Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Биремовой А.А.,
судей Зайнудиновой Ш.М. и Ашурова А.И.,
при секретаре судебного заседания Юсупове А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Дуйсакаевой Е.Ю. на решение Ногайского районного суда Республики Дагестан 19 октября 2016 года, которым постановлено:
"Иск заместителя прокурора Ногайского района РД Дильманбетова А.Т. в интересах неопределенного круга лиц к Дуйсакаевой Е. Ю. о приостановлении деятельности банкетного зала "Изумруд", расположенного в селе Орта-Тюбе Ногайского района РД, удовлетворить.
Обязать Дуйсакаеву Е. Ю. устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, в сфере антитеррористической защищенности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Деятельность банкетного зала "Изумруд", расположенного в селе Орта-Тюбе Ногайского района РД, приостановить до полного устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности в сфере антитеррористической защищенности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и принятия соответствующими органами решений о готовности банкетного зала к безопасной эксплуатации".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Зайнудиновой Ш.М., выслушав мнение прокурора Исмаиловой С. полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора Ногайского района РД Дильманбетова А.Т. обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Дуйсакаевой Е.Ю. о приостановлении деятельности банкетного зала "Изумруд", расположенного в селе Орта-Тюбе Ногайского района РД, до полного устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности в сфере антитеррористической защищенности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принятия соответствующими органами решений о готовности банкетного зала к безопасной эксплуатации.
В обоснование иска указано, что по поручению прокуратуры Республики Дагестан прокуратурой Ногайского района с привлечением специалистов ОНД ИПР N7 г.Южносухокумск, Тарумовскому и Ногайскому районам РД проведена проверка законности функционирования банкетных залов, как объектов массового скопления людей, в том числе соблюдения законодательства о противопожарной безопасности и об антитеррористической защищенности. Так, в нарушение действующего законодательства о пожарной безопасности и Постановления РФ от 25.04.2012г. N390 "О противопожарном режиме" в кафе "Изумруд", расположенном в селе Орта-Тюбе Ногайского района отсутствуют:
-инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVI11 настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожар о взрывоопасного и пожароопасного помещения категории В1 производственного и складского назначения,
-к работе на объекте допускаются лица, не прошедшие обучения мерам пожарной безопасности (п.2 ППР в РФ);
-порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума не определены,
-не назначено лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте (п.4 ППР в РФ);
-в помещениях не обеспечено наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны (п.55 ППР в РФ);
-не обеспечено наличие плана эвакуации людей при пожаре,
-не обеспечено наличие на дверях кательной их категорий по взрывопожарной и пожарной безопасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5,7,8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (п.20 ППР в РФ);
-не обеспечивается выполнение на объекте требований, предусмотренных "Об ограничении курения табака" статьей 12 "Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (п. 14 ППР в РФ);
-объект не обеспечен огнетушителями по нормам согласно приложениям N1 и 2 п.70 ППР в РФ;
-на объекте отсутствует пожарный щит, комплектуются немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем согласно приложению N6 п.482 ППР в РФ;
-руководителем организации не реже 1 раза в квартал не проводится проверка работоспособности систем и средств противопожарной защиты объекта (п.61 ППР в РФ);
-приемно-контрольные приборы и приборы управления незащищены от несанкционированного доступа (л.13.14.5. СП 5.13130.2009);
-не обеспечивается исправное состояние знаков пожарной безопасности, в том числе обозначающих пути эвакуации и эвакуационные выходы (п.43 ППР в РФ);
- у пожарного водоема, а так же по направлению движения к нему, не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации ).
На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника п.8.6. СП 8.13130.2009. Система противопожарной защиты. Источник и наружного противопожарного водоснабжения.
-при монтаже средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не соблюдается требования нормативных документов, а именно: работы по монтажу технических средств сигнализации произведены без составления проектной документации, рабочей документации (проект производства работ, техническая документация предприятий-изготовителей, технологические карты( (п.1.1 РД 78.145-93);
- извещатели не ориентированы таким образом, чтобы индикаторы были направлены в сторону двери, ведущей к выходу из помещения (п.13.3.17 СП 5.13130.2009); -не обеспечена требуемая пожаростойкость проводов и кабелей, подключаемых к различным компонентам систем пожарной автоматики (п.13.14.7 СП 5.13130.2009).
Изложенное подтверждается актами проверок от 08.08.2016г. и 15.08.2016г.
