Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Сарбашева В.Б.,
судей - Кокшаровой Е.А., Имансакиповой А.О.,
при секретаре - Слабодчиковой А.И.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе и дополнениям к апелляционной жалобе представителя администрации МО "Онгудайский район" Чадиной А.С. на решение Онгудайского районного суда Республики Алтай от 20 сентября 2016 года, которым
исковое заявление Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай к муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Шашикманская средняя общеобразовательная школа", администрации муниципального образования "Онгудайский район" об устранении нарушения требований санитарного законодательства удовлетворено.
На муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Шашикманская средняя общеобразовательная школа", администрацию муниципального образования "Онгудайский район" возложена обязанность в срок до 01 сентября 2018 года устранить нарушения требований санитарного законодательства по адресу осуществления образовательной деятельности - Онгудайский район, село Шашикман, ул. Победы, 14; Онгудайский район, село Шашикман, ул. Победы, 17, а именно:
в соответствии с требованиями п.4.25. СанПиН 2.4.2.2821-10 в здании школы разместить туалеты для мальчиков и девочек;
в соответствии с требованиями п.4.27. п.8.2 СанПиН 2.4.2.2821-10 в помещениях начальных классов необходимо установить умывальные раковины, обеспечить беспрерывную подачу холодной воды и устройство системы подогрева воды;
в соответствии с требованиями п.2.4. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 привести уровень напряженности электромагнитного поля в кабинете информатики на ПЭВМ - компьютере N 6 в соответствии с гигиеническими требованиями;
в соответствии с требованиями п.3.6.СанПиН 2.4.5.2409-08 на пищеблоке, над ванной для мытья посуды оборудовать локальную вытяжную систему вентиляции.
Заслушав доклад судьи Имансакиповой А.О., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай обратилось в суд с иском к МБОУ "Шашикманская СОШ", администрации муниципального образования "Онгудайский район" об устранении нарушений требований санитарного законодательства в срок до 01 сентября 2018 года. Требования мотивированы тем, что в ходе плановой выездной проверки в указанном образовательном учреждении были выявлены нарушения требований СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", в связи с чем было выдано предписание N 84 от 20.11.2014 года. Однако, до настоящего времени ответчиком частично не выполнены требования указанного предписания, а именно: в здании школы не оборудованы туалеты для мальчиков и девочек (п.4.25.СанПиН 2.4.2.2821-10), в кабинетах начальных классов не оборудованы раковины для мытья рук с подводкой холодной и горячей воды через смесители (п.4.27. п.8.1 СанПиН 2.4.2.2821-10), напряженность электромагнитного поля в кабинете информатики на компьютере N6 не приведена в соответствие с гигиеническими требованиями (п.2.4. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03), на пищеблоке над ванной для мойки посуды не оборудована локальная вытяжная система вентиляции (п.3.6. СанПиН 2.4.5.2409-08). Собственником имущества Школы, согласно Уставу является администрация МО "Онгудайский район" и должна нести бремя содержания зданий и помещений, переданных муниципальным образовательным учреждениям, а так же нести солидарную обязанность по созданию безопасных условий обучения и работы в образовательной организации.
Суд вынес вышеизложенное решение, с которым не согласилась представитель администрации МО "Онгудайский район" Чадина А.С., в апелляционной жалобе и дополнениях к апелляционной жалобе указывая, что судом не приняты во внимание ранее вынесенные решения, которыми на администрацию МО "Онгудайский район" возложена обязанность устранить нарушения требований санитарного законодательства в других школах и установлен недостаточный срок исполнения решения суда. Суд не выяснил техническую и финансовую возможность исполнения решения суда. МБОУ "Шашикманская СОШ" и администрация МО "Онгудайский район" не являются коммерческими организациями и не имеют посторонних источников дохода. Здание школы построено в 1968 году, в нем не предусмотрены помещения для туалетов и централизованное водоснабжение. Здание школы построено без проектной документации, в связи с чем допускается отсутствие туалета. Ссылка суда на ст. 210 ГК РФ является необоснованной, поскольку администрация МО "Онгудайский район" как собственник имущества МБОУ "Шашикманская СОШ" несет бремя финансовых расходов только в части проведения капитального и текущего ремонта, расходы на содержание здания школы отнесены к муниципальным полномочиям и осуществляются за счет местных бюджетов. Финансовое же обеспечение государственных гарантий на получение общедоступного и бесплатного основного общего образования осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ. Выполнение требований, перечисленных в иске, относится к работам по новому строительству и реконструкции объекта, а не к содержанию здания. Для того, чтобы исполнить решение суда, необходимо новое строительство санитарного узла, в связи с чем к участию в деле необходимо привлечь Министерство образования и науки Республики Алтай. Именно Министерство образования и науки Республики Алтай финансирует выполнение работ по капитальному ремонту спортивного зала, а орган местного самоуправлении обязан финансировать муниципальные учреждения за счет собственных доходов только согласно утвержденных и доведенных муниципальных заданий, в том числе только расходы на проведение текущего ремонта.
