Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Багаутдинова Гульнара Ришатовна, рассмотрев в открытом судебном заседании 26 декабря 2016 г. в городе Ижевске жалобу К.К.И. и его защитника Двоеглазова М.П. на постановление судьи Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 29 ноября 2016 г., вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя К.К.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 29 ноября 2016 г. индивидуальный предприниматель К.К.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
К.К.И. и его защитник Двоеглазов М.П. обратились в Верховный Суд Удмуртской Республики с жалобой, в которой просят об отмене состоявшегося в отношении ИП К.К.И. судебного постановления.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения данной жалобы.
Частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В силу пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением деятельности, осуществляемой медицинскими и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 3 Положения медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования установлены Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 марта 2013 г. N 121н.
Согласно пункту 7 указанных Требований, а также перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (приложение к Положению), к данной деятельности отнесены медицинские осмотры (предрейсовые, послерейсовые).
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что Глазовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения индивидуальным предпринимателем К.К.И. требований законодательства в сфере осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
В ходе проверки выявлены нарушения порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров.
ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности Глазовского межрайонного прокурора Бородовицыным А.Ю. вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП К.К.И., согласно которому по результатам проверки Глазовской межрайонной прокуратурой требований законодательства в сфере осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом индивидуальный предприниматель К.К.И. осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом в междугородном сообщении на основании лицензии N от ДД.ММ.ГГГГ; при осуществлении предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом в пригородном сообщении с привлечением на основании приказа о приеме на работу С.Н.М. ИП К.К.И. осуществляет медицинскую деятельность, состоящую в проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, при отсутствии лицензии на осуществление медицинской деятельности; местом совершения правонарушения является место осуществления лицензируемого вида деятельности: "адрес", временем совершения правонарушения является время обнаружения признаков состава административного правонарушения - ДД.ММ.ГГГГ
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, представленными в материалы дела в надлежаще заверенных копиях: постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении (л.д. 2-5), объяснениями К.К.И. (л.д. 10), свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (л.д. 12), лицензией Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (л.д. 13), заявлением С.Н.М. о приеме на работу в качестве медицинского работника от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14), приказом о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15), трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16), объяснениями С.Н.М. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17), журналом учета предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров (л.д. 20-33), путевыми листами автобуса индивидуального предпринимателя (л.д. 34-44), которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, совершенное индивидуальным предпринимателем К.К.И. деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о том, что ИП К.К.И. не может быть привлечен к административной ответственности за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), нельзя признать обоснованным.
Исходя из диспозиции части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административная ответственность за совершение предусмотренного данной нормой правонарушения наступает за осуществление без специального разрешения (лицензии) лицензируемого вида деятельности, не связанной с извлечением прибыли.
ИП К.К.И. осуществлял подлежащую лицензированию медицинскую деятельность в виде медицинских осмотров водителей. Эти осмотры проводились в отношении работников данного общества и для организации его работы. Другим организациям услуги по проведению медицинских осмотров с целью извлечения прибыли ИП К.К.И. не предоставлялись.
Таким образом, осуществляемая ИП К.К.И. медицинская деятельность не была связана с извлечением прибыли, а потому индивидуальный предприниматель обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
То обстоятельство, что основная цель деятельности индивидуального предпринимателя состоит в извлечении прибыли, в данном случае для квалификации его действий по части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правового значения не имеет.
Довод жалобы о том, что, исходя из Типового положения по организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, в случае проведения такого осмотра штатным медицинским сотрудником юридического лица, прошедшим соответствующую подготовку, лицензия не требуется, является несостоятельным.
Пунктами 1.2, 1.4 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств (Письмо Минздрава РФ от 21 августа 2003 г. N 2510/9468-03-32 "О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств") установлено, что предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств проводятся медицинским работником организаций, а также медицинскими работниками учреждений здравоохранения на основании заключаемых договоров между организациями и учреждениями здравоохранения. Предрейсовые медицинские осмотры проводятся только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат, а медицинское учреждение - лицензию.
Вместе с тем в соответствии с приведенными выше требованиями Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 29, медицинские осмотры (предрейсовые, послерейсовые) являются медицинской деятельностью и подлежат лицензированию.
Однако указанное требование закона ИП К.К.И. не выполнил, осуществлял данный вид деятельности, не связанный с извлечением прибыли, без лицензии, за что обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы не опровергают установленных судом обстоятельств и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу об административном правонарушении судебного постановления.
Постановление о привлечении ИП К.К.И. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Удмуртской Республики
решил:
постановление судьи Глазовского районного суда от 29 ноября 2016 г. вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя К.К.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Г.Р. Багаутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.