Апелляционное определение СК по административным делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 06 декабря 2016 г. по делу N 33а-394/2016
Судебная коллегия по административным делам 3 окружного военного суда в составе: председательствующего - Массина А.И., судей Никитчука И.В. и Пересады А.Н., при секретаре Григорьевой А.В., с участием административного истца, в судебном заседании рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ (далее по тексту - ДЖО МО РФ или Департамент) - Юденича Д.И. на решение 94 гарнизонного военного суда от 9 сентября 2016 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего Филина Н. А. об оспаривании бездействия ДЖО МО РФ, связанного с невыдачей решения о предоставлении жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Пересады А.Н. и выступление административного истца, полагавшего необходимым оспариваемое судебное решение оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Филин обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие ДЖО МО РФ, связанное с невыдачей копии (выписки) решения о предоставлении ему с членами семьи в собственность бесплатно жилых помещений, расположенных по адресу: _, и возложить на административного ответчика обязанность выдать ему копию (выписку) указанного решения. Кроме того, Филин просил взыскать в его пользу с административного ответчика понесенные по делу судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 рублей.
Частично удовлетворив административное исковое заявление Филина, суд первой инстанции признал незаконным бездействие ДЖО МО РФ, связанное с невыдачей административному истцу решения по вопросу предоставления в собственность указанных жилых помещений и возложил на руководителя этого жилищного органа обязанность рассмотреть вопрос о выдаче Филину указанного решения, а также взыскал с административного ответчика судебные расходы в размере 300 рублей.
В удовлетворении требования Филина о возложении обязанностей на Департамент выдать ему копию (выписку) указанного решения судом было отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Юденич, выражая несогласие с решением, считая его необоснованным и незаконным, указывает на неправильное определение и недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в судебном постановлении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права и просит его отменить.
В обоснование своей просьбы он приводит доводы, суть которых заключается в следующем.
Требование жилищного органа к административному истцу о предоставлении справки о сдаче жилого помещения является правомерным, поскольку Филин от предложения предоставить нотариальное обязательство об освобождении занимаемого им с членами семьи жилого помещения отказался.
Автор жалобы обращает внимание на то, что Филин не сможет установленным порядком сдать занимаемое им жилое помещение, так как у него имеется задолженность по оплате коммунальных услуг.
В заключение автор жалобы отмечает, что принятое решение Департамента от 1 июля 2016 года N 194/1/16989 о предоставлении Филину жилых помещений в общую долевую собственность бесплатно по избранному месту жительства в настоящее время отменено.
В суде второй инстанции административный истец Филин просил оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, полагая ее доводы необоснованными.
Кроме того, административный истец пояснил, что 16 июня и 7 июля 2016 года по предложению уполномоченного жилищного органа он предоставил в ДЖО МО РФ ряд недостающих документов для принятия окончательного решения о предоставлении ему распределенных жилых помещений. Поскольку после этого какого - либо ответа им получено не было, в том числе на день рассмотрения в суде первой инстанции, он был вынужден обратиться в суд за защитой своих прав и просил обязать Департамент уведомить его о принятом решении в свете дополнительно представленных документов.
Выслушав выступление участвующего в судебном заседании административного истца, рассмотрев материалы дела и изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены правильного по существу решения суда первой инстанции.
Обстоятельства, имеющие значение для административного дела, установлены судом первой инстанции всесторонне и объективно, а оспариваемое решение базируется на правильном применении норм материального и процессуального права.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512 утверждены Правила предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно (далее по тексту - Правила).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 4 указанных Правил, федеральными органами принимаются решения о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства, выписка из которых по форме согласно приложению выдается (направляется) военнослужащим (гражданам, уволенным с военной службы) или членам их семей в порядке, устанавливаемом федеральными органами.
Во исполнение вышеуказанного Постановления приказом Министра обороны РФ от 25 января 2016 года N 20 утвержден Порядок организации деятельности по предоставлению военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно (далее по тексту - Порядок).
