Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Полушкина А.В.,
судей Соловьева В.А., Захарчука О.В.,
при секретаре З.Н.З.,
с участием прокурора Х.И.Р.
представителя "данные изъяты" А.Ф.Р., рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 28 декабря 2016 года дело по апелляционной жалобе "данные изъяты" на решение Октябрьского районного суда гор. Ижевска Удмуртской Республики от 30 августа 2016 года, которым административный иск Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора к Минприроды УР о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения законодательства удовлетворен в полном объеме,
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Соловьева В.А., судебная коллегия
установила:
Удмуртский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Минприроды УР о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства. Требования мотивировал тем, что прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлен факт ненадлежащего осуществления Минприроды УР полномочий по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос "адрес", внесению сведений о них в государственный водный реестр и государственный кадастр недвижимости, закреплению на местности специальными информационными знаками. "данные изъяты" является водным объектом общего пользования, находящимся в федеральной собственности. В нарушение требований закона Минприроды УР работа по описанию границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы "данные изъяты" и внесению сведений о них в государственный водный реестр не проведена. Не выполнение указанных мероприятий по "данные изъяты", не позволяет с точностью осуществить установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, может повлечь застройку в данных зонах с нарушением режима ее использования, предоставление земельных участков в границах указанных зон для целей, противоречащих установленному режиму, размещение на них отходов производства и потребления, совершение их негативных действий, влекущих загрязнение, засорение "данные изъяты" Просил суд признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР, выражающееся в не установлении границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы "данные изъяты" не представлению о них сведений в государственный водный реестр и государственный кадастр недвижимости, не установлении на местности специальных информационных знаков. Прокурор просил суд обязать Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР в течение "данные изъяты" с момента вступления решения суда в законную силу:
- установить границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы "данные изъяты", расположенного в "адрес";
- предоставить в Камское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов и Управление Росреестра по УР сведения о них для внесения в государственный водный реестр и государственный кадастр недвижимости; непосредственно на местности установить специальные информационные знаки, определяющие эти границы.
Возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР обязанность по опубликованию решения суда, вынесенного по делу, в течение "данные изъяты" со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте "данные изъяты" в сети "данные изъяты"
Суд постановилвышеуказанное решение, которым постановил:
Административный иск Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, выражающееся в не установлении границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы "данные изъяты" не представлению о них сведений в государственный водный реестр и государственный кадастр недвижимости, не установлении на местности специальных информационных знаков.
В целях устранения нарушений закона и защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации обязать Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики в течение "данные изъяты" с момента вступления решения суда в законную силу:
- установить границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы "данные изъяты", расположенного в "адрес";
- предоставить в Камское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов Российской Федерации и Управление Росреестра по Удмуртской Республики сведения о них для внесения в государственный водный реестр и государственный кадастр недвижимости; непосредственно на местности установить специальные информационные знаки, определяющие эти границы.
Возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики обязанность по опубликованию резолютивной части настоящего решения суда, в течение "данные изъяты" со дня вступления его в законную силу на официальном сайте "данные изъяты"
В апелляционной жалобе административный ответчик просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска прокурора. Полагает, что данная обязанность подлежит осуществлению региональным органом исполнительной власти за счет денежных средств, выделяемых из федерального бюджета. Однако денежные средства из федерального бюджета на указанные цели не выделялись, соответственно у Минприроды УР не возникло обязанности реализации переданных полномочий в части установления границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов "данные изъяты", находящихся в федеральной собственности.
В возражениях Удмуртской природоохранный межрайонный прокурор указал, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит, поскольку является законным и обоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Минприроды УР доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, по основаниям в ней изложенным.
Прокурор с апелляционной жалобой не согласился, просил отказать в ее удовлетворении.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив жалобу и возражения, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего рассматриваются в соответствии с нормами главы 22 КАС РФ с учётом особенностей, предусмотренных главой 34 КАС РФ.
В силу ст. 62 КАС РФ - лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 226 КАС РФ - Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По делу установлены следующие обстоятельства.
Согласно Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики утв. Постановлением Правительства УР от 29.12.2014 N564 Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в области использования и охраны недр, водных отношений, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Согласно п.п. 23 п. 9 и п. 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики Министерство осуществляет меры по охране водных объектов, находящихся в собственности Удмуртской Республики, и водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Удмуртской Республики.
