Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Зайнуллиной Г.К.,
при секретаре С
с участием представителя административного истца Ремаревского Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Фонда развития и поддержки малого предпринимательства Республики Башкортостан к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
установил:
Фонд развития и поддержки малого предпринимательства Республики Башкортостан (далее - ФРПМП РБ, Фонд) обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности нежилых помещений, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, ул. Чернышевского, д. 82 с кадастровыми номерами: N ... равной их рыночной стоимости, указывая в обоснование иска на то, что установленная кадастровая стоимость спорных нежилых помещений не соответствует их рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке N ... года, выполненном ООО "Центр-Консалтинг", что нарушает его права как собственника и ведет к уплате налога в завышенном размере.
В судебном заседании Ремаревский Р.Д., представляющий интересы административного истца по доверенности, поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просил установить кадастровую стоимость вышеуказанных объектов недвижимости равной их рыночной стоимости исходя из результатов проведенной судебной экспертизы, не поддержав ранее представленный отчет об оценке.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В соответствии с положениями статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и явка которых не признана судом обязательной.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктами 1, 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено приведенной статьей.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 указанного Кодекса.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости названный закон предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, в том числе и решением суда.
Согласно части 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
При рассмотрении дела судом установлено, что Фонду развития и поддержки малого предпринимательства Республики Башкортостан на праве собственности принадлежат нежилые помещения, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, ул. Чернышевского, д. 82 с кадастровыми номерами: N ... что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права и выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (т. 1 л.д. 77-116).
Постановлением Правительства Республики Башкортостан N 496 от 24 ноября 2015 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов жилого и нежилого фонда Республики Башкортостан" утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов жилого и нежилого фонда Республики Башкортостан, определенные по состоянию на 1 января 2015 года, в том числе вышеуказанных нежилых помещений с кадастровыми номерами: N ... в размере 755 625,78 руб., N ... в размере 1 070 405,10 руб., N ... в размере 852,485,04 руб., N ... в размере 808 898,90 руб., N ... в размере 770 154,98 руб., N ... в размере 779 841,01 руб., N ... в размере 842 799,28 руб., N ... в размере 789 527,01 руб., N ... в размере 963 868,64 руб., N ... в размере 770 154,98 руб., N ... в размере 813 741,77 руб., N ... в размере 833 113,48 руб., N ... в размере 828 270,65 руб., N ... в размере 833 113,48 руб., N ... в размере 813 741,77руб., N ... в размере 852 485,04 руб., N ... в размере 852 485,04 руб., N ... в размере 779 841,01 руб., N ... в размере 823 427,64 руб., N ... в размере 852 485,04 руб., что подтверждается кадастровыми справками о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 5 октября 2016 года (т. 1 л.д. 12-31).
Административный истец, полагая, что установленная кадастровая стоимость вышеуказанных объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости и нарушает его права как собственника, обратился с указанным выше административным исковым заявлением в суд.
В обоснование заявленных требований о несоответствии кадастровой стоимости объектов их рыночной стоимости административным истцом представлен отчет об оценке вышеуказанных помещений N ... года, выполненный ООО "Центр-Консалтинг" (т. 2 л.д. 2-184).
В целях установления кадастровой стоимости вышеназванных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости Фонд 8 августа 2016 года обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Башкортостан, созданную на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 21 ноября 2011 года. N П/454 (далее Комиссия). Решением Комиссии N 575 от 6 сентября 2016 года заявление отклонено по причине несоответствия оформления и содержания отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки (т. 2 л.д. 185-190).
Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, являются заключения экспертов (статья 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
С целью определения рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, по ходатайству представителя административного истца определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 9 ноября 2016 года по делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО "Оценка.ру" ЛСЕ
Согласно заключению эксперта ЛСЕ N 04 ... года рыночная стоимость объектов недвижимости, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, ул. Чернышевского, д. 82 по состоянию на 1 января 2015 года:
нежилого помещения с кадастровым номером N ... составляет 377 000,00 руб.;
нежилого помещения с кадастровым номером N ... , составляет 534 000,00 руб.;
нежилого помещения с кадастровым номером N ... , составляет 425 000,00 руб.;
нежилого помещения с кадастровым номером N ... , составляет 404 000,00 руб.;
нежилого помещения с кадастровым номером N ... , составляет 384 000,00 руб.;
нежилого помещения с кадастровым номером N ... , составляет 389 000,00 руб.;
нежилого помещения с кадастровым номером N ... , составляет 420 000,00 руб.;
нежилого помещения с кадастровым номером N ... , составляет 394 000,00 руб.;
нежилого помещения с кадастровым номером N ... , составляет 481 000,00 руб.;
нежилого помещения с кадастровым номером N ... , составляет 384 000,00 руб.;
нежилого помещения с кадастровым номером N ... , составляет 406 000,00 руб.;
нежилого помещения с кадастровым номером N ... , составляет 416 000,00 руб.;
нежилого помещения с кадастровым номером N ... , составляет 413 000,00 руб.;
нежилого помещения с кадастровым номером N ... , составляет 416 000,00 руб.;
нежилого помещения с кадастровым номером N ... , составляет 406 000,00 руб.;
нежилого помещения с кадастровым номером N ... , составляет 425 000,00 руб.;
нежилого помещения с кадастровым номером N ... , составляет 425 000,00 руб.
