Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.
при секретаре Клевцовой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилой комплекс "Молоково" об оспаривании решения Комиссии по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилой комплекс "Молоково" (далее Общество) обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа Комиссии по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков и возложения обязанности по рассмотрению заявления по существу. В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что Общество 28 декабря 2015 года обратилось в Комиссию по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее Комиссия) с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности десяти земельных участков категория земель земли населенных пунктов, разрешенный вид использования под жилищное строительство, с кадастровыми номерами 50:21:0060403:3105, 50:21:0060403:3106, 50:21:0060403:3102, 50:21:0060403:3111, 50:21:0060403:3112, 50:21:0060403:3108, 50:21:0060403:3107, 50:21:0060403:3115, 50:21:0060403:3104, 50:21:0060403:3109, расположенных в Московской области Ленинского района, с/п Молоковское, с. Молоковское. По результатам рассмотрения заявления общество просило установить кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости определенной по состоянию на 30 апреля 2013 года. К заявлению были приложены все предусмотренные порядком создания работы Комиссии документ, а именно кадастровые справки о кадастровой стоимости объектов недвижимости, копии свидетельств о государственной регистрации права на участки, отчет об оценке рыночной стоимости объектов, положительное экспертное заключение НА СО "СВОД", в том числе и в форме электронного носителя. Уведомлением от 13 января 2016 года N50-10а-10-17/16, подписанным секретарем Комиссии в принятии заявления было отказано. В обоснование отказа секретарь Комиссии сослался на то, что в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости, предмет кадастровой стоимости, оспариваемый заявителем, отсутствует. Полагает, что отказ, в принятии заявления подписанный секретарем Комиссии незаконным и необоснованным, поскольку факт неопределения органами кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих обществу, и невнесение сведений о кадастровой стоимости в ГКН в нарушение требований абзаца 1 ст. 24.19 ФЗ N135 "Об оценочной деятельности в РФ" не должен влиять на реализацию обязанности общества по уплате земельного налога и право на установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости. 01 марта 2015 года использование нормативной цены земельных участков для целей исчисления земельного налога законодательством РФ не предусмотрено. С учетом системного толкования положений статей 388,п.1,ст.399 НК РФ, п.3 ст. 33 ЗК РФ полагает, что налогоплательщик вправе потребовать установления кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости в целях исполнения обязанности по уплате налога. Указывает также, что основание приведенное секретарем Комиссии для отказа в передаче заявления на рассмотрения Комиссии по существу и вынесения решения по существу противоречит порядке создания работы Комиссии. Оценка содержащихся в заявлении требований и документов, к нему приложенных может быть дана только Комиссией и оформлено решением, формы которого утверждены приложением к Порядку работы комиссии.
Одновременно с административным иском административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу данного искового заявления, поскольку 20 апреля 2016 года общество обратилось с аналогичными требованиями в Арбитражный суд Московской области, возбуждено дело NА41-19541/16. В ходе судебного разбирательства определением и от 21 июня 2016 года Арбитражный суд МО прекратил производство по делу со ссылкой на подведомственность данной категории дел судам общей юрисдикции. 05 июля 2016 года Общество обратилось в Московский областной суд.
В судебном заседании представитель административного истца Глухов Е.А. поддержал требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по доверенности Сорокин А.А. возражал против заявленных требований, по основаниям, изложенным в отзыве, указав, что Комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, однако кадастровая стоимость участков административного истца не установлена, следовательно, не имеется предмета оспаривания. Полагает, что в данном случае секретарь правомерно возвратил заявление Обществу.
Судом к участию в деле привечен филиал Федерального Государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области. Представитель филиала по доверенности Ластовская М.Е. в судебном заседании 24 октября 2016 года пояснила, что в Государственном кадастре объектов недвижимости сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости, земельных участков административного истца на момент обращения в Комиссию отсутствовала. Причины не установления кадастровой стоимости объектов ей не известны. Два участка из десяти являются архивными с августа 2015 года. У земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060403:3115 кадастровая стоимость определена в феврале 2016 года. Полагает, что на момент обращения административного истца в Комиссию отсутствовал предмет спора, требования не подлежат удовлетворению.
Представитель Министерства имущественных отношений МО оставил удовлетворение требований на усмотрение суда.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
Пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что решение, действие (бездействие) Комиссии могут быть оспорены с соблюдением правил подсудности, установленных пунктом 8 части 1 статьи 26 ГПК РФ, в порядке и сроки, предусмотренные главой 25 ГПК РФ.
Пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что при рассмотрении по существу дела об оспаривании решений государственных органов, их должностных лиц, суду надлежит выяснять:
- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;
- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.);
- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В силу статьи 218 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов. Пропущенный процессуальный срок может быть восстановлен.
Как следует из материалов дела общество обратилось с заявлением об оспаривании решения Комиссии по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в Арбитражный суд Московской области, где 20 апреля 2016 года заявление было принято судом к производству. В ходе рассмотрения дела по существу определением Арбитражного суда Московской области от 21 июня 2016 года производство по делу прекращено с указанием на не подведомственность данного спора Арбитражному суду. Заявителю разъяснено право обращения с требованиями в суд общей юрисдикции субъекта. Административное исковое заявление в Московский областной суд ООО "ЖК "Молоково" подано 05 июля 2016 года. При таких обстоятельствах суд в связи с наличием правовой неопределенности и правоприменительной практике по вопросу подведомственности споров об отказе в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подписанное секретарем комиссии, находит, что пропуск процессуального срока обществом вызван уважительными причинами.
Пункт 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации гласит, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Согласно статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статья 57 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации организации, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
Согласно статьи 390 НК РФ, налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Как указано в пункте 3 ФСО N 4, кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости.
Правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам определены Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Согласно абзацу 1 статьи 24.12 Федерального закона государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Статьей 24.18 Закона за юридическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу частей 1 и 2 статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В таком случае датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежат десять земельных участков категория земель: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: под жилищное строительство, с кадастровыми номерами 50:21:0060403:3105, 50:21:0060403:3106, 50:21:0060403:3102, 50:21:0060403:3111, 50:21:0060403:3112, 50:21:0060403:3108, 50:21:0060403:3107, 50:21:0060403:3115, 50:21:0060403:3104, 50:21:0060403:3109, расположенные в Московской области Ленинского района, с/п Молоковское, с. Молоковское.
28 декабря 2015 года ООО "Жилой комплекс "Молоково" обратилось в Комиссию по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее Комиссия) с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности вышеперечисленных объектов недвижимости. В заявлении Общество просило установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере рыночной стоимости.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости Обществом были приложены копии свидетельств о государственной регистрации права на участки, отчет об оценке рыночной стоимости объектов, положительное экспертное заключение НА СО "СВОД", справки о кадастровой стоимости объектов недвижимости, датированные 30 января 2015 года по данным которых в государственном кадастре объектов недвижимости сведения дате определения кадастровой стоимости и о кадастровой стоимости земельных участков отсутствуют.
Уведомлением от 13 января 2016 года за N50-10а-10-17/16, подписанным секретарем Комиссии Обществу в принятии заявления было отказано. В обоснование отказа секретарь Комиссии указал, что в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости, предмет кадастровой стоимости, оспариваемый заявителем, отсутствует (л.д.25).
Рассматривая спор по существу суд, учитывает, следующее.
В соответствии с п.13.26.1 и 13.26.2 "Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области", утв. постановлением Правительства МО от 29.10.2007 N 842/27 полномочия по инициированию проведения и участие в выполнении кадастровых работ по подготовке документов, необходимых для государственного кадастрового учета объектов недвижимости, находящихся в собственности Московской области и отнесенных к собственности Московской области при разграничении прав; принятие решений о проведении государственной кадастровой оценки и осуществление полномочий заказчика работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости; утверждению и опубликованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, результатов государственной кадастровой оценки земель и среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) Московской области были отнесены к компетенции указанного Министерства.
Комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Московский области создана на основании приказа от 24 октября 2012 года NП/452 при территориальном органе в Московской области.
Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости утвержден Приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 г. N 263 (далее - Порядок).
Пунктом 13 Порядка предусмотрено, что Комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости с приложением следующих документов: кадастровый паспорт объекта недвижимости; нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию ошибочности указанных сведений; отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости и положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Пунктом 15 Порядка предусмотрено право Комиссии на возврат документов без рассмотрения в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, результаты определения которой оспариваются, ранее установлена в размере его рыночной стоимости.
