Санкт-Петербургский Городской Суд в лице:
судьи Городского суда Гунько Т.А.,
с участием прокурора Тимуш А.В.
при секретаре Боренковой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Б.В.В., К.М.В., Л.Н.В., О.Е.Ю., Т.Н.А. к административному ответчику Правительству Санкт-Петербурга об оспаривании законности постановлений Правительства Санкт-Петербурга от 13.07.2011 N 1012 " Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной Лиговским пр., Расстанной ул., Прилукской ул., Тамбовской ул., во Фрунзенском районе" и от 13.07.2011 N 1013 " Об утверждении проекта межевания территории, ограниченной Лиговским пр., Расстанной ул., Прилукской ул., Тамбовской ул., во Фрунзенском районе", суд
УСТАНОВИЛ:
Правительством Санкт-Петербурга 13.07.2011 года были изданы два постановления: N 1012 " Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной Лиговским пр., Расстанной ул., Прилукской ул., Тамбовской ул., во Фрунзенском районе" и N 1013 " Об утверждении проекта межевания территории, ограниченной Лиговским пр., Расстанной ул., Прилукской ул., Тамбовской ул., во Фрунзенском районе".
Заявители обратились в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением о признании указанных нормативных правовых актов недействующими с момента принятия, указывая при этом, что постановления Правительства Санкт-Петербурга являются незаконными, т.к. противоречат Федеральному закону от 25.06.2002 N 73-ФЗ " Об объектах культурного наследия( памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Федеральному закону " Об охране окружающей среды", Закону Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N 820-7 " О границах зон охраны объектов культурного наследия" и при этом нарушают права, свободы и законные интересы административных истцов на благоприятную окружающую среду и благоприятные условия жизнедеятельности.
В ходе судебного разбирательства административные истцы Т.Н.А.., К.М.В. Б.В.В.., Л.Н.В. поддержали заявленные требования в полном объеме.
Административный истец О.Е.Ю. не явилась в судебное заседание.
Представитель административных истцов по доверенности (л.д. 73 ) и адвокат по ордеру ( л.д. 2 ) С.Д.А. поддержал требования административных истцов.
Представитель административного ответчика по доверенности Курганов С.В. полагал требования необоснованными.
Проверив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, оценив собранные доказательства в их совокупности, выслушав заключение прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Тимуш А.В., полагавшей требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Правоотношения, по поводу которых возник спор, на федеральном уровне регламентированы Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999г N 181-ФЗ " Об общих принципах организации законодательных( представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Градостроительным Кодексом Российской Федерации, Земельным Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом " Об объектах культурного наследия( памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" а также Законом Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N 820-7 " О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга " О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга", Законом Санкт-Петербурга от 16.02.2009 " О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга
В соответствии с Конституцией Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "в" ч.1 ст.72).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч.2 и 5 ст.76).
Согласно части 3 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить данному кодексу.
Согласно подпункта 42 пункта 2 ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999г N 184-ФЗ " Об основных принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов утверждения схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, утверждения документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования, осуществления государственного строительного надзора в случаях предусмотренных Градостроительным Кодексом РФ (далее ГрК РФ).
Так, статья 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, с учетом особенностей осуществления градостроительной деятельности в городе федерального значения Санкт-Петербурге полномочия в области градостроительной деятельности, предусмотренные частью 3 ст.8 Градостроительного кодекса РФ органов государственной власти субъекта РФ-города федерального значения Санкт-Петербурга.
Законом Санкт-Петербурга от 24.11.2009 N 508-100 " О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", установлены разграничения полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере регулирования градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге. В соответствии с пунктом 13 ст.3 указанного закона к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга отнесено утверждение документации по планировке территории Санкт-Петербурга.
Согласно п.3.2 Регламента Правительства Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2003 N 100, Правительство Санкт-Петербурга издает, в том числе, нормативные правовые акты по вопросам, нормативное регулирование которых в соответствии с федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Уставом Санкт-Петербурга и законами Санкт-Петербурга отнесено к компетенции Правительства.
