Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Мирошниковой Е.Н.
судей
Рогачева И.А., Сальниковой В.Ю.
при секретаре
Сергеевой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 ноября 2016 года гражданское дело N2-5279/2015 по апелляционной жалобе Артемьева В. В. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 23 декабря 2015 года по иску Артемьева В. В. к Федеральному государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства путем предоставления жилищной субсидии в размере, определяемом действующим законодательством на момент предоставления субсидии.
Заслушав доклад судьи Мирошниковой Е.Н., возражения представителя ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ - Чернова А.А., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
23.10.2015 от Артемьева В.В. в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга поступило исковое заявление к Федеральному государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ) с требованием о признании за истцом права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства с составом семьи: супруга А.Г.П., путем предоставления жилищной субсидии в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 21.07.2014 N 510 "Об утверждении Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы" в размере, определяемом действующим законодательством на момент предоставления субсидии.
В обоснование требований истец указал, что был в 1993 году уволен в запас с военной службы; выслуга лет в Вооруженных Силах (календарная) составила 26 лет 11 месяцев. На момент увольнения проживал в закрытом военном городке "адрес"; постоянным жильем обеспечен не был, не имеет такого и в настоящее время. В качестве избранного места жительства им была выбрана "адрес", где он и должен был быть обеспечен жильем путем получения за счет федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии) для приобретения жилого помещения, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом (ГЖС), выданным МО РФ. "дата" он с составом семьи 2 человека (он и жена) был включен в Список кандидатов на получение государственных жилищных сертификатов по в/ч 62632-II в 2002 году. Указывает, что государственный жилищный сертификат был выдан на его имя в 2010 году, однако, в нем была допущена ошибка - неверно указан состав семьи "3 человека" вместо "2 человека", в связи с чем сертификат был возвращен для переоформления. По сообщению Департамента жилищного обеспечения МО РФ ( N ... от "дата") "дата" ему был оформлен государственный жилищный сертификат серии N ... , который был возвращен как нереализованный, однако ему об этом ничего не известно.
Ссылается истец также на решение Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 26.09.2014, которым были удовлетворены его требования о признании незаконным бездействия должностного лица - начальника отдела N2 ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ по замене государственного жилищного сертификата, выданного на его имя с составом семьи 2 человека. Данным решением на должностное лицо ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ - начальника 2 отдела возложена обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина Артемьева В.В. Решение вступило в законную силу 01.11.2014 и было направлено для исполнения должностному лицу. "дата" ему было выдано Уведомление N ... о признании участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации", с составом семьи: супруга А.Г.П., избранное место жительства - "адрес" и "адрес". Одновременно ему было разъяснено, что выдача сертификатов осуществляется МО РФ при условии финансирования подпрограммы.
Истец указывает, что в соответствии с рекомендациями должностных лиц ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ 01.06.2015 он подал заявление об изменении формы обеспечения жилым помещением на предоставление жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемую в соответствии со ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". В то же день им было подано заявление о восстановлении на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в соответствии со ст. 52 ЖК РФ. Ранее в отдел N2 ФГКУ "ЗРУЖО" им был в полном объеме предоставлен пакет документов, необходимый для рассмотрения вопроса об обеспечении жилым помещением. Однако до настоящего времени жилищная субсидия ему не выплачена, жилое помещение на условиях социального найма не предоставлено, сроки исполнения обязательств по обеспечению его и членов его семьи жилым помещением не обозначены, ответы на его заявления не поступили. Указывает, что со слов начальника отдела N2 ему известно, что в настоящее время имеется неопределенность в определении размера причитающейся ему субсидии, по нормам на момент выдачи сертификата в 2010 году или по нормам на момент предоставления в 2015 году.
Истец полагает, что определение размера жилищной субсидии по нормам 2010 года не отвечает целям исполнения возложенной на начальника отдела N2 решением суда обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина Артемьева В.В. Определением Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 02.09.2015 в разъяснении решения суда по данному вопросу отказано, рекомендовано обратиться с самостоятельным иском.
Указывая на то, что обеспечения жилым помещением он ожидает более 23 лет, задержку в выдаче государственного жилищного сертификата, а также неисполнение решения Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 26.09.2014, истец обратился с настоящим иском в суд.
