Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Ахкямов Р.Р., рассмотрев в г. Ижевске Удмуртской Республики 5 декабря 2016 года жалобу представителя МУП г.Ижевска "Горсервис" М.В.Н.
на постановления судьи Индустриального районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении МУП г.Ижевска " "данные изъяты"",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Индустриального районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ МУП г.Ижевска " "данные изъяты"" привлечено к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Не согласившись с принятым по делу постановлением, представитель МУП г.Ижевска "Горсервис" М.В.Н. обратилась с жалобой в Верховный Суд Удмуртской Республики, в которой просит отменить данное постановление, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью административного правонарушения.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя МУП г.Ижевска " "данные изъяты"" М.В.Н., поддержавшей доводы жалобы, представителя Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР А.Д.И., просившего вынесенное постановление оставить без изменения, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст.17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ по факту сброса отходов на почву в пределах перекрестка улиц "адрес" г.Ижевска, в отношении МУП г.Ижевска " "данные изъяты"" старшим государственным инспектором УР в области охраны окружающей среды, заместителем начальника отдела экологической безопасности и надзора Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР Д.С.Г. возбуждено дело об административном правонарушении.
ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела. МУП г.Ижевска " "данные изъяты"" необходимо было представить следующие сведения (копии документов должны быть заверены в соответствии с законодательством):
копия документа, на основании которого осуществляется управление многоквартирного жилого "адрес";
письменное объяснение об организации сбора, вывоза и размещения коммунальных отходов, образующихся от многоквартирного жилого "адрес";
заверенные копии договоров на вывоз отходов и акты выполненных работ по ним, либо иные документы, подтверждающие организацию сбора, вывоза и размещения коммунальных отходов, образующихся от указанного жилого дома;
копию правоустанавливающих документов (устав);
копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
копию приказа и/или решения о назначении директора предприятия;
копию контракта или должностной инструкции директора предприятия.
Срок предоставления запрашиваемых документов в течение трех дней со дня получения определения.
ДД.ММ.ГГГГ определение вышеуказанного должностного лица получено МУП г.Ижевска " "данные изъяты"" по каналу факсимильной связи.
Оригинал определения об истребовании материалов в МУП г.Ижевска " "данные изъяты"" не направлен.
Запрашиваемая информация в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики в установленные сроки не поступила.
ДД.ММ.ГГГГ в 12 час. 23 мин. по электронной почте из МУП г.Ижевска " "данные изъяты"" поступило сопроводительное письмо N от ДД.ММ.ГГГГ, которым направлялись следующие документы:
- копия устава с изменениями;
- копия ИНН, ОГРН;
- приказ о назначении на должность директора предприятия;
- копия договора N "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по сбору, транспортированию и размещению твердых коммунальных отходов, копия акта выполненных работ N от ДД.ММ.ГГГГ за июль 2016 года;
- копии документов, на основании которых осуществляется содержание и обслуживание МКД N по "адрес" (Постановление N Администрации г.Ижевска "Об управлении многоквартирными домами, Распоряжение N от ДД.ММ.ГГГГ Первого заместителя главы Администрации г.Ижевска).
Заверенные копии указанных документов не последовали. В прилагаемых документах отсутствовал устав в полном объеме (представлен титульный и второй листы устава), копии контракта и должностной инструкции директора предприятия, а также письменное объяснение об организации сбора, вывоза и размещения коммунальных отходов, образующихся от многоквартирного "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ МУП г.Ижевска " "данные изъяты"" направлено повторное определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ запрашиваемые документы представлены не были, а именно: устав в полном объеме, копия контракта или должностной инструкции директора предприятия, а также письменное объяснение об организации сбора, вывоза и размещения коммунальных отходов, образующихся от многоквартирного жилого "адрес" в "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ в отношении МУП г. Ижевска " "данные изъяты"" составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ.
Принимая решение о привлечении к административной ответственности МУП г. Ижевска " "данные изъяты"" судья районного суда указал, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения законодательства в области нормального функционирования органов государственной власти, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С вышеуказанным постановлением судьи районного суда согласиться нельзя.
Административным правонарушением, предусмотренным статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признается умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Как следует из диспозиции статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, привлечение к административной ответственности по этой норме возможно лишь в том случае, если невыполнение требования должностного лица носит умышленный характер.
Судьей районного суда в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не была дана надлежащая оценка тому факту, что требование должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ было направлено в МУП г. Ижевска " "данные изъяты"" факсимильной связью. Оригинал определения так и не был направлен.
Вместе с тем согласно п. ДД.ММ.ГГГГ Инструкции по делопроизводству в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республике ( далее - Инструкция) установлено требование, что поступившие факсограммы регистрируются, а на исполнение подается подлинник документа, поступивший вслед за факсограммой.
В соответствии с п. 3.4.7 Инструкции решение о способе доставки документа другим адресатам, а также о необходимости досылки адресату подлинника документа на бумажном носителе в случае отправки документа по факсимильной связи или электронной почте принимает подразделение - исполнитель.
При этом, согласно данной инструкции п. 3.7 в качестве обращения и запроса граждан рассматривается письмо, написанное гражданином, поступившее по почтовой связи, электронной почте либо принесенное лично.
В связи с этим при передаче документа факсимильной связью досылка оригинала является обязательной.
В суде второй инстанции представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР А.Д.И. не отрицал, что оригинал определения об истребовании материалов либо заверенная копия МУП г. Ижевска " "данные изъяты"" направлена не была.
Следует также отметить, что требования должностного лица по истребованию сведений содержали неопределенный характер. Так, должностное лицо истребовало объяснения по определенным обстоятельствам, при этом не указало, кем данные объяснения должны были быть даны. При этом, после получения материалов по электронной почте должностным лицом вновь направлен запрос о предоставлении ряда документов уже представленных.
Кроме того, возлагая обязанность по предоставлению надлежащим образом заверенных документов, должностное лицо, подобных требований по направлению запроса не исполнило.
Указанная неопределенность вызывает сомнение в объективности предъявляемых требований и его исполнимость.
При этом содержащийся в требовании должностного лица срок представления испрашиваемых сведений с учетом объема информации должен быть разумным, то есть позволять лицу, которому адресовано такое требование, исполнить его по существу.
Так, в предоставленный срок 3 дня вошли 2 выходных дня ( 20, 21 августа 2016г.), что также ставит под сомнение разумность срока для предоставления запрашиваемых материалов.
Соответственно, в бездействии МУП г. Ижевска " "данные изъяты"" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное в отношении МУП г. Ижевска " "данные изъяты"" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2- 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
жалобу представитель МУП г.Ижевска " "данные изъяты"" М.В.Н. удовлетворить.
Постановление судьи Индустриального района г. Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ в отношении МУП г.Ижевска " "данные изъяты"" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Р.Р.Ахкямов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.