Судом установлено, что кадастровая стоимость земельных участков принадлежащих административному истцу не установлена, сведения о внесении и дате определения кадастровой стоимости объектов в государственном кадастре объектов недвижимости отсутствуют, следовательно, у административного истца отсутствует предмет оспаривания (кадастровая стоимость) о пересмотре которой в поданном в Комиссию заявлении просит Общество. Действующее законодательство не наделяет Комиссию полномочиями по установлению кадастровой стоимости, о чем в своем заявлении просит административный истец.
Исходя из системного толкования вышеприведенных норм, суд приходит к выводу, что законодателем предусмотрено право оспаривания землепользователями результатов определенной уполномоченным органом кадастровой стоимости объектов недвижимости. В соответствии с Правилами утвержденными Приказом Минэкономразвития России в Комиссии рассматриваются споры о результатах определения кадастровой стоимости земельных участков и объектов недвижимости. Однако, кадастровая стоимость объектов недвижимости у истца не установлена, следовательно право у административного истца на оспаривание кадастровой стоимости не возникло. Заявление Общества фактически направлено на установление стоимости земельных участков, что отнесено к исключительной компетенции исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в данном случае Минмособлимущество. Функции по внесению сведений в государственный кадастр объектов недвижимости осуществляет орган кадастрового учета (ФГБУ ФКП Росреестра по МО).
В случае если административный истец полагает, что органами исполнительной власти субъекта допущены бездействия, которые влияют на реализацию обязанности Общества по уплате земельного налога и полагавшего что, их права нарушены вправе оспорить их в судебном порядке.
В соответствии с разъяснениями, данными в письме Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 22 июня 2015 года N15/08922-мс/15 по вопросам организации работы Комиссией при приеме заявления секретарь Комиссии проверяет, в том числе актуальность оспариваемой кадастровой стоимости; соответствие даты определения рыночной стоимости объекта недвижимости указанной в отчете, дате определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, указанной в справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Как следует из представленных административных истцом справок о кадастровой стоимости, дата определения кадастровой стоимости и кадастровая стоимость объектов недвижимости в государственном кадастре объектов недвижимости отсутствовали, следовательно, секретарь комиссии в данном случае правомерно не передал на рассмотрение Комиссии и возвратил заявление административного истца, указав на отсутствие предмета оспаривания.
Довод административного истца о возможности в силу нормы п.3 статьи 66 земельного законодательства установление в размере рыночной стоимости кадастровой стоимости суд, находит основанным на неверном его толковании.
Принятие Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", предоставило землепользователям реальную перспективу определения в целях налогообложения кадастровой стоимости в экономически обоснованном размере с легальным использованием данных о рыночной стоимости земельного участка.
Согласно действующей редакции п. 3 ст. 66 ЗК РФ, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, чем достигается необходимая определенность в вопросе о соотношении двух видов стоимости земли.
Конституционный Суд РФ, в своих определениях анализируя приведенные законоположения, неоднократно отмечал преимущество для целей налогообложения в применении кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, перед кадастровой стоимостью земельных участков, установленной по результатам государственной кадастровой оценки земель.
Однако при этом Конституционный Суд Российской Федерации, ссылаясь в том числе на положения Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", указал, что государственная кадастровая оценка земель не лишена экономических оснований и установление кадастровой стоимости равной рыночной не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов кадастровой оценки.
Таким образом, в размере рыночной стоимости может быть установлена кадастровая стоимость объектов недвижимости, но после того, как она была установлена и оспорена землепользователями в установленном законодательством порядке.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 227-228 Кодекса административного судопроизводства РФ суд,
РЕШИЛ:
требования общества с ограниченной ответственность "Жилой комплекс "Молоково" о признании незаконным отказа Комиссии по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области N 50-10а-10-17/16 от 31.01.2016 года в непринятии к рассмотрению комиссией заявления ООО "Жилой комплекс "Молоково" о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков категория земель земли населенных пунктов, разрешенный вид использования под жилищное строительство, с кадастровыми номерами 50:21:0060403:3105, 50:21:0060403:3106, 50:21:0060403:3102, 50:21:0060403:3111, 50:21:0060403:3112, 50:21:0060403:3108, 50:21:0060403:3107, 50:21:0060403:3115, 50:21:0060403:3104, 50:21:0060403:3109, расположенных в Московской области Ленинского района, с/п Молоковское, с. Молоковское и возложения обязанности на Комиссию по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области принять ранее поданное 28 декабря 2015 года в комиссию заявление и рассмотреть вопрос по существу - оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Елизарова М.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.