Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Медведкиной В.А.
судей
Вашкиной Л.И., Параевой В.С.
при секретаре
Паке О.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-2787/16 по апелляционной жалобе Администрации Калининского района Санкт-Петербурга на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 27 июня 2016 года по иску Прокурора Калининского района Санкт-Петербурга в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Калининского района Санкт-Петербурга об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Медведкиной В.А., объяснения представителя Администрации Калининского района Санкт-Петербурга Пшенковой Я.А., поддержавшей доводы жалобы, прокурора Спассковой Т.А., полагавшей решение законным и обоснованным,
судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Калининского района Санкт-Петербурга обратился в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Администрации Калининского района, в котором просил обязать Администрацию Калининского района ликвидировать несанкционированную свалку отходов по адресу: Санкт-Петербург, между домом 77 по Полюстровскому проспекту и домом 5 по проспекту Маршала Блюхера в срок до 31 декабря 2016 года.
В обосновании заявленных требований истец ссылался на то, что прокуратурой Калининского района Санкт-Петербурга с привлечением главного специалиста отдела благоустройства и экологии администрации калининского района Санкт-Петербурга проведена выездная проверка
исполнения Администрацией Калининского района Санкт-Петербурга, в пределах своей компетенции, действующего законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления.
В ходе проверки выявлена свалка строительных отходов (бой бетона, кирпича, грунт котлованный, автомобильные покрышки) на земельном участке, расположенном по адресу: г. Санкт-Петербург, между д. 77 по Полюстровскому пр. и д. 5 по пр. Маршала Блюхера.
Данные нарушения подтверждены актами проверки от 18 ноября 2015 года.
Наличие на территории Калининского района Санкт-Петербурга свалки отходов производства и потребления негативно влияет на состояние окружающей среды и экологическую безопасность Калининского района Санкт-Петербурга, нарушает установленное ст. 42 Конституции Российской Федерации право граждан Российской Федерации на здоровье и благоприятную окружающую среду, ставит под угрозу жизнь и здоровье человека.
Решением Калининского района Санкт-Петербурга от 27.06.2016 года исковые требования Прокурора Калининского района Санкт-Петербурга удовлетворены. На ответчика возложена обязанность в срок до 31 декабря 2016 года организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления по адресу: Санкт-Петербург, между домом 77 по Полюстровскому проспекту и домом 5 по проспекту Маршала Блюхера.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение отменить, ссылаясь на неправильное установление судом обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора, и нарушение норм материального права.
Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства С.-Петербурга о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направил, о причинах неявки не сообщил, не просил об отложении рассмотрения дела. При указанных обстоятельствах в силу положений части 1 статьи 327, части 3 статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия не усматривает препятствий для рассмотрения дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что прокуратурой Калининского района Санкт-Петербурга с привлечением главного специалиста отдела благоустройства и экологии администрации калининского района Санкт-Петербурга проведена выездная проверка исполнения Администрацией Калининского района Санкт-Петербурга, в пределах своей компетенции, действующего законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления. В ходе проверки выявлена свалка строительных отходов (бой бетона, кирпича, грунт котлованный, автомобильные покрышки) на земельном участке, расположенном по адресу: г. Санкт-Петербург, между д. 77 по Полюстровскому пр. и д. 5 по пр. Маршала Блюхера. Данные нарушения подтверждены актами проверки от 18 ноября 2015 года.
Статья 42 Конституции РФ гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.
Положения статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.
На основании пункта 1.1 Положения об администрациях районов Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 N1078, администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.
Согласно нормам Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденному Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26 августа 2008 г. N1078, задачами администрации являются: осуществление мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 2.3.8); реализация мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности на территории района в соответствии с действующим законодательством (п. 2.3.9); участие в реализации мероприятий по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления, ликвидации несанкционированных свалок, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга о местном самоуправлении (п. 2.4.4).Для реализации данных задач администрации районов наделены полномочиями по координации деятельности по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга о местном самоуправлении. Согласно пункту 3.4.75 Положения, администрация уполномочена организовывать в соответствии с утверждаемыми адресными программами уборку и санитарную очистку территорий, за исключением земельных участков, обеспечение уборки и санитарной очистки которых осуществляется гражданами и юридическими лицами либо отнесено к полномочиям органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга. Пунктом 6.3 Распоряжения Губернатора Санкт-Петербурга N 196-р от 15.02.2001 "Об усовершенствовании системы обращения с отходами производства и потребления" на администрации районов возложены обязанности по организации проведения работ по ликвидации несанкционированных свалок. Удовлетворяя требования прокурора Калининского района Санкт-Петербурга, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у администрации района имеется обязанность по уборке вышеуказанной территории, поскольку данный участок является землями общего пользования и администрацией, призванной в силу статей 1, 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" проводить государственную политику Санкт-Петербурга и осуществлять государственное управление на территории "адрес" Санкт-Петербурга, не исполнены возложенные на нее обязанности по ликвидации несанкционированных свалок на территории района. Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку указанный вывод основан на вышеуказанных нормах закона и согласуется с установленными Положением об администрациях районов Санкт-Петербурга, утвержденном Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 1078 от 26.08.2008 года, полномочиями администрации районов Санкт-Петербурга. Определяя полномочия администрации района по ликвидации несанкционированных свалок, суд руководствовался, в том числе, пунктом 6.3 Распоряжения губернатора Санкт-Петербурга от 15 февраля 2011 года N 196-Р, согласно которому администрация соответствующего района Санкт-Петербурга принимает меры по ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории общего пользования Санкт-Петербурга, а именно организовывает проведение работ по ликвидации несанкционированных свалок. При таком положении, у суда имелись законные основания для удовлетворения исковых требований об обязании ответчика организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления, поскольку обязанность по уборке бытового мусора должна осуществляться органами местного самоуправления, а обязанность по уборке строительных и иных отходов - администрациями соответствующих районов Санкт-Петербурга, в данном случае на Администрацией Калининского района Санкт-Петербурга. Отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия учитывает положения подпункта 13 пункта 1 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге", которым установлено, что к вопросам местного значения муниципальных образований относится в частности, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования, на которой расположены жилые дома частного жилищного фонда, т.е. органы местного самоуправления не возлагаются обязанности по проведению работ по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления. С учетом места расположения свалки и характера находящихся на ней отходов, судебная коллегия считает, что именно на администрацию "адрес" С.-Петербурга возложена обязанность по организации работ по ликвидации свалки, так как категория вышеуказанных отходов не является бытовым мусором, уборка которого должна осуществляться органами местного самоуправления, а также не являются промышленными отходами, относящимися к 1, 2, 3 классам опасности, сбор, вывоз, переработка и утилизация которых организуется Комитетом по природопользованию. Вместе с тем вывод суда первой инстанции о взыскании с администрации района расходов по оплате государственной пошлины являются неверными. Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождаются. Таким образом, Администрация Калининского района Санкт-Петербурга освобождена от уплаты государственной пошлины. При указанных обстоятельствах решение суда в части взыскания с администрации в доход государства государственной пошлины подлежит отмене.Иные доводы апелляционной жалобы ответчика повторяют позицию, выраженную в суде первой инстанции, получившую правильную судебную оценку, направлены на неправильное толкование действующего законодательства и переоценку доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации.Правовых доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения и, соответственно, явиться в пределах действия статей 328-330 ГПК РФ основаниями к его отмене, апелляционная жалоба не содержит и удовлетворению не подлежит. Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА:Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 27 июня 2016 года в части взыскания с Администрации Калининского района Санкт-Петербурга в доход государства государственной пошлины отменить.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.