Ответчик возражал против иска, представил письменный отзыв, указывая, что истец был уволен с военной службы в 1993 году; приказ не содержит сведений о том, что заявитель не обеспечен жилым помещением. На учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, как было предусмотрено и нормами жилищного законодательства и Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте, введенного в действие Приказом МО СССР от 10.11.1975 N 285, не встал. Действовавшим в период увольнения заявителя с военной службы законодательством предусматривалось обеспечение увольняемых военнослужащих жилыми помещениями по избранному постоянному месту жительства, по ходатайству командиров воинских частей и на основании соответствующих решений органов местного самоуправления о включении в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов ЖСК. При этом на органы местного самоуправления возлагалась обязанность в трехмесячный срок в письменной форме сообщать соответствующим командирам воинских частей о принятом решении, и гарантировать предоставление жилых помещений после прибытия граждан, уволенных с военной службы, на избранное место жительства в течение трех месяцев. Ответчик указал, ссылаясь на положения п.2.1 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", что поскольку заявитель до 01.01.2005 года не принят на учет органами местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилом помещении, то форма обеспечения жилым помещением, о чем заявлено истцом, не может быть изменена.
Истец просил рассматривать дело в его отсутствие в связи со значительной удаленностью места его проживания ( "адрес").
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 23 декабря 2015 года Артемьеву В.В. отказано в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить и принять по делу новое судебное решение, удовлетворив исковые требования. В качестве доводов жалобы истец излагает правовую позицию, приведенную в качестве обоснования требований в исковом заявлении. Полагает, что обратившись 01.06.2015 с заявлением об изменении формы обеспечения жилым помещением на предоставление жилищной субсидии, он реализовал гарантированное ему государством право выбора формы обеспечения жильем, фактически отказавшись от участия в подпрограмме ГЖС. Выбор формы обеспечения жилым помещением обусловлен отсутствием финансирования программы ГЖС и тем, что реализация данной программы фактически прекращена.
Истец о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и отсутствие его представителя. Представил письменные пояснения по доводам апелляционной жалобы и копию определения Советского районного суда города Нижний Новгород от 02.09.2015 об отказе в разъяснении решения суда от 26.09.2014.
Представитель ответчика возражал против апелляционной жалобы, указывая, что в 2002 году истец был указан в списке кандидатов на получение ГЖС, как гражданин, подлежащий отселению из закрытого военного городка и как военнослужащий, нуждающийся в постановке на учет. На момент включения истца в списки (2002) он не был военнослужащим. Поскольку истец был уволен со службы в 1993 году, единственным правилом обеспечения жилым помещением является обеспечение жилым помещением органами местного самоуправления. Истец, соответственно, должен был убыть к избранному месту жительства и там встать на учет и ему в течение трех месяцев должны были предоставить жилое помещение. Истец подлежал отселению и ему был выписан сертификат, который был возвращен в связи с неправильным указанием количества членов семьи, был выписан повторный сертификат. В 2010 году закрытый городок был открыт и, право на отселение истца было утрачено, но так как сертификат был выписан в период, когда городок был закрыт и его должны были поменять, то суд обязал восстановить нарушенное право истца и выписать ему сертификат как гражданину, подлежащему отселению. Представитель также пояснил, что истцу было разъяснено, что он должен был вначале оспорить отказ в восстановлении постановки на учет нуждающихся в жилом помещении, а после изменять форму обеспечения, что им сделано не было.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав мнения участников судебного заседания, обсудив доводы апелляционной жалобы, принимая во внимание дополнительно представленные истцом документы в суд апелляционной инстанции, приходит к следующим выводам.
Артемьев В.В. приказом главнокомандующего войсками противовоздушной обороны N ... от "дата" был уволен в запас с действительной военной службы по статье 59 п. "б" (по болезни) с правом ношения военной формы одежды. Выслуга лет в Вооруженных Силах (календарная) составила 25 лет 9 месяцев.
На момент издания приказа истец проживал в закрытом военном городке "адрес", где ему было предоставлены две комнаты в квартире.
Истцом в суд не представлено приказа об увольнении со службы. Каким образом был разрешен вопрос об обеспечении жилым помещением на период увольнения, из материалов дела не следует. Со слов истца, им было избрано место жительства по завершении службы - "адрес", однако, каких-либо доказательств этому в суд не представлено. На учет в органах местного самоуправления по избранному месту жительства, истец также, как следует из материалов дела, не встал.
Самый ранний документ, который истец представил в суд в качестве подтверждения своих прав, это Список (не заверенная копия) кандидатов на получение государственных жилищных сертификатов по в/ч 62632-II в 2002 году, утвержденный ВРИО начальника Саваслейского гарнизона "дата", из которого следует, что в качестве граждан, проживающих в закрытом военном городке и подлежащих отселению, значится подполковник запаса Артемьев В.В. с составом семьи два человека (он и супруга А.Г.П.), избранное место жительства - "адрес". В Списке указан характер занимаемого жилого помещения; отношение к военной службе: пост. Бла. 2-х комн., Sобщ. - 47,5 кв.м., Sжил. - 27,3 кв.м, Городок "адрес", уволен в запас в 1993 г. по ст. 59 (по болезни) (л.д.34).
