Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего - Ялбаковой Э.В.
судей - Шинжиной С.А., Черткова С.Н.
при секретаре - Абашкиной А.Ф.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Кеденовой Н.Г. - Бахрамаевой С.В. на решение Улаганского районного суда Республики Алтай от "дата", которым
отказано в удовлетворении исковых требований Кеденовой Н.Г. к Администрации МО "Улаганский район" о признании решения жилищной комиссии Администрации МО "Улаганский район" от "дата" N недействительным, об обязании восстановить в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Заслушав доклад судьи Черткова С.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кеденова Н.Г. обратилась в суд с иском (с учетом последующего уточнения) к Администрации МО "Улаганский район" о признании решения жилищной комиссии от "дата" N недействительным, об обязании восстановить в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Заявленные требования мотивированы тем, что с "дата" Кеденова Н.Г. состояла в списке граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в соответствии с ФЗ N125-ФЗ от 27.09.2002 года "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". За весь период до снятия с очереди истец предоставляла все необходимые документы. В январе 2016 года через знакомых узнала, что исключена из указанного списка. На основании Постановления Администрации МО "Улаганский район" от "дата" N и выписки из протокола заседания жилищной комиссии администрации МО "Улаганский район" от "дата" N принято решение об исключении Кеденовой Н.Г. из списка на основании пп. "в" и "и" п.21 Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 года N 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Решение о снятии не конкретизировано, поскольку не видно какие именно факты явились основанием для снятия истца с учета. На время постановки на учет, по состоянию на "дата" Кеденовой Н.Г. имелся в собственности жилой дом с земельным участком по адресу: "адрес". Данное обстоятельство не являлось основанием отказа в постановке истца и членов ее семьи в список граждан на получение вышеуказанной субсидии. Дом, расположенный в "адрес" приобретен в "дата" и отчужден "дата", на время его отчуждения действовал Федеральный закон N 125-ФЗ от 25.10.2002 года "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", содержащий условие предоставления жилищной субсидии гражданам, в том числе не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации. Внесенными изменениями в указанный Федеральный закон N 125 от 25.10.2002 года, вступившими в силу с "дата", изменены требования в части месторасположения жилья гражданина, а именно право на получение жилищной субсидии имеют граждане, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Жилье Кеденовой Н.Г. было отчуждено еще "дата", то есть до вступления в законную силу указанных изменений, придание закону обратной силы, ухудшающему ранее возникшее право, недопустимо. На дату постановки на учет у Кеденовой Н.Г. жилищная комиссия отобрала заявление по произвольной форме, все последующие годы, до момента снятия с учета, комиссия подавала гражданам для заполнения заявления по своей разработанной форме и не требовала указывать о наличии жилья и его местонахождения, перерегистрация проходила каждый год. Требование указывать в типовом заявлении сведения о жилье, находящемся в собственности введено Постановлением N 909 от 03.11.2011 года. То, что Кеденова Н.Г. должна была указать наличие жилого дома в "адрес" за период с "дата" (дата постановки) и "дата" (время отчуждения) не основаны на законе. Так как указывать сведения о наличии жилья требовалось только Постановлением N от "дата", после значительного времени после отчуждения жилья. Закон допускает отчуждение жилья у заявителей жилищной субсидии (ст.6 ФЗ N 125-ФЗ от 25.10.2002 года) как в старой, так в действующей редакции от "дата".
Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе представитель Кеденовой Н.Г. - Бахрамаева С.В., указывая, что Кеденова Н.Г. поставлена на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий с "дата" на основании Федерального закона N 131-ФЗ от 25.07.1998 года "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Кеденова Н.Г. поставлена на учет по основанию того, что имела стаж в приравненном к Крайнему Северу районе - Улаганском районе Республики Алтай более "данные изъяты" и фактически проживала в данном районе на момент постановки на учет более "данные изъяты", то есть отвечала всем требованиям закона N 131-ФЗ от 25.07.1998 года). На время постановки на учет, по состоянию на "дата" у Кеденовой Н.Г. имелся в собственности жилой дом с земельным участком по адресу: "адрес". Данное обстоятельство не являлось основанием отказа в постановке истца и членов моей семьи в список граждан на получение вышеуказанной субсидии, так как буквальное толкование ст. 1 Федерального Закона N 131-ФЗ от 25.07.1998 года, действующего на дату постановки ее на учет, означает, что в числе требований на право на жилищную субсидию имели граждане, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации, а "адрес", равно и села "адрес" - это географически один и тот же субъект - Республика Алтай, то есть не другой регион. Дом с земельным участком, расположенный в "адрес" отчужден "дата", на время отчуждения которых, действовал Федеральный закон N 125-ФЗ от 25.10.2002 года "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", содержащий условие предоставления жилищной субсидии гражданам, в том числе не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации. Только внесенными изменениями в указанный Федеральный закон N 125 от 25.10.2002 года, вступившими в силу с 01 января 2012 года, изменены требования в части месторасположения жилья гражданина, а именно право на получение жилищной субсидии имеют граждане, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Жилье Кеденовой Н.Г. было отчуждено еще в "дата", то есть до вступления вступления в законную силу указанных изменений. Суд неправильно применил закон N 125-ФЗ от 25.10.2002 года в редакции от 17.07.2011 года, придав ему обратную силу. Между тем, придание закону силы, ухудшающему ранее возникшее право, недопустимо. На дату постановки на учет у Кеденовой Н.Г. жилищная комиссия отобрала заявление по произвольной форме, все последующие годы, до момента снятия с учета, комиссия подавала гражданам для заполнения заявления по своей разработанной форме и не требовала указывать о наличии жилья и его местонахождения, перерегистрация проходила каждый год. Требование указывать в типовом заявлении сведения о жилье, находящемся в собственности введено Постановлением N 909 от 03.11.2011 года. То, что Кеденова Н.Г. должна была указать наличие жилого дома в Горно-Алтайске за период с "дата" (дата постановки) и "дата" (время отчуждения) не основаны на законе. Так как указывать сведения о наличии жилья требовалось только Постановлением N 909 от 03.11.2011 года, после значительного времени после отчуждения жилья. Закон допускает отчуждение жилья у заявителей жилищной субсидии (ст.6 ФЗ N 125-ФЗ от 25.10.2002 года) как в старой, так в действующей редакции от 17.07.2011 года. Кроме того, решение по делу вынесено с нарушением тайны совещательной комнаты.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в жалобе, заслушав представителя Кеденовой Н.Г. - Бахрамаеву С.В., поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для изменения либо отмены состоявшегося по делу судебного постановления по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением администрации МО "Улаганский район" от "дата" N на основании Федерального закона от 25.07.1998 года N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" Кеденова Н.Г. поставлена на учет для улучшения жилищных условий по категории " "данные изъяты"" с "дата".
Кеденова Н.Г. с "дата" состояла на учете в списке граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с составом семьи 3 человека: ФИО6 - "данные изъяты", ФИО7 - "данные изъяты", что следует из ежегодных заявлений о перерегистрации. На основании заявления от "дата" Кеденова Н.Г. включена в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" с датой постановки на учет "дата".
Постановлением Администрации МО "Улаганский район" от "дата" N и решением жилищной комиссии администрации МО "Улаганский район" N от "дата" на основании пунктов "в", "и" п. 21 Постановления Правительства РФ N 879 от 10.12.2002 года и выписок из ЕГРП Кеденова Н.Г. снята с учета граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Основания для снятия с учета определены в п. 21 Постановления Правительства РФ N879 от 10.12.2002 года, к ним относятся: в) выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений; и) изменение других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.
На основании договора купли-продажи от "дата" Кеденова Н.Г. приобрела в собственность жилой дом площадью "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес", что истцом не оспаривался. Право собственности Кеденовой Н.Г. на дом прекращено "дата" в связи с отчуждением недвижимого имущества.
Выводы суда в данной части лицами, участвующими в деле, не оспариваются, подтверждаются собранными судом первой инстанции в ходе разбирательства дела доказательствами, которым в оспариваемом решении дана надлежащая оценка.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, исходя из установленных обстоятельств и положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, пришел к выводу о законности действий ответчика и отказал в восстановлении Кеденовой Н.Г. в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ с датой подачи заявления "дата".
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на правильном применении действующего законодательства к установленным обстоятельствам дела.
