Верховный Суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Соловьева В.А., при секретаре П.Н.В. представителя административного истца С.О.В., представителя Федерального Государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") Б.В.Н., представителя Управления Росреестра по УР Т.Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "данные изъяты" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "данные изъяты" (ООО "данные изъяты" обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной. Требования мотивировал тем, что административный истец является собственником земельного участка по адресу: "адрес" кадастровый номер N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: эксплуатация и обслуживание зданий и сооружений промышленного назначения, общая площадь "данные изъяты". Кадастровая стоимость данного земельного участка была установлена в "данные изъяты" Согласно отчета об оценке, рыночная стоимость указанного земельного участка составила "данные изъяты" Сумма кадастровой стоимости земельного участка влияет на размер налоговых платежей.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные исковые требования, поддержала в полном объеме.
Представители ФГБУ "ФКП Росреестра", Управления Росреестра по УР, не возражали против установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной.
Представители Правительства УР, администрации "данные изъяты" в судебное заседание не явились, данные лица были извещены о времени и месте судебного заседания, неявка их представителей не препятствует рассмотрению данного дела по существу.
Проверив основания заявленного иска и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N административный истец является собственником земельного участка по адресу: "адрес", кадастровый номер N
Кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена Постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N N "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ" и составляет "данные изъяты"
Согласно отчета об оценке N от ДД.ММ.ГГГГ, составленного ООО "данные изъяты" рыночная стоимость земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила "данные изъяты"
Согласно экспертного заключения N от ДД.ММ.ГГГГ НП "данные изъяты" отчет об определении рыночной стоимости земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Поскольку кадастровая стоимость спорного земельного участка превышает его рыночную стоимость, установленную отчетом об оценке земельного участка, административный истец обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным иском.
Исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с п. 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно п. 4 и 5 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. N 298 - Результат оценки может использоваться, в том числе для совершения сделок и налогообложения. При осуществлении оценочной деятельности используются следующие виды стоимости объекта оценки: рыночная стоимость; инвестиционная стоимость; ликвидационная стоимость.
Таким образом, законодательство допускает возможность определения рыночной стоимости конкретного объекта недвижимости. В связи с изложенным, суд полагает, что административный истец вправе требовать определения кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе (часть 2 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Законом.
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
На основании ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу статьи 62 КАС РФ - лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ч.5 ст. 247 КАС РФ - стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Часть 1 статьи 248 КАС РФ устанавливает:
основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из положений главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконных актов, регулирующих порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, заявитель, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком.
Административным истцом представлен отчет N от ДД.ММ.ГГГГ составленный ООО "данные изъяты" согласно которого рыночная стоимость земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила "данные изъяты".
Законность и обоснованность данного отчета подтверждена экспертным заключением.
Представленные доказательства являются относимыми и допустимыми, поэтому учитывая отсутствие возражений со стороны административных ответчиков относительно данных, содержащихся в названном отчете, суд считает требование административного истца подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 247, 249 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка по адресу: "адрес" кадастровый номер "данные изъяты" категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: эксплуатация и обслуживание зданий и сооружений промышленного назначения, общей площадью "данные изъяты" в размере его рыночной стоимости "данные изъяты", до даты внесения сведений о кадастровой стоимости данного земельного участка, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается в Верховный Суд Удмуртской Республики. Решение в окончательной форме изготовлено 22 декабря 2016 года.
Председательствующий судья Соловьев В.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.