В силу ч. 1 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
При этом, территорией общего пользования является и полоса земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с положениями ч. ч. 1, 2 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Мероприятия по установлению границ водоохранных зон необходимо для создания и обеспечения особого режима водного объекта.
Пунктом 2 части 1 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность передачи части полномочий Российской Федерации, в том числе и полномочий по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В Удмуртской Республике таким органом является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР.
Из ч. 18 ст. 65 ВК РФ следует, что установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 N 17 (далее - Правила), установление границ осуществляется в том числе органами государственной власти субъектов РФ - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, за исключением водохранилищ, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов РФ и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов РФ, в соответствии с перечнем таких водохранилищ, установленным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 Правил органы государственной власти, указанные в п. 3 Правил, обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что образцы специальных информационных знаков для обозначения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о том, что органом, обязанным совершать охранные меры в отношении водного объекта, находящегося в федеральной собственности и расположенного на территории "адрес" в том числе с установкой специальных информационных знаков, является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР.
Доводы апелляционной жалобы об исполнении требуемых прокурором полномочий только в случае финансирования за счет федерального бюджета, не основаны на законе.
В рамках осуществления органом государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений подлежат применению Методические указания по осуществлению органами власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Федерации, являющихся приложением к Приказу Минприроды России от 29.09.2010 года N 425.
В соответствии с Методическими указаниями плановые значения целевых прогнозных показателей рассчитываются органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок получения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на осуществление полномочий Российской Федерации в области водных отношений, их расходования определен Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных объектов" утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 N 629.
В соответствии с указанными Правилами органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Примерный перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвержден Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18.03.2008 N 61.
Из анализа приведенных выше нормативных положений следует, что обязательным условием осуществления ответчиком мероприятий по охране конкретного водного объекта является включение его в согласованный с Федеральным агентством водных ресурсов и утвержденный главой региона перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей.
Материалами дела подтверждается, что мероприятия по охране "данные изъяты", в частности, по установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы с установкой информационных знаков не включались в указанные перечни и на их финансирование денежные средства из федерального бюджета не поступали.
Данных о том, что значения прогнозных показателей и перечень мероприятий, включающих меры по охране "данные изъяты" не прошли процедуру согласования с Федеральным агентством водных ресурсов по каким-либо причинам, ответчиком не представлено.
Таким образом, Минприроды УР мероприятия, направленные на установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, не проводились, соответствующие мероприятия не согласовывались, что исключает возможность получения субвенций на указанные мероприятия. При таких обстоятельствах, отсутствие финансирования из федерального бюджета не освобождает ответчика от выполнения перечисленных мероприятий.
Исходя из положений ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы и береговые полосы являются зонами с особыми условиями использования территорий и относятся к объектам землеустройства.
При описании границ объектов землеустройства, предусмотренном п. 14 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минприроды России от 29.09.2010 N 425, и п. 4 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 N 17, в соответствии с п. 8 Порядка описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденного приказом Минприроды России от 03.06.2011 N 267 и п. 2 Требований к составлению карты (плана) объекта землеустройства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 621 составляется карта (план) объектов землеустройства.
Следовательно, в рамках осуществления полномочий Российской Федерации в отношении водного объекта, находящегося в федеральной собственности, Минприроды УР обязано подготовить карту (план) объектов землеустройства водоохранных зон, прибрежных защитных полос, береговых полос водного объекта.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" органы государственной власти обязаны направить документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использований территорий.
Соответственно в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными приказом Минприроды Российской Федерации от 29.09.2010 N 425, Минприроды УР обязано представить в Управление Росреестра по УР сведения о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы "данные изъяты".
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно установилпо делу юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую оценку имеющимся по делу доказательствам и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении административного иска прокурора.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых аргументов, ставящих под сомнение соответствие закону выводов суда первой инстанции, по существу приведенные доводы направлены на иное толкование действующего законодательства, повторяют позицию административного ответчика относительно требований прокурора в суде первой инстанции, данным доводам районным судом уже дана надлежащая оценка в оспариваемом решении, с которой судебная коллегия соглашается.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда гор. Ижевска Удмуртской Республики от 30 августа 2016 года оставить без изменения, жалобу "данные изъяты" природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики без удовлетворения.
Председательствующий Полушкин А.В.
Судьи Соловьев В.А.
Захарчук О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.