Судом установлено, что оспариваемые постановления Правительства Санкт-Петербурга внесены в Реестр нормативных правовых актов Санкт-Петербурга N 11465 от 05.08.2011 и 11561 от 15.08.2011, в порядке, утвержденном постановлением Губернатора Санкт-Петербурга от 18.06.2004 N 438-пг ( л.д. 312).
В соответствии с порядком, предусмотренным для официального опубликования нормативных правовых актов Правительства Санкт-Петербурга, постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2011г. N 865 " О порядке опубликования законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга", в редакции от 26.06.2015г. оспариваемые постановления опубликованы на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга, который является в соответствии с п.2.1 указанного постановления официальным источником опубликования нормативных правовых актов Правительства Санкт-Петербурга.
В соответствии с п.1 ст. 4 Закона Санкт-Петербурга от 20.07.2006 N 400-61 " О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" решения о подготовке проектов планировки и проектов межевания территории подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования нормативных правовых актов Санкт-Петербурга.
В порядке, установленном статьей 5 Закона N 400-61 органом, уполномоченным осуществлять организацию и проведение публичных слушаний по документации по планировке территории, предусмотрено информирование заинтересованных лиц о проведении публичных слушаний по документации.
Информационное сообщение о проведении публичных слушаний по документации публикуется в порядке, установленном для официального опубликования нормативных правовых актов Санкт-Петербурга.
Такое сообщение было опубликовано в издании " Строительный Еженедельник" N 12/240 от 09.05.11.(л.д. 206).
Положениями статей 7, 8 указанного Закона предусмотрено, что после проведения публичных слушаний оформляются протоколы обсуждения документации, по результатам которых готовится заключения о результатах публичных слушаний. Согласно части 13 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ Правительство Санкт-Петербурга с учетом протокола и заключения о результатах публичных слушаний по проектам документации по планировке территории, принимает решения об утверждении такой документации или об отклонении такой документации и направлении ее организатору подготовки документации на доработку с учетом протокола и заключения.
В ходе судебного разбирательства установлено, что публичные слушания по проектам оспариваемых постановлений проведены администрацией Фрунзенского района Санкт-Петербурга с соблюдением процедуры проведения публичных слушаний, установленной Законом Санкт-Петербурга от 20 июля 2006 года N 400-61 " О порядке организации и проведения публичных слушаний и информации населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", что подтверждается заключением о результатах публичных слушаний от 21.06. 2011г. (л.д. 120-140. 255-275), протоколом обсуждения документации, с учетом поступивших замечаний и предложений участников ( л.д. 141-150, 277-286).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые постановления Правительства Санкт-Петербурга приняты уполномоченным органом государственной власти, с соблюдением компетенции.
Вместе с тем, действуя в пределах компетенции, предоставленной Правительству Санкт-Петербурга, суд усматривает нарушение соблюдения требований, как федерального законодательства, так и законодательства Санкт-Петербурга при издании оспариваемых нормативных правовых актов об утверждении проекта межевания и утверждении проекта планировки спорной территории.
Статьей 46 Градостроительного Кодекса РФ установлены особенности подготовки документации по планировке территории.
При этом статьями 46-1,46-2, 46-3 Градостроительного кодекса РФ регулируются вопросы развития застроенных территорий, которые содержат особые положения, связанные с планировкой территории, в отношении которой принято решение о развитии.
Так, в соответствии с ч.3 ст.46-1 Градостроительного Кодекса РФ решение о развитии застроенной территории может быть принято в случае, если на такой территории расположены:
многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством РФ порядке аварийными и подлежащими сносу;
многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления.
Кроме того, на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, могут быть расположены иные объекты капитального строительства, вид разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту.
Утвержденная Законом Санкт-Петербурга от 06.05.2008 N 238-39 Адресная программа содержит аналогичные нормы. Согласно ст.2 данного Закона основанием для включения в решение о развитии застроенных территорий зданий, строений, сооружений, находящихся на планируемых к развитию застроенных территориях в Санкт-Петербурге и планируемых к сносу, реконструкции, является в том числе:
признание многоквартирных домов в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;
несоответствие вида разрешенного использования и ( или) предельных параметров зданий, строений, сооружений, за исключением объектов ( выявленных объектов) культурного наследия, градостроительным регламентам, иной действующей документации Санкт-Петербурга.