Также истцом представлена Выписка (не заверенная копия) из протокола N ... заседания жилищной комиссии Саваслейского гарнизона от "дата", из которой следует, что повесткой дня являлось: рассмотрение вопроса о постановке на компьютерный учет военнослужащих запаса, состоящих в списке граждан-получателей государственных жилищных сертификатов по гарнизону Саваслейка. По результатам рассмотрения было постановленовключить подполковника запаса Артемьева В.В. в списки военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий в/ч 20727, состав семьи два человека (л.д. 24).
Артемьев В.В., как следует из Приложения к списку граждан-получателей (списку граждан, включенных в резерв на получение) государственных жилищных сертификатов в 2010 году (войсковая часть 20727, КЭЧ района (ОМИС) Дзержинская), включен в указанный список как офицер запаса (категория), участник подпрограммы (сведения гражданина), состав семьи - два человека. Из данного документа следует, что дата постановки на учет - "дата"; избранное место жительства - "адрес". Указанный документ подписан начальником Саваслейского гарнизона полковником А.Г. "дата"; имеется также подпись председателя жилищной комиссии Саваслейского гарнизона В.Дегтярева без указания даты. В графе "согласовано" начальником Дзержинской КЭ А.Б. подпись и дата отсутствуют. Данный документ также представлен в виде ксерокопии (не заверенной).
Из письма Врио директора Департамента жилищного обеспечения МО РФ в адрес Артемьева В.В. от "дата" N ... следует, что ГЖС серии УВ N ... от "дата", возвращен нереализованным в связи с изменением состава семьи. Распоряжением Правительства РФ от 11.10.2011 N 1779-р военный городок Саваслейка-1 Кулебакского района Нижегородской области исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ и органов федеральной службы безопасности, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 N 752-р. Ссылаясь на изложенное, директор Департамента указывал, что основания для оформления Артемьеву В.В. МО РФ ГЖС в связи с переселением из закрытого военного городка отсутствуют, а вопрос жилищного обеспечения подлежит разрешению органами местного самоуправления по месту жительства на общих основаниях в соответствии с ЖК РФ.
Какие-либо иные документы за указанный период времени (1993-2014) в материалы дела истцом не представлены.
Решением Советского районного суда города Нижний Новгород от 26.09.2014 (дело N 2-3409/2014), заявление Артемьева В.В. о признании незаконными действий (бездействий) должностного лица удовлетворено. Суд признал незаконным бездействие должностного лица начальника 2 отдела ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ по замене государственного жилищного сертификата, выданного на имя Артемьева В.В. с составом семьи два человека. Суд обязал начальника 2 отдела ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина Артемьева В.В.
Из указанного решения следует, что государственный жилищный сертификат Артемьеву В.В. был выдан в декабре 2010 года, однако, в нем было допущена ошибка - неверно указан состав семьи "3 человека" вместо "2 человека", в связи с чем сертификат был возвращен для переоформления. До настоящего времени в адрес Артемьева В.В. не поступало как решение о замене сертификата, так и решение об отказе в его выдаче. Государственный жилищный сертификат Артемьеву В.В. не выдан, а неоднократные обращения к должностным лицам результата не дали.
Судом также было указано в вышеупомянутом решении, что по сообщению Департамента жилищного обеспечения МО РФ ( N ... от "дата") "дата" Артемьеву В.В. был оформлен ГЖС, который был возвращен как нереализованный, однако заявитель об этом надлежащим образом извещен не был. Возражая против заявления, заинтересованное лицо указывало, что начальник 2 отдела ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ военными пенсионерами не занимается, никаких действий по оформлению жилищных сертификатов на имя заявителя не предпринимается.
Советский районный суд города Нижнего Новгорода, удовлетворяя заявленное требование, пришел к выводу о том, что поскольку до декабря 2010 года вопросы обеспечения граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, ГЖС относились к компетенции соответствующих КЭЧ районов, которые на основании Приказа МО РФ от 15.12.2010 N 1871 были реорганизованы путем присоединения к территориальным управлениям имущественных отношений МО РФ, все учетные дела военнослужащих, а также граждан - получателей ГЖС были переданы в соответствующие региональные управления жилищного обеспечения МО РФ, в 2010 году изменилась система жилищного обеспечения, то лица, признанные ранее нуждающимися в получении ГЖС в порядке переселения из закрытого военного городка (при наличии соответствующих подтверждающих документов) вправе обратиться в уполномоченные органы, каковыми являются региональные управления жилищного обеспечения МО РФ, с заявление о предоставлении им ГЖС.
