Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Мугиновой Р.Х.
судей Гаиткуловой Ф.С.
Гибадуллиной Л.Г.
с участием прокурора Муратовой Е.М.
при секретаре Филипповой М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Башкирского природоохранного межрайонного прокурора к Государственному унитарному предприятию "Табигат" Республики Башкортостан, ООО "Башкирское экологическое сотрудничество "Союз" об обязании разработать и представить на утверждение проект санитарно-защитной зоны вокруг эксплуатируемого полигона твердых бытовых отходов и получить санитарно-эпидемиологическое заключение в Управлении Роспотребнадзора по адрес,
по апелляционной жалобе Государственного унитарного предприятия "Табигат" Республики Башкортостан на решение Кировского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
исковые требования Башкирского природоохранного межрайонного прокурора к Государственному унитарному предприятию "Табигат" Республики Башкортостан, ООО "Башкирское экологическое сотрудничество "Союз" об обязании разработать и представить на утверждение проект санитарно-защитной зоны вокруг эксплуатируемого полигона твердых бытовых отходов и получить санитарно-эпидемиологическое заключение в Управлении Роспотребнадзора по адрес удовлетворить.
Обязать Государственное унитарное предприятие "Табигат" и ООО "Башкирское экологическое сотрудничество "Союз" разработать и представить на утверждение проект санитарно-защитной зоны вокруг эксплуатируемого полигона твердых бытовых отходов адрес расположенного по адресу: адрес, примерно в 2 500 метрах по направлению на юго-запад от д.Енактаево и получить санитарно-эпидемиологическое заключение в Управлении Роспотребнадзора по адрес, обязать исполнить решение суда в течение трех месяцев с момента вступления данного решения суда в законную силу.
Взыскать с Государственного унитарного предприятия "Табигат" и ООО "Башкирское экологическое сотрудничество "Союз" в доход государственную пошлину по 3 000 рублей с каждого из ответчиков.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Гибадуллиной Л.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Башкирский природоохранный межрайонный прокурор обратился в Кировский районный суд адрес Республики Башкортостан с иском к ГУП "Табигат" Республики Башкортостан, ООО "Башкирское экологическое сотрудничество "Союз", в котором просил обязать ответчиков разработать и представить на утверждение проект санитарно-защитной зоны вокруг эксплуатируемого полигона твердых бытовых отходов в адрес, расположенного по адресу: адрес, примерно в 2 500 метрах по направлению на юго-запад от д.Енактаево и получить санитарно-эпидемиологическое заключение в Управлении Роспотребнадзора по адрес, обязать исполнить решение суда в течение трех месяцев со дня принятия судебного решения, в обоснование заявленных требований указав следующее.
Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка и установлено, что полигон твердых бытовых отходов в адрес, расположенного в адрес, примерно в 2 500 метрах по направлению на юго-запад от д.Енактаево, находящийся в государственной собственности Республики Башкортостан, передан Государственному унитарному предприятию "Табигат" Республики Башкортостан на праве хозяйственного ведения.
На основании договора N ... /А от дата о передаче объекта государственного имущества Республики Башкортостан, закрепленного на праве хозяйственного ведения, в аренду без права выкупа, указанный полигон (ТБО) на срок до дата с момента подписания акта приема-передачи передан в аренду Обществу с ограниченной ответственностью "Башкирское экологическое сотрудничество "Союз".
В силу пункта 2.3.4 данного договора аренды, арендатор обязуется соблюдать на арендуемом объекте экологические, санитарные, противопожарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, здоровья и безопасности человека.
Согласно пункту 2.3.7 договора арендатор обязан содержать объект прилегающую к нему территорию в надлежащем санитарном и противопожарном состоянии, а также постоянно поддерживать в надлежащем состоянии находящееся в нем имущество и оборудование.
Согласно информации Управления Роспотребнадзора по адрес санитарно-эпидемиологическое заключение на проект расчетной санитарно-защитной зоны для полигона твердых бытовых отходов в адрес не выдавалось.
В ходе прокурорской проверки, проведенной в ГУП "Табигат" Республики Башкортостан, санитарно-эпидемиологическое заключение на проект расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны для полигона в адрес также представлено не было.
