Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Варламовой Е.А., Соколовой Н.М.,
при секретаре Каландаровой В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
7 декабря 2016 года апелляционную жалобу ФФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области
на решение Одинцовского городского суда Московской области от 25 апреля 2016 г. по делу по административному исковому заявлению Листикова Ивана Семеновича к ФФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области об обжаловании решения,
заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,
объяснения представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области Сибашвили Н.М.,
установила:
Листиков И.С. обратился в суд с административным иском и просит признать незаконным решение ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 06.11.2015г. N МО -15/РКФ - 398971 об отказе в осуществлении постановки на кадастровый учет объекта недвижимости на основании заявления N 50-0-1- 87/3001/2015-3214 от 28.07.2015 года.
Считал решение незаконным, так как является арендатором земельного участка, оспариваемое решение, принятое по тем основаниям, что договор аренды заключен на срок менее 5 лет, препятствует постановке на кадастровый учет выстроенного на земельном участке жилого дома, что нарушает права заявителя.
Административный истец Листиков И.С. в судебное заседание не явился, его представитель в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал.
Административный ответчик представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещался судом о времени и месте судебного заседания.
Решением Одинцовского городского суда московской области от 25 апреля 2016 года заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе административный ответчик ставит вопрос об отмене решения суда.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11-21 1, 25-30 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям данного Федерального закона (пункт 5 части 2 статьи 26); орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении (пункт 6 части 2 статьи 27).
Усматривается, что 18 октября 2012 г. администрацией Шатурского муниципального района заключен с Листиковым И.С. договор аренды земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" N 454 "А" с разрешенным использованием "индивидуальное жилищное строительство", сроком до 18 октября 2015 г.
28 июля 2015 г. Листиков И.С. подал в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области заявление о постановке на кадастровый учет здания - индивидуальный жилой дом, площадь 23,3 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Шатурский район, городское поселение Мишеронский, п. Бакшеево, ул. Транспортная, приложив к заявлению декларацию об объекте недвижимости, технический план здания.
Решением филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области от 4 августа 2015 г. осуществление кадастрового учета объекта недвижимости приостановлено в связи с нарушением заявителем требований пункта 21 приказа Минэкономразвития России "Об утверждении формы декларации об объекте недвижимости и требований к ее подготовке", декларация заполнена и заверена ненадлежащим лицом.
6 ноября 2015 г. ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области вынесло решение об отказе в осуществлении кадастрового учета здания, поскольку срок приостановления осуществления кадастрового учета истек и обстоятельства, прослужившие основанием для принятия решения о приостановлении, не устранены.
Суд первой инстанции, удовлетворяя административное исковое заявление, пришел к выводу, что у филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области не имелось оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости, так как декларация заполнена и заверена надлежащим лицом - Листиковым И.С., являющимся арендатором земельного участка.
С таким выводом суда судебная коллегия согласиться не может.
В силу части 8 статьи 41 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действующей до 4 июля 2016 г.) сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта таких объектов недвижимости. В случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
Согласно части 10 статьи 41 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" форма декларации и требования к ее подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Приказом Минэкономразвития России от 13 декабря 2010 г. N 628 утверждена форма декларации об объекте недвижимости и требования к ее подготовке (далее - Требования).
В соответствии с пунктом 2 Требований декларация составляется и заверяется правообладателем объекта недвижимости или его представителем в отношении здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства (далее - объект недвижимости). При этом декларация о созданных объектах недвижимости составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такое здание, сооружение, объект незавершенного строительства.
Пунктом 21 Требований предусмотрено, что в случае если декларация об объекте недвижимости заполняется в отношении созданного объекта недвижимости, реквизиты "Правообладатель объекта недвижимости (земельного участка, на котором находится здание, сооружение, объект незавершенного строительства)" и "Правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы на объект недвижимости (земельный участок, на котором находится здание, сооружение, объект незавершенного строительства)" заполняются в отношении лица, обладающего соответствующим земельным участком на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды земельного участка, если такой земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет, реквизит "Сведения о представителе правообладателя объекта недвижимости (земельного участка, на котором находится здание, сооружение, объект незавершенного строительства)" - в отношении представителя правообладателя такого земельного участка.
Таким образом, из содержания приведенных норм следует, что федеральный законодатель к числу правообладателя земельного участка, на котором создан объект недвижимости, относит не всех арендаторов земельных участков, а только тех, срок договора аренды у которых составляет более пяти лет.
Перечень прав арендаторов по долгосрочным договорам аренды земельных участков, заключенным на срок более чем пять лет, указанными выше нормами расширяется.
Поскольку срок договора аренды земельного участка N 454 "А", заключенного между администрацией Шатурского муниципального района и Листиковым И.С., составляет три года (с 18 октября 2012 г. до 18 октября 2015 г.), следовательно, в силу приведенных выше норм административный истец не имел права подписывать декларацию об объекте недвижимости.
Следовательно, оспариваемый отказ в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости произведен на законных основаниях.
Поскольку выводы суда об удовлетворении заявления основаны на неверном применении норма материального закона, решение суда подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Одинцовского городского суда Московской области от 25 апреля 2016 года отменить. Принять по делу новое решение. В удовлетворении заявления Листикова И.С. отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.