Удовлетворяя заявленное требование, суд учел положения Постановления правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище на 2002-1010 годы" (ред. от 21.12.2009, действовавшей на день выдачи сертификата), участником которой является заявитель.
Из Определения Советского районного суда города Нижний Новгород от 02.09.2015 следует, что заявитель обратился в суд с заявлением о разъяснении указанного решения суда с просьбой указать, что размер государственного обеспечения по ГЖС должен определяться на момент исполнения решения суда, указав при этом, что в настоящее время ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ уведомило его о готовности произвести выплату жилищной субсидии в размере, соответствующему периоду 2010 года, что составит сумму около 1 500 000 рублей, однако он полагает, что размер жилищной субсидии должен быть определен на 2015 год, то есть 4 000 000 рублей. В разъяснении решения суда было отказано.
Во исполнение указанного решения суда, "дата" начальником территориального отделения Управления истцу было направлено Уведомление N ... о признании его участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации. Из указанного уведомления следует избранное место жительства ГЖС - "адрес" и "адрес". Одновременно ему было разъяснено, что оформление и выдача ГЖС осуществляется МО РФ при условии финансирования подпрограммы, при поступлении ГЖС на его имя в адрес Отдела, ему будет сообщено дополнительно.
28.05.2015 Артемьев В.В. обратился в ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ с заявлением об изменении формы обеспечения жилым помещением на предоставление жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, предоставляемую в соответствии со ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также с заявлением о восстановлении его, подполковника в отставке, на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в соответствии со ст. 52 ЖК РФ с избранным местом жительства "адрес", форма обеспечения - жилищная субсидия (л.д.17-19).
Из справки филиала "Нижегородский" ОАО "Славянка" от "дата" N ... следует, что Артемьев В.В. зарегистрирован и проживает по адресу: "адрес" "дата" по настоящее время.
Обращаясь в суд с настоящим иском, указывая на вышеизложенное, истец, ссылаясь на положения ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", просил признать за ним право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства с составом семьи (супруга А.Г.П.), путем предоставления жилищной субсидии в соответствии с Приказом МО РФ от 21.07.2014 N 510 "Об утверждении Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы" в размере, определяемом действующим законодательством на момент предоставления субсидии.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, учитывая обстоятельства дела и нормы действовавшего и действующего законодательства, регулирующего имеющиеся правоотношения, а также вступившее в законную силу решение Советского районного суда "адрес", пришел к выводу о том, что предусмотренных законом оснований для изменения формы обеспечения не имеется, поскольку реализация гражданином права на обеспечение жильем по избранному после увольнения месту жительства носит не абсолютный характер, а связана с непосредственным обращением гражданина с заявлением о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, а также признанием его нуждающимся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий при наличии к этому оснований. Истец же до увольнения с военной службы, либо при увольнении с военной службы не обращался с соответствующим рапортом и необходимыми документами к командованию войсковой части или в орган местного самоуправления по избранному месту жительства для постановки его на учет как нуждающегося в получении жилого помещения либо для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, доказательств же того, что до 01.01.2005 истец был принят органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении либо, что решением жилищной комиссии по месту прохождения военной службы, признавался нуждающимся в получении жилого помещения либо, что он состоит в списке военнослужащих (уволенных с военной службы), нуждающихся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства, суду не представлено и судом данные обстоятельства не установлены.
Суд также счел, что при настоящем обращении в суд истцом избран ненадлежащий способ защиты права, поскольку право на жилищное обеспечение за счет средств МО РФ может быть реализовано лишь в установленном законом порядке, и такое право признается за военнослужащими компетентным органом. В судебном же порядке, по мнению суда, может быть оспорено решение указанного органа. Не согласие истца с принятыми компетентным органом и судом решениями не дает ему права на обращение в суд с иском о признании права на обеспечение жильем в порядке, установленном Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Судебная коллегия, принимая во внимание обстоятельства настоящего дела, полагает решение суда по существу правильным и не подлежащим отмене по доводам жалобы.
Из разъяснений, изложенных в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", следует, что при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, принятыми в соответствии с Жилищным Кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона РФ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Пунктом 14 статьи 15 Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в первоначальной редакции закона, устанавливалось, что военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства.