По смыслу ст. 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ, пп. "в, и" п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года N 879, граждане, состоящие на учете, обязаны представлять в орган, осуществляющий учет, сведения и документы, подтверждающие, что состояние нуждаемости не прекратилось, а уполномоченные органы вправе требовать представления соответствующих сведений, а также проверять наличие указанных обстоятельств. Учитывая характер и назначение указанных выплат, выделяемых в целях решения проблемы переселения и приобретения жилого помещения по новому месту жительства, наличие жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей влечет безусловную утрату гражданином, поставленным на учет, условий, с которыми закон связывает саму возможность возникновения права на получение социальных выплат.
Ранее действовавший Федеральный закон от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" предусматривал, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации (ч. 1 ст. 1).
Нормативные правовые акты, действовавшие как на момент постановки истицы на учет, так и на момент отчуждения ею жилого помещения, предоставляли право на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет и состоявшим на учете по улучшению жилищных условий (абз. 3 п. 3 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.1996 года N 937).
Суд первой инстанции обоснованно руководствовался ч. 1 ст. 4 ГК РФ, которой установлено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 212-ФЗ от 17.07.2011 года "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" настоящий закон вступает в силу с 01 января 2012 года. Норма, в силу которой внесенные изменения в Федеральный закон N 125-ФЗ от 25.10.2002 года "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" применяются к правоотношениям, возникшим до введения его в действие, законом не предусмотрена.
Тем самым, ст. 1 указанного Федерального закона N 212-ФЗ от 17.07.2011 года, устанавливающая, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели, вступила в действие с 01 января 2012 года.
Положениями ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в ред. от Федерального закона от 17.07.2011 года N 212-ФЗ предусмотрено, что право на получение жилищных субсидий сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Требование о предоставлении такой выплаты, как безвозмездная жилищная субсидия, которая является мерой социальной поддержки в жилищной сфере, непосредственно из Конституции РФ не вытекает. Федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из РКС, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, изначально установилусловия возникновения этого права, связанные либо с отсутствием у граждан, желающих выехать из РКС, других жилых помещений на территории РФ за пределами их места постоянного проживания, либо с постановкой их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Доводы жалобы об обратном основаны на ошибочном толковании закона.
Выявление в представленных Кеденовой Н.Г. документах не соответствующих действительности сведений о наличии на дату постановки на учет жилого помещения в "адрес" и отсутствие нуждаемости истицы и членов ее семьи в улучшении жилищных условий, поскольку обеспеченность жилой площадью на каждого члена семьи в указанном жилом помещении составляет более учетной нормы, являлось основанием для снятия ее с соответствующего учета с первоначально установленной даты, в связи с чем, суд пришел к обоснованному выводу о правомерности оспариваемого решения.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, новых доводов она не содержит, поэтому по изложенным выше основаниям жалоба удовлетворению не подлежит.
То обстоятельство, что истица после постановки состояла на учете для получения жилищной субсидии более десяти лет, правового значения не имеет, поскольку изначально постановка была совершена с нарушением действующего законодательства, ввиду чего снятие ее с учета ответчиком, не противоречит закону.
Довод апелляционной жалобы о нарушении судом тайны совещательной комнаты объективно ничем не подтвержден, ввиду чего не может быть принят во внимание.
Как следует из протокола судебного заседания от "дата", после окончания судебных прений суд удалился в совещательную комнату, при этом какой-либо перерыв до этого не объявлялся, резолютивная часть решения была изготовлена судом в совещательной комнате и по возвращении из совещательной комнаты оглашена в присутствии истца и его представителя. Также истцу разъяснен срок изготовления мотивированного решения, разъяснен порядок его обжалования, а также разъяснено право на ознакомление с протоколом судебного заседания и подачу на него замечаний. Замечания на протокол в соответствии с требованиями ст. 231 ГПК РФ не подавались.
Дело рассмотрено судом первой инстанций полно и всесторонне, выводы суда соответствуют требованиям закона и сделаны на основании имеющихся в деле доказательств, обязанность представления которых возложена согласно ст. 56 ГПК РФ на стороны, нормы материального и процессуального права не нарушены, в том числе, предусмотренные ст. 330 ГПК РФ, которые являются безусловным основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, и изменению либо отмены принятого по данному делу судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Улаганского районного суда Республики Алтай от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Кеденовой Н.Г. - Бахрамаевой С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий судья - Э.В. Ялбакова
Судьи - С.А. Шинжина
С.Н. Чертков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.