В связи с тем, что у ответчиков отсутствует разработанный и утвержденный проект санитарно-защитной зоны вокруг эксплуатируемого им полигона твердых бытовых отходов, им не обеспечивается уменьшение воздействия источников загрязнения среды обитания на здоровье человека, и, соответственно, не обеспечивается соблюдение гигиенических нормативов, чем нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУП "Табигат" РБ ставит вопрос об отмене решения суда и о вынесении нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку размер санитарно-защитной зоны определен нормативно 500 метров и дополнительные меры по установлению этой зоны (в том числе, разработка и представление на утверждение проекта, получение санитарно-эпидемиологического заключения) не требуются; на действующие полигоны твердых бытовых отходов правила СанПиН не распространяются, а применяются к строящимся либо реконструируемым объектам. В качестве доводов апелляционной жалобы также указано, что решением суда удовлетворены требования в отношении каждого ответчика, что может привести к конфликту и повлечет неисполнимость решения суда.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся в суд апелляционной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя ГУП "Табигат" РБ Н.Р.Р., заслушав прокурора М.Е.М., возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы в отношении ГУП "Табигат", обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене в части удовлетворения исковых требований в отношении ООО "Башкирское экологическое сотрудничество "Союз" в связи с нижеследующим.
На основании статьи 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно статье 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Согласно статье 20 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.
В силу части 1 статьи 24 указанного закона при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" предусматривает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
В соответствии с пунктом 2.1 СанПиН 2.2.1/2. дата-03 "Санитарно-защитные зоны, и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.
По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Пунктом 1.2 СанПиН 2.2.1/2. дата-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" установлено, что требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
В силу пункта 3.1 данного СанПин проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
Согласно пункту дата СанПин полигоны твердых бытовых отходов, участки компостирования твердых бытовых отходов относятся ко второму классу опасности и имеют санитарную зону 500 метров.
Материалами дела установлено, что полигон твердых бытовых отходов адрес, расположенный по адресу: РБ, адрес, примерно в 2 500 метрах по направлению на юго-запад от д.Енактаево, находится в государственной собственности Республики Башкортостан, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от дата.
Договором от дата N ... /А о передаче объекта государственного имущества РБ, закрепленного на праве хозяйственного ведения, в аренду без права выкупа, указанный полигон твердых бытовых отходов на срок до дата с момента подписания акта приема-передачи передан в аренду Обществу с ограниченной ответственностью "Башкирское экологическое сотрудничество "Союз".
Согласно пунктам 2.3.3 - 2.3.7 данного договора арендатор обязался:
- соблюдать на арендуемом объекте требования надзорных и контролирующих органов, а также отраслевых правил и норм, действующих в отношении видов деятельности Арендатора и арендуемого им объекта;
- соблюдать на арендуемом объекте экологические, санитарные, противопожарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды, здоровья и безопасности человека;
- соблюдать правила пожарной безопасности, техники безопасности и охраны труда в строгом соответствий с действующим законодательством Российской Федерации;
- выполнять в установленный срок предписания Арендодателя, Балансодержателя, надзорных и контролирующих органов о принятии мер по ликвидации ситуаций, возникших в результате деятельности Арендатора и ставящих под угрозу экологическую и санитарную обстановку на арендуемом объекте, а так же его сохранность;
- содержать объект прилегающую к нему территорию в надлежащем санитарном и противопожарном состоянии, а также постоянно поддерживать в надлежащем состоянии находящееся в нем имущество и оборудование.
В ходе прокурорской проверки, проведенной в ГУП "Табигат" Республики Башкортостан, санитарно-эпидемиологическое заключение на проект расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны для полигона адрес представлено не было.
Суд первой инстанции при вынесении решения пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора к ГУП "Табигат" Республики Башкортостан, поскольку последний владеет объектом на праве хозяйственного ведения, следовательно, на него возложена обязанность по разработке и утверждению проекта санитарно-защитной зоны вокруг эксплуатируемого им полигона твердых бытовых отходов.
В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N ... "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" в соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
В то же время суд апелляционной инстанции на основании абз. 2 части 2 статьи 327.1 ГПК Российской Федерации вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме, выйдя за пределы требований, изложенных в апелляционных жалобе, представлении, и не связывая себя доводами жалобы, представления.
Судам апелляционной инстанции необходимо исходить из того, что под интересами законности с учетом положений статьи 2 ГПК Российской Федерации следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений, а также в целях защиты семьи, материнства, отцовства, детства; социальной защиты; обеспечения права на жилище; охраны здоровья; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; защиты права на образование и других прав и свобод человека и гражданина; в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов и в иных случаях необходимости охранения правопорядка.
Судебная коллегия находит необходимым проверить решение суда первой инстанции в интересах законности в полном объеме, поскольку спор касается обеспечения права на благоприятную окружающую среду.