При этом в соответствии с ч.5 ст. 46.1 Градостроительного Кодекса РФ на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, не могут быть расположены иные объекты капитального строительства, за исключением указанных в частях 3 и 4 данной статьи.
Между тем, при определении возможности реализации решений о развитии территорий, Правительство Санкт-Петербурга прежде всего должно учитывать исторические особенности субъекта Российской Федерации города федерального значения Санкт-Петербурга.
Совместным приказом Министерства культуры Российской Федерации и Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 июля 2010г. N 418/339 " Об утверждении перечня исторических поселений город Санкт-Петербург включен в перечень исторических поселений.
Пунктом 4 статьи 60 Федерального закона от 25 июня 2002 N 73-ФЗ " Об объектах культурного наследия ( памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в редакции, действующей на период подготовки документации, установлено, что градостроительная документация, разрабатываемая для исторических поселений, подлежит обязательному согласованию не только с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными в области охраны объектов культурного наследия, но и с федеральным органом охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 2010г. N 2 утверждено Положение о порядке согласования с федеральным органом охраны объектов культурного наследия проектов генеральных планов поселений и городских округов, проектов документации по планировке территорий, разрабатываемых для исторических поселений, а также градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны.
Согласно п.п. 1 и 5.6.1 Положения о Федеральной службе за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 N 407, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по охране культурного наследия, по контролю и надзору в этой сфере деятельности, в том числе по согласованию разрабатываемой для исторических поселений градостроительной документации, являлась федеральная служба Росохранкультура, которая упразднена Указом Президента Российской Федерации от 8 февраля 2011г. N 155.
Согласно положениям совместного приказа Министерства культуры Российской Федерации N 418 и Министерства регионального развития Российской Федерации N 339 от 29.07.2010 " Об утверждении перечня исторических поселений", действующего с 10.10.2010года, Санкт-Петербург является историческим поселением и в силу Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.01.2010 N 2 оспариваемые нормативные правовые акты подлежали согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, однако такое согласование как на момент разработки документации проектов, прохождения процедуры согласования и прохождения процедуры публичных слушаний, так и на момент издания- отсутствовало.
Установленные судом обстоятельства позволяют сделать вывод о нарушении Правительством Санкт-Петербурга порядка издания постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.07.2011 N 1012 " Об утверждении проекта планировки территории, огранияенной Лиговским пр., Расстанной ул., Прилукской ул., Тамбовской ул., во Фрунзенском районе" и от 13.07.2011 N 1013 " Об утверждении проекта межевания территории, ограниченной Лиговским пр., Расстанной ул., Прилукской ул., Тамбовской ул., во Фрунзенском районе", поскольку требования федерального законодательства подлежат выполнению, как действующие правовые предписания.
На основании изложенного, суд полагает имеются основания для признания оспариваемых постановлений Правительства Санкт-Петербурга недействующими со дня вступления в законную силу настоящего решения.
Руководствуясь статьями 215-217Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Б.В.В., К.М.В., Л.Н.В., О.Е.Ю., Т.Н.А. к административному ответчику Правительству Санкт-Петербурга об оспаривании законности постановлений Правительства Санкт-Петербурга от 13.07.2011 N 1012 " Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной Лиговским пр., Расстанной ул., Прилукской ул., Тамбовской ул., во Фрунзенском районе" и от 13.07.2011 N 1013 " Об утверждении проекта межевания территории, ограниченной Лиговским пр., Расстанной ул., Прилукской ул., Тамбовской ул., во Фрунзенском районе" удовлетворить.
Признать не действующими со дня вступления в законную силу настоящего решения постановлений Правительства Санкт-Петербурга от 13.07.2011 N 1012 " Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной Лиговским пр., Расстанной ул., Прилукской ул., Тамбовской ул., во Фрунзенском районе" и от 13.07.2011 N 1013 " Об утверждении проекта межевания территории, ограниченной Лиговским пр., Расстанной ул., Прилукской ул., Тамбовской ул., во Фрунзенском районе".
Сообщение о данном решении подлежит официальному опубликованию в печатном издании органа государственной власти-Правительства Санкт-Петербурга в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца.
СУДЬЯ Т.А.ГУНЬКО
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.