закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В соответствие с подп. "а" п.1 ст.22 указанного Федерального закона призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
В соответствии с п.1.1 ст.28 указанного Федерального закона при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п.п.1 и 2, п.4 ст.23, ст.24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
В соответствие с абз.7 п.1 ст.52 указанного Федерального закона запас Вооруженных Сил РФ создается, в том числе, из числа граждан, не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет.
В соответствие с п.34 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 г. N 663, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п.п.1 и 2, подп. "в" п.3, п.4 ст.23 и ст.24 указанного Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 01.01.2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Таким образом, совокупность указанных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что при зачислении гражданина в запас по достижении им возраста 27 лет, по указанному в п.1.1 ст.28 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" основанию должна быть установлена совокупность обстоятельств: гражданин состоял (обязан был состоять) на воинском учете; он подлежал призыву на военную службу; гражданин фактически не прошел военную службу, не имея на то законных оснований. Такие факты должны иметь место, начиная с 01.01.2014 г.
Административный истец, 02.08.1987 г.рож., был принят на воинский учет военным комиссариатом г.Зеленогорска Красноярского края 29.01.2004 г. в качестве призывника.
На военную службу административный истец не призывался:
- в связи с освобождением от призыва на военную службу по состоянию здоровья (решение призывной комиссии района от 07.10.2010 г.) (л.д.31),
- в связи с предоставлением отсрочки на период обучения в аспирантуре (решение призывной комиссии района от 19.10.2011 г.) (л.д.38).
Решением призывной комиссии субъекта РФ от 16.12.2010 г. решение призывной комиссии района от 07.10.2010 г. было отменено, административный истец был призван на военную службу в связи с признанием его годным к военной службе по категории годности "Б" (л.д.36).
Право на отсрочку административный истец утратил 25.10.2012 г. в связи с отчислением из аспирантуры (л.д.39).
При этом административный истец в период с 25.10.2012 г. по 04.08.2014 г. в военный комиссариат для уточнения своих учетных данных не являлся, а обеспечить его явку на заседание призывной комиссии не представилось возможным в связи с его отсутствием по месту регистрации по месту жительства, в связи с чем по итогам весеннего и осеннего призыва 2013 года, весеннего призыва 2014 года он был включен в приказ военного комиссара Кросноярского края, как уклоняющийся от мероприятий, связанных с призывом на военную службу (л.д.26, 27).
04.08.2014 г. - по достижении 27 лет административный истец был снят с воинского учета в военном комиссариате г.Зеленогорска Красноярского края с предписанием явиться в военный комиссариат по новому месту жительства (л.д.32).
Указанные события указывают на то, что оснований для освобождения административного истца от прохождения военной службы, предусмотренных ст.ст.23, 24 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", с 25.10.2012 г., в том числе и с 01.01.2014 г., не имелось.
Административный истец до 27 лет состоял на воинском учете, и подлежал призыву на военную службу, которую фактически не прошел, не имея на то законных оснований.
Добросовестно пользуясь своими правами и желая исполнить предусмотренную ч.1 ст.59 Конституции РФ обязанность, административный истец имел реальную возможность призваться на военную службу в призывы 2012, 2013 и 2014 годы до достижения им 27 лет, однако, начиная с 25.10.2012 г. он уклонялся от призыва на военную службу, не имея на то законных оснований. Решением призывной комиссии субъекта РФ от 16.12.2010 г. административный истец был призван на военную службу, но это решение не было реализовано.
При этом административный истец не представил, как того требует ч.1 ст.62 КАС РФ, доказательств уважительности причин неявки в военный комиссариат с целью быть призванным на военную службу.
Довод административного истца о том, что по состоянию здоровья он не подлежал призыву на военную службу до достижения 27 лет, является несостоятельным.
Решение призывной комиссии района об освобождении административного истца от призыва на военную службу по состоянию здоровья было принято 07.10.2010 г., но оно было отменено решением призывной комиссии субъекта РФ от 16.12.2010 г., которое в установленном действующим законодательством порядке незаконным не признано.
Обстоятельство установления административному истцу военно-врачебной комиссией 19.12.2014 г. степени годности к военной службе "ограниченно годный" не имеет правового значения, поскольку оно было установлено после достижения административным истцом 27 лет.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении административного дела, влияли ли бы на обоснованность и законность решения суда, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Таким образом, судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, суд правильно применил и истолковал закон, нарушений норм процессуального права судом не допущено.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение законность решения суда, сводятся к переоценке выводов суда и не опровергают указанных выводов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Щелковского городского суда Московской области от 23 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Семенкова Е. С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.