Установлены нарушения требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СП 2.3.6.1079-01 "Санитарные требования к личной гигиене персонала", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 8 ноября 2001 г. N 31 "О введении в действие санитарных правил" и Федерального закона N 52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее N52-ФЗ), ФЗ РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", а именно:
территория банкетного зала не благоустроена, по всему периметру отсутствует ограждение, нарушение п.2.8 СП 2.3.6.1079-01;
-объемно-планировочные решения помещений пищеблока не предусматривают возможности соблюдения поточности технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречною движения посетителей и персонала. Отсутствует необходимый набор помещений (мясной цех, холодный цех, горячий цех, моечная для столовой и кухонной посуды) на пищеблоке. Все совмещено в одном помещении горячего цеха, нарушение п. 5.1 СП 2.3.6.1079-01;
отсутствует раковина для мытья рук посетителей, имеется 1 общий туалет на одно очко. Совмещение туалетов для персонала и посетителей не допускается, нарушение п.3.14 СП 2.3.6.1079-01;
-текущий косметический ремонт в пищеблоке не проводился нарушение п.55,5.11 СП 2.3.6.1079-01
из моечных ванн имеется 2-х секционная моечная ванна для кухонной посуды и 1 раковина для персонала. Отсутствует 3-х секционная моечная ванна для столовой посуды, нарушение п.6.11 СП 2.3.6.1079-01;
не соблюдаются требования мытья столовой и кухонной посуды. Не проводится дезинфекция всей столовой посуды и приборов. Столовые приборы при обработке ручным способом не подвергаются прокаливанию в духовых, пекарских, сухожаровых шкафах в течение 10 мин. Кассеты для ьВ соответствии со ст. 14 Требований на каждое место массового пребывания людей после проведения его обследования и категорирования комиссией составляется паспорт безопасности.
Паспорт безопасности составляется в 5 экземплярах, согласовывается с руководителями территориального органа безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российский Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и утверждается руководителем исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главой муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей.
Статьей 15 Требований установлено, что согласование паспорта безопасности осуществляется в течение 30 дней со дня его разработки.
Согласно ст. 16 Требований паспорт безопасности является информационно-справочным документом, который отражает состояние антитеррористической защищенности места массового пребывания людей и содержит перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов в месте массового пребывания людей.
Между тем, в ходе проведения проверки паспорт безопасности мест массового пребывания людей индивидуальным предпринимателем Дуйсакаевой Е.Ю. не представлен. Информация о подготовке и направления для согласования в ГО и ЧС администрации МО "Ногайский район", ОМВД России по Ногайскому району, отделение УФСБ им так же не представлена.
Таким образом, состояние антитеррористической защищенности кафе "Изумруд" является неудовлетворительным, не соответствует характеру угроз, оперативной обстановке, не обеспечивает наиболее эффективное и экономное использование сил и средств, задействованных в обеспечении безопасности мест массового пребывания людей.
Несоблюдение указанных требований закона Дуйсакаевой Е.Ю. может повлечь невозможность обеспечения безопасности граждан и привести к чрезвычайным ситуациям, ставят под угрозу безопасное пребывание граждан в помещении, к причинению вреда их жизни и здоровью, что является неотчуждаемыми правами и свободами человека.
Судом постановленоприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Дуйсакаевой Е.Ю. выражается несогласие с решением суда указывая о том, что часть указанных нарушений ею уже устранены, а другие нарушения будут устранены по мере возможности. Решением суда о приостановлении деятельности банкетного зала нарушаются ее права на занятие предпринимательской деятельностью, и при отсутствии доходов она не сможет устранить указанные нарушения.
Извещенная надлежащем образом о времени и месте рассмотрения дела, Дуйсакаева Е.Ю. в суд апелляционной инстанции не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
К нормативным документам названной нормой отнесены национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012г. N 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Судом первой инстанции установлено, что прокуратурой Ногайского района с привлечением специалистов ОНД ИПР N7 г.Южносухокумск, Тарумовскому и Ногайскому районам РД проведена проверка законности функционирования банкетных залов, как объектов массового скопления людей, в том числе соблюдения законодательства о противопожарной безопасности и об антитеррористической защищенности. В ходе проверки выявлены грубые нарушения правил пожарной безопасности, указанные выше.
Суд первой инстанции при вынесении решения руководствовался тем, что выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности препятствует своевременному предупреждению и ликвидации последствий возможного возникновения пожара, что может повлечь за собой наступление трагических последствий с причинением вреда здоровью, массовую гибель людей, а также существенно затруднить эвакуацию при пожаре, что создает реальную угрозу жизни и здоровья "." детей, посещающих данное учреждение, а также работников данного детского лагеря.
Суд апелляционной инстанции соглашается с такими выводами суда, поскольку они являются верными.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений предусмотрены Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в силу ч. 4 ст. 4 которого в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Частью 1 ст. 6 Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" и иными нормативными актами в данной сфере.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения, утвержденной приказом МЧС России от 16.03.2007 N 140, требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, также не распространяются на существующие объекты, здания и сооружения, введенные в действие в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.
Судебная коллегия полагает, что несоответствие анкетного зала "Изумруд" требованиям пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровью посещающих людей. Выявленные нарушения препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара, а также ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что требования прокурора об обязании ответчика устранить нарушения законодательства о противопожарной безопасности в сфере антитеррористической защищенности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и принятия соответствующими органами решений о готовности банкетного зала к безопасной эксплуатации являются обоснованными.
Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены значимые для дела обстоятельства, доводам сторон и приставленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
решение Ногайского районного суда Республики Дагестан от 19 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Дуйсакаевой Е.Ю.- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.