нежилого помещения с кадастровым номером N ... , составляет 389 000,00 руб.
нежилого помещения с кадастровым номером N ... , составляет 411 000,00 руб.;
нежилого помещения с кадастровым номером N ... , составляет 425 000,00 руб.(т. 3 л.д. 1-169).
Вышеуказанная экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение эксперта подготовлено лицом, обладающим специальными познаниями в указанной области и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов, содержит подробное описание проведенного исследования стоимости объектов недвижимости. В рамках проведенного исследования эксперт использовал сравнительный подход путем сравнения продаж, мотивировав отказ от применения других подходов, в заключении дал ответ на поставленные судом вопросы и привел выводы о размере рыночной стоимости объектов недвижимости.
Каких-либо доказательств того, что рыночная стоимость данных объектов недвижимости является иной, чем отражено в экспертном заключении, суду лицами, участвующими в деле не представлено, ходатайств о проведении повторной либо дополнительной экспертизы не заявлено.
Суд также учитывает, что лица, участвующие в деле были судом извещены заблаговременно и надлежащим образом, соответственно, имели возможность ознакомиться с материалами дела, в том числе с заключением судебной экспертизы, представить свои возражения, доказательства, однако своим правом не воспользовались.
При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований не доверять заключению эксперта и с учетом требований статей 82, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив данное заключение на предмет относимости, допустимости и достоверности, суд принимает его в качестве доказательства, подтверждающего требования административного истца.
На основании изложенного, оценив представленные по делу доказательства в совокупности, в том числе заключение эксперта N ... года, суд полагает возможным удовлетворить заявленные административным истцом требования и установить кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости равной их рыночной исходя из результатов названной судебной экспертизы.
Установление измененной кадастровой стоимости объектов недвижимости не обеспечивает исправления недостоверных сведений об объекте, а представляет собой вновь определенную характеристику, подлежащую внесению в государственный кадастр недвижимости.
В силу положений статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
В данном случае Фонд обратился с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию 8 августа 2016 года.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Фонда развития и поддержки малого предпринимательства Республики Башкортостан удовлетворить.
Установить по состоянию на 1 января 2015 года кадастровую стоимость объектов недвижимости, расположенных по адресу: адрес:
нежилого помещения с кадастровым номером N ... равной его рыночной стоимости в размере 377 000,00 руб.;
нежилого помещения с кадастровым номером N ... , равной его рыночной стоимости в размере 534 000,00 руб.;
нежилого помещения с кадастровым номером N ... , равной его рыночной стоимости в размере 425 000,00 руб.;
нежилого помещения с кадастровым номером N ... , равной его рыночной стоимости в размере 404 000,00 руб.;
нежилого помещения с кадастровым номером N ... , равной его рыночной стоимости в размере 384 000,00 руб.;
нежилого помещения с кадастровым номером N ... , равной его рыночной стоимости в размере 389 000,00 руб.;
нежилого помещения с кадастровым номером N ... , равной его рыночной стоимости в размере 420 000,00 руб.;
нежилого помещения с кадастровым номером N ... , равной его рыночной стоимости в размере 394 000,00 руб.;
нежилого помещения с кадастровым номером N ... равной его рыночной стоимости в размере 481 000,00 руб.;
нежилого помещения с кадастровым номером N ... , равной его рыночной стоимости в размере 384 000,00 руб.;
нежилого помещения с кадастровым номером N ... , равной его рыночной стоимости в размере 406 000,00 руб.;
нежилого помещения с кадастровым номером N ... , равной его рыночной стоимости в размере 416 000,00 руб.;
нежилого помещения с кадастровым номером N ... , равной его рыночной стоимости в размере 413 000,00 руб.;
нежилого помещения с кадастровым номером N ... , равной его рыночной стоимости в размере 416 000,00 руб.;
нежилого помещения с кадастровым номером N ... , равной его рыночной стоимости в размере 406 000,00 руб.;
нежилого помещения с кадастровым номером N ... , равной его рыночной стоимости в размере 425 000,00 руб.;
нежилого помещения с кадастровым номером N ... , равной его рыночной стоимости в размере 425 000,00 руб.
нежилого помещения с кадастровым номером N ... , равной его рыночной стоимости в размере 389 000,00 руб.
нежилого помещения с кадастровым номером N ... , равной его рыночной стоимости в размере 411 000,00 руб.;
нежилого помещения с кадастровым номером N ... , равной его рыночной стоимости в размере 425 000,00 руб.
Датой подачи заявления считать 8 августа 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.К. Зайнуллина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.