Как следует из пунктов 2.3.3 - 2.3.7 договора от дата N ... /А о передаче объекта государственного имущества Республики Башкортостан, закрепленного на праве хозяйственного ведения, в аренду без права выкупа к обязанностям ООО "Башкирское экологическое сотрудничество "Союз", как арендатора полигона твердых бытовых отходов, не отнесены работы по разработке и представлению на утверждение проекта санитарно-защитной зоны вокруг эксплуатируемого полигона твердых бытовых отходов и получению санитарно-эпидемиологического заключения в Управлении Роспоребнадзора по адрес. Следовательно, возложение таких обязанностей на ООО "Башкирское экологическое сотрудничество "Союз" не допустимо. Соответственно, не может быть удовлетворено требование о взыскании с ООО "Башкирское экологическое сотрудничество "Союз" в доход местного бюджета государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
В свою очередь, ГУП "Табигат" Республики Башкортостан, у которого спорный полигон твердых бытовых отходов находится на праве хозяйственного ведения, не может быть освобожден от обязанности проведения указанных работ.
Довод апелляционной жалобы о том, что дополнительные мероприятия по установлению санитарно-защитной зоны не предусмотрены действующими подзаконными актами, подлежат отклонению, поскольку в пункте 3.1 вышеприведенного СанПиН 2.2.1/2. дата-03 установлено, что разработка санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной. При этом полигоны твердых бытовых отходов относятся к объектам второго класса опасности.
Довод апелляционной жалобы о том, что правила указанных СанПиН не распространяется на действующие объекты, является ошибочным, поскольку требования пункта 3.1 СанПиНа 2.2.1/2. дата-03 содержат прямое указание о том, что проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах, в том числе, эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства. В перечень промышленных объектов и производств, определенных пунктом 7.1 СанПиН 2.2.1/2. дата-03, входит также подпункт дата - полигоны твердых бытовых отходов.
Судебная коллегия исходит из того, что действующие правила обязывают лицо, в интересах деятельности которого установлена санитарно-защитная зона, обустроить зону практически безотносительно к тому, кто является собственником или пользователем участка, на котором она установлена.
Согласно пунктам 3.5., 3.8 СанПиН 2.2.1/2. дата-96 санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого промышленного предприятия и других объектов, которые могут быть источниками химического, биологического или физического воздействия на окружающую среду и здоровье человека. В предпроектной документации на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих предприятий и сооружений должны быть предусмотрены средства на организацию и благоустройство санитарно-защитных зон, включая переселение жителей, а в составе проектно-сметной документации должен быть представлен проект по ее организации, благоустройству и озеленению в соответствии с действующей нормативной документацией.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что разработка, утверждение проекта санитарно-защитной зоны вокруг эксплуатируемого полигона твердых бытовых отходов адрес и получение санитарно-эпидемиологического заключения являются обязательными для обеспечения требований Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" о благоприятной среде обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Исходя из совокупности вышеуказанных норм, судебная коллегия приходит к выводу, что исковые требования прокурора к ГУП "Табигат" Республики Башкортостан правомерно удовлетворены судом первой инстанции. Оснований для отмены решения суда в данной части не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата отменить в части обязания ООО "Башкирское экологическое сотрудничество "Союз" разработать и представить на утверждение проект санитарно-защитной зоны вокруг эксплуатируемого полигона твердых бытовых отходов адрес, расположенного по адресу: адрес, примерно в 2 500 метрах по направлению на юго-запад от д.Енактаево и получить санитарно-эпидемиологическое заключение в Управлении Роспотребнадзора по адрес; исполнить решение суда в течение трех месяцев с момента вступления данного решения суда в законную силу и получить санитарно-эпидемиологическое заключение в Управлении Роспоребнадзора по адрес, взыскания с ООО "Башкирское экологическое сотрудничество "Союз" в доход местного бюджета государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
В отменной части принять новое решение, которым в удовлетворении иска Башкирского природоохранного межрайонного прокурора к ООО "Башкирское экологическое сотрудничество "Союз" об обязании разработать и представить на утверждение проект санитарно-защитной зоны вокруг эксплуатируемого полигона твердых бытовых отходов адрес, расположенного по адресу: адрес, примерно в 2 500 метрах по направлению на юго-запад от д.Енактаево, обязании получить санитарно-эпидемиологическое заключение, обязании исполнить решение суда в течение трех месяцев с момента вступления данного решения суда в законную силу, отказать.
То же решение в остальной части оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУП "Табигат" Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий Мугинова Р.Х.
Судьи Гаиткулова Ф.С.
Гибадуллина Л.Г.
Справка: судья К.И.У.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.