Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Осининой Н.А.
судей
Овчинниковой Л.Д., Пошурковой Е.В.
при секретаре
Васильеве А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 декабря 2016 года гражданское дело N 2-1865/2016 по апелляционной жалобе Юдиной А. Н. на решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 25 августа 2016 года по иску Юдиной А. Н. к ФГУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации" о признании права пользования жилым помещение на условиях договора найма жилого помещения в общежитии.
Заслушав доклад судьи Осининой Н.А., объяснения Юдиной А.Н., поддержавшей доводы жалобы, представителя ФГУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации" Романовской А.Б., поддержавшей доводы жалобы истца, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Юдина А.Н. обратилась в суд с иском к ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений Министерства Обороны Российской Федерации" (далее - ФГКУ СЗ ТУИО МО РФ) о признании права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес" на условиях договора найма жилого помещения в общежитии.
В обоснование иска указала, что она является сотрудником ФГКУ СЗ ТУИО, с 02.10.2013 принята на должность " ... " в отдел учета фондов и отчетности (приказ N152 от 02.10.2013), истцу как сотруднику на период трудовых отношений для временного проживания предоставлено по акту передачи вышеуказанное жилое помещение. Истец пользуется данным жилым помещением и производит оплату коммунальных услуг.
Решением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 25 августа 2016 года в удовлетворении исковых требований Юдиной А.Н. отказано.
В апелляционной жалобе Юдина А.Н. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, с учетом того, что 3-и лица Министерство обороны РФ, ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ ЗРУЖО МО РФ) в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 2.10.2013 Юдина А.Н. принята на работу в ФГКУ СЗ ТУИО МО РФ на основании приказа N 152 от 2.10.2013 года на должность " ... " в отдел учета фондов и отчетности, с 2014 года является членом Профессионального союза гражданского персонала вооруженных сил России.
На основании решения профсоюзной организации о предоставлении жилого помещения в соответствии с п. 65 "Отраслевого соглашения между Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил России и Министерством обороны Российской Федерации на 2014 - 2016 годы" (утв. Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил России, Министром обороны РФ 20.01.2014), 20.06.2014 Юдиной А.Н. по акту приема-передачи передана комната 110, расположенная по адресу: "адрес"
На истца оформлен лицевой счет по оплате коммунальных услуг за вышеуказанное жилое помещение.
Судом установлено, что 11.07.2014 за ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ зарегистрировано право оперативного управления жилым зданием общежития, расположенным по адресу: "адрес"
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 99 ЖК РФ, положениями Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, Приказом Министра Обороны Российской Федерации от 3.11.2010 N1455, отказал в удовлетворении иска по процессуальным основаниям, поскольку иск предъявлен к ненадлежащему лицу. При этом суд исходил из того, что ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, являясь учреждением, за которым жилое здание общежития, расположенного по адресу: "адрес", закреплено на праве оперативного управления, вместе с тем, ответчик не обладает полномочиями по принятию решений о предоставлении истцу, как работнику, заключившему трудовой договор о работе в учреждении Вооруженных Сил Российской Федерации, служебных жилых помещений либо общежитий, поскольку таковые полномочия предоставлены Министерством обороны Российской Федерации компетентному органу - ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны Российской Федерации. Также судом учтено, что истец к ответчику о предоставлении жилого помещения не обращалась, решение о предоставлении истцу спорного жилого помещения ответчиком не принималось, оснований полагать, что права истца нарушены тем ответчиком, к которому истцом предъявлены требования, у суда не имеется.
В апелляционной жалобе Юдина А.Н. выражает несогласие с указанными выводами суда, ссылаясь на то, что с 2013 года она являлась сотрудником ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны РФ, а с 2014 года - членом профессионального союза гражданского персонала вооруженных сил РФ, предоставление ей спорного жилого помещения производилось на основании п. 65 "Отраслевого соглашения между Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил России и Министерством обороны Российской Федерации на 2014 - 2016 годы", при этом, выводы суда неправомерными, поскольку ответчик осуществляет оперативное управление жилым зданием общежития.
Судебная коллегия полагает данные доводы несостоятельными, основанными на неправильном понимании норм материального права и подлежащими отклонению в связи со следующим.
Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ (п. 1, 3 ст. 214 ГК РФ).
Согласно п.1 ст.120 ГК РФ права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 ГК РФ.
В силу п. 4 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с этим Кодексом (статьи 294, 296).
Согласно ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Принимая во внимание приведенные положения закона, учитывая, что собственником имущества, закрепленного за ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства Обороны Российской Федерации является Российская Федерация, следовательно, органом, осуществляющим в установленном порядке полномочия собственника, является Министерство обороны Российской Федерации. При этом Министерство обороны Российской Федерации предоставило полномочия по предоставлению лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии специальному органу - ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны Российской Федерации.
Согласно п.п. 5, 6, 9 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 года N485 "Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" вопросы предоставления служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала рассматриваются Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации или соответствующими региональными управлениями жилищного обеспечения (структурными подразделениями регионального управления). Решение о предоставлении служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии принимается руководителем уполномоченного органа (структурного подразделения уполномоченного органа). Передача лицу гражданского персонала служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии осуществляется уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) по акту приема-передачи, подписываемому уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) и лицом гражданского персонала.
Приказом Министра обороны РФ от 3 ноября 2010 года N1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" установлено, что Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации: федеральное государственное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
До издания Приказа Министра обороны РФ от 18 июля 2014 года N 485, действовал Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" из которого следует, что в МО РФ создан уполномоченный орган - Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, на который возложены функции по учету очередников, ведению единого государственного реестра, предоставлению (распределению) жилья (ГЖС) и иные функции, связанные с обеспечением жилыми помещениями по договору социального найма и служебными жилыми помещениями.
Таким образом, поскольку приказами Министра обороны Российской Федерации определен уполномоченный орган, на который возложены функции по вопросам жилищного обеспечения, ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений Министерства Обороны Российской Федерации" таким органом не является, следовательно, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении иска, поскольку иск предъявлен к ненадлежащему лицу.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 25 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Юдиной А. Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.