При невозможности предоставить жилые помещения по установленным нормам в трехмесячный срок органы местного самоуправления до их предоставления обязаны разместить граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в других жилых помещениях или ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
На основании статьи 100 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и
признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской
Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в пункт 14 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" внесены изменения, вступившие в силу с 01.01.2005, которыми с указанной даты с органов местного самоуправления снята обязанность по предоставлению военнослужащим жилых помещений.
В этой связи в законодательные акты внесены соответствующие изменения.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) установлено, что обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.
В связи с принятием Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" статья 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" дополнена пунктом 2.1, согласно которому обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При этом пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ предусмотрено, что порядок и условия обеспечения граждан, уволенных с военной службы и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", распространяются на следующие категории граждан, которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации: это граждане, уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.
Порядок постановки на учет в органах местного самоуправления и порядок предоставления жилья указанной категории граждан (уволенных до 01.01.2005) были определены в Правилах учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054.
Из пункта 1 указанных Правил учета военнослужащих усматривается, что они устанавливают единый порядок постановки на очередь военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства, а также военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
Согласно подпункту "а" пункта 6 Правил учета военнослужащих нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, указанным в пункте 6 настоящих Правил, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению.
Порядок предоставления субсидии регламентирован Порядком предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ и гражданам РФ, уволенным с военной службы, утвержденным приказом Министра обороны РФ N 510 от 21.07.2014. На указанный приказ ссылается истец в обоснование своих требований.
Согласно п. 3 указанного Порядка, предоставленная военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях.
В силу п. п. 4 и 6 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы N 510, решение вопроса о предоставлении жилищной субсидии отнесено к непосредственной компетенции специализированной организации.
Как следует из материалов дела, истец на соответствующий учет в установленном законом порядке не встал и не состоял на нем ни до 01.01.2015, ни после указанной даты. При этом решение вопроса о предоставлении жилищной субсидии отнесено к непосредственной компетенции специализированной организации.
Как следует из ранее постановленного судом решения, а также иных материалов дела, а именно соответствующего списка кандидатов на получение ГЖС от "дата", заявитель является участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище на 2011-1015 годы" как лицо, нуждающееся в получении ГЖС в порядке переселения из закрытого военного городка. В подтверждение иного истцом в материалы дела доказательств не представлено. Таким образом, основание предоставления истцу ГЖС является отличным от того, которое установлено Федеральным законом N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и регулируется Приказом Министра обороны РФ N 510 от 21.07.2014.
При изложенных обстоятельствах законных оснований для удовлетворения исковых требований истца у суда не имелось.
Довод жалобы о том, что из-за удаленности места проживания истца он был лишен возможности предоставить дополнительные доказательства, а судебного извещения с предложением предоставить те или иные доказательства ему не направлялось, подлежит отклонению.
В соответствии с положениями ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Также лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.
Какие-либо иные документы за указанный период времени (1993-2014), кроме вышеуказанных, в материалы дела истцом не представлены. Также не представлено каких-либо документов истцом в подтверждение своих доводов и требований и в суд апелляционной инстанции, учитывая выводы суда и доводы самой жалобы истца о предоставлении дополнительных доказательств. Ходатайств истцом об оказании ему помощи в истребовании каких-либо доказательств, заявлено не было.
В суд апелляционной инстанции истцом были представлены: Определение Советского районного суда горда Нижнего Новгорода от 02.09.2015 об отказе в разъяснении решения суда от 26.09.2014, письменные пояснения по апелляционной жалобе, из которых следует, что решения об отказе в изменении формы обеспечения жилым помещением до настоящего времени ему не выдано. Также следует, что другими документами он не располагает, поскольку с момента признания его нуждающимся в обеспечении жилым помещением прошло более 25 лет. Его документы из Дзержинской КЭЧ были направлены в Департамент жилищного обеспечения МО РФ и, в дальнейшем, вероятно, потерялись.
Доводы апелляционной жалобы о том, что позиция суда первой инстанции противоречит статьям 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", позиции Конституционного Суда РФ, отраженной в Постановлении от 05.04.2007 N 5-П, согласно выводу которого недопустимо ограничение в формах обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы до 01.03.2005 и после 01.03.2005, с указанием на запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях, на введение ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, не могут быть признаны обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд неправильно оценил фактические обстоятельства и собранные по делу доказательства, основаны на ином толковании заявителем норм материального права и не могут быть приняты во внимание, поскольку были предметом подробного изучения суда первой инстанции, направлены на оспаривание его выводов, а также иную оценку доказательств, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, основанием к отмене решения служить не могут.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу направлены на переоценку доказательств и обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Процессуальных нарушений, влекущих вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 23 декабря 2015 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Артемьева В. В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.