В соответствии с п. 6 данного Порядка после получения извещений военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган (специализированную организацию) информацию о согласии с предоставлением распределяемых жилых помещений, оформленную по рекомендуемому образцу (приложение N 1 к Порядку) или в произвольной форме, и в тридцатидневный срок с даты получения извещения направляют: сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и (или) членам его семьи, а также о наличии (отсутствии) жилых помещений специализированного жилищного фонда, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи (в том числе бывшими), (по состоянию на дату извещения) по рекомендуемому образцу (приложение N 2 к Порядку) или в произвольной форме; заявление о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно по рекомендуемому образцу (приложение N 3 к Порядку) или в произвольной форме; заверенные копии документов, удостоверяющих личность военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) и совместно проживающих с ними членов их семей (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов).
В случае, если военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) и члены их семей в течение пяти лет до даты извещения меняли место жительства, в уполномоченный орган (специализированную организацию) предоставляются выписки из домовых книг и копии финансовых лицевых счетов с этих мест жительства.
Решение о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно (приложение N 4 к Порядку) принимается уполномоченным органом (специализированной организацией) не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации при отсутствии оснований для снятия военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) с учета (п. 7 Порядка).
Из п. 8 Порядка следует, что уполномоченный орган (специализированная организация) в течение трех рабочих дней после принятия решения доводит до военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) информацию о сроках, месте и времени выдачи выписки из решения.
По смыслу указанных правовых норм, жилищный орган в течение сорока дней после получения согласия военнослужащего с распределенным ему жилым помещение должен вынести решение по данному вопросу.
Как видно из материалов дела, Филин, срок военной службы которого составляет более 20 лет, изъявил желание уволиться с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями после предоставления ему жилого помещения по избранному месту жительства в г. _, проживает с членами семьи (он, супруга, дочь и сын) в общежитии по адресу: _.
На основании извещения о предварительном распределении жилого помещения N 303084 от 29 августа 2014 года Филину с членами семьи распределены две однокомнатные квартиры, расположенные по адресу: _, с получением которых в собственность бесплатно он согласился.
24 мая 2016 года ему вручено извещение N 340491 от 17 мая 2016 года о распределении указанных жилых помещений, на получение которых в этот же день на тех же основаниях он также дал свое согласие.
В связи с этим, административным истцом для принятия уполномоченным жилищным органом решения о предоставлении распределенных ему жилых помещений, 16 июня 2016 года в Департамент были представлены недостающие документы, а 7 июля сего года нотариальное обязательство об освобождении занимаемого Филиным с членами семьи жилого помещения после предоставления ему распределенных квартир.
Однако в установленный срок такого решения в отношении распределенных Филину жилых помещений ДЖО МО РФ принято не было.
Проанализировав вышеизложенные обстоятельства и правовые нормы, вопреки доводам автора жалобы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что вышеуказанным бездействием Департамент создал препятствие к выдаче Филину решения об отказе или о предоставлении ему жилых помещений в собственность бесплатно по избранному им постоянному месту жительства после увольнения с военной службы.
Вопреки доводам автора жалобы не могло служить основанием для отказа в выдаче выписки из решения непредоставление Филиным справки о сдаче жилого помещения, поскольку им в установленном порядке в жилищный орган было представлено нотариальное обязательство об освобождении занимаемого им жилого помещения после предоставления распределенного жилья.
Ссылка представителя административного ответчика на то, что Филин в связи с имеющейся у него задолженностью по оплате коммунальных услуг не сможет сдать занимаемое им жилое помещение, на законность и обоснованность оспариваемого судебного решения повлиять не может, поскольку данное обстоятельство не является препятствием для непринятия жилищным органом указанного решения.
Что же касается иных доводов автора жалобы, то они фактически сводятся к обоснованности принятия жилищным органом решения об отказе в предоставлении Филину распределенных жилых помещений по решению от 1 июля 2016 года N 194/1/16989, которые предметом рассмотрения суда первой инстанции не являлся, а потому не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 308, 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение 94 гарнизонного военного суда от 9 сентября 2016 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего Филина Н. А. об оспаривании бездействия Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, связанного с невыдачей решения о предоставлении жилых помещений, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.