Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Варламовой Е.А., Соколовой Н.М.,
при секретаре Каландаровой В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 07 декабря 2016 года апелляционную жалобу Гайденко А. Е. на решение Красногорского городского суда Московской области от 29 декабря 2015 года по административному делу по административному исковому заявлению Гайденко А. Е. к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным отказа от 12 августа 2015 года в государственной регистрации права собственности, о возложении обязанности произвести государственную регистрацию права собственности,
заслушав доклад судьи Брыкова И.И., объяснения представителя Гайденко А.Е. - Иванилова В.В., представителя Управлению Росреестра по Московской области Поздеевой Ю.С.,
установила:
Административный истец Гайденко А.Е. обратился в суд с административным иском к административному ответчику Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным отказа от 12.08.2015 г. в государственной регистрации права собственности на земельный участок, о возложении обязанности произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок. Свой административный иск мотивировал теми обстоятельствами, что он является собственником земельного участка под ИЖС площадью 493 кв.м кадастровый номер 50:11:0020520:190, расположенного по адресу: "данные изъяты" 30.06.2015 г. он обратился в регистрационный орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок, и 12.08.2015 г. ему было отказано в этом на том основании, что им были представлены не надлежащим образом заверенные копии постановления о предоставлении земельного участка. Считал такой отказ нарушающим его право. Просил признать незаконным отказ Управления Росреестра по Московской области от 12.08.2015 г. в государственной регистрации права собственности на земельный участок; обязать Управление Росреестра по Московской области произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Московской области административный иск не признал.
Решением Красногорского городского суда Московской области от 29.12.2015 г. в удовлетворении административного иска отказано.
Не согласившись с решением суда, административный истец Гайденко А.Е. подал на него апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.
Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Свое решение суд мотивировал тем обстоятельством, что Гайденко А.Е. на государственную регистрацию была представлена не надлежащим образом заверенная копия постановления органа местного самоуправления, как того требует действующее законодательство.
Судебная коллегия не может согласиться с таким решением суда, поскольку судом неправильно применены нормы материального права.
Разбирательством по делу установлено, что постановлением главы Опалиховской территориальной поселковой администрации "данные изъяты" от 17.03.2003 г. N 75/1-1 Гайденко А.Е., имеющему право на 59/100 долей в праве собственности на домовладение, передан бесплатно в собственность земельный участок, расположенный по адресу: "данные изъяты" (в настоящее время - "данные изъяты"
Решением Управления Росреестра по Московской области от 12.08.2015 г. Гайденко А.Е. было отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок на одном основании - на государственную регистрацию была представлена не надлежащим образом заверенная копия постановления главы Опалиховской территориальной поселковой администрации Красногорского района Московской области от 17.03.2003 г. N 75/1-1 (абз.10 п.1 ст.20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
В соответствие с п.1 ст.18 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В соответствие с п.5 ст.18 указанного Федерального закона необходимые для государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделок, совершенных в простой письменной форме, и являющиеся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав, представляются, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю, второй - помещается в дело правоустанавливающих документов.
Копии актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления в форме документов на бумажном носителе, а также актов судов, установивших права на недвижимое имущество, в форме документов на бумажном носителе представляются на государственную регистрацию прав не менее чем в двух экземплярах, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.
В соответствии с п.1 ст.20 указанного Федерального закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Административным истцом на государственную регистрацию первоначально была представлена только одна копия правоустанавливающего документа - постановления органа местного самоуправления, что подтверждается копией расписки от 30.06.2015 г. (л.д.21), а в последующем после приостановления государственной регистрации - еще две копии, что подтверждается копией расписки от 07.08.2015 г. (л.д.20). При этом, как следует из текста копии расписки от 07.08.2015 г., были представлены две копии постановления, удостоверенные нотариусом г.Москвы Сиваковым А.В. 25.05.2015 г., реестровый номер 3-1396.
В соответствие с п.5 ст.18 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" все документы, необходимые для регистрации права собственности на объект недвижимости, представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником. Исключением являются акты органов государственной власти и местного самоуправления, например, постановления, решения или распоряжения глав администраций, комитетов, так как подлинник документа существует в единственном экземпляре и хранится в делах принявшего его лица, а гражданам и организациям выдаются копии документа. Такие документы представляются в регистрационный орган в виде двух копий.
По действующему законодательству верность копий документов может быть удостоверена нотариусом или организацией, выдавшей документ.
Порядок свидетельствования нотариусом верности копии с копии документа установлен ст.79 Основ законодательства РФ о нотариате, согласно которой засвидетельствовать верность копии с копии документа возможно, если копия выдана юридическим лицом, от которого исходит подлинный документ, при этом копия документа должна быть изготовлена на бланке юридического лица, скреплена печатью и иметь отметку о том, что подлинный документ находится у юридического лица.
Такое нотариальное действие представляет собой свидетельствование тождественности текста заверенной нотариусом копии документа с текстом копии документа, что означает равенство юридической силы копии документа и его нотариально заверенной копии.
Административным истцом на государственную регистрацию были представлены три нотариально заверенные копии постановления органа местного самоуправления, которые были изготовлены и заверены нотариусом с копии постановления, выданной и заверенной органом местного самоуправления.
В установленном действующим законодательством порядке действия нотариуса никем не оспорены, удостоверительная надпись недействительной не признана.
Следовательно, требования действующего законодательства административным истцом в части предоставления копий правоустанавливающего документа на земельный участок были соблюдены.
При таких обстоятельствах у регистрирующего органа не было оснований полагать, что у административного истца отсутствовало право собственности на земельный участок, в отношении которого было подано заявление о государственной регистрации права собственности.
Это подтверждается и теми обстоятельствами, что земельный участок с 1994 года, как ранее учтенный, состоит на кадастровом учете со сведением об административном истце, как его правообладателе (л.д.8); и что Управлением Росреестра по Московской области 16.05.2015 г. (до отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок) было зарегистрировано право общей долевой собственности административного истца на жилой дом, расположенный на заявленном к регистрации земельном участке, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 16.05.2015 г.
С учетом изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Красногорского городского суда Московской области от 29 декабря 2015 года отменить, принять новое решение.
Признать незаконным отказ Управления Росреестра по Московской области от 12 августа 2015 года N 50/011/005/2015-5759 в государственной регистрации права собственности Гайденко А. Е. на земельный участок.
Обязать Управление Росреестра по Московской области произвести государственную регистрацию права собственности Гайденко А. Е. на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0020520:190 площадью 493 кв.м, расположенный по адресу: "данные изъяты"
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.