В возражениях на апелляционную жалобу руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай Щучинов Л.В. указывает на законность и обоснованность принятого судом решения, просит оставить его без изменения.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя Администрации МО "Онгудайский район" Чадину А.С., представителя Администрации МО "Онгудайский район" и МБОУ "Шашикманская средняя общеобразовательная школа" Иркитову Ч.К., поддержавших апелляционную жалобу и дополнения к апелляционной жалобе, представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай Гольбик Э.В., просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного решения по доводам жалобы по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной проверки МБОУ "Шашикманская средняя общеобразовательная школа", расположенном по адресу: Республика Алтай, Онгудайский район, с. Шашикман, ул. Победы, д. 14, составлен акт от "дата" N и вынесено предписание от "дата" N, согласно которым выявлены многочисленные нарушения обязательных требований законодательных и иных правовых актов Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей и санитарного законодательства, в том числе: в здании школы не оборудованы туалеты для мальчиков и девочек; в кабинетах начальных классов не оборудованы раковины для мытья рук с подводкой холодной и горячей воды через смесители; напряженность электромагнитного поля в кабинете информатики не соответствует гигиеническим требованиям; в кабинете информатики рабочие стулья обычной конструкции не заменены на рабочие стулья, оборудованные подъемно-поворотным механизмом, для поддержания рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ, позволяющие изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейноплечевой области и спины; на пищеблоке над приборами, являющимися источниками повышенного выделения тепла и влаги, не оборудована локальная вытяжная система вентиляции; столовая общеобразовательного учреждения не обеспечена достаточным количеством столовой и чайной посуды, из расчета не менее двух комплектов на одно посадочное место; ванны для мытья столовой посуды не оборудованы гибким шлангом с душевой насадкой для ополаскивания посуды в третьей секции. В связи с чем, вынесено указанное предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 1 августа 2015 года.
В отношении МБОУ "Шашикманская средняя общеобразовательная школа" был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, N от "дата", по результатам рассмотрения которого мировым судьей судебного участка Онгудайского района вынесено постановление от "дата" с назначением указанному юридическому лицу административного наказания за совершенное правонарушение в виде административного штрафа 10 000 рублей.
Согласно акту плановой выездной проверки N от "дата" МБОУ "Шашикманская средняя общеобразовательная школа" частично выполнены мероприятия, указанные в предписании N от "дата".
Из акта внеплановой выездной проверки от "дата" N следует, что МБОУ "Шашикманская средняя общеобразовательная школа" не выполнены четыре пункта предписания N от "дата", а именно, в здании школы не оборудованы туалеты для мальчиков и девочек; в кабинетах начальных классов не оборудованы раковины для мытья рук с подводкой холодной и горячей воды через смесители; не приведен в соответствии с гигиеническими требованиями уровень электромагнитных полей (ЭМП), создаваемых в кабинете информатики на ПЭВМ N 6, согласно протоколу лабораторных испытаний N от "дата" уровень напряженности ЭМП составил от 14 до 73 В/м при предельно допустимом уровне в 25 В/м; на пищеблоке над моечными раковинами для мытья кухонной и столовой посуды не оборудована локальная вытяжная система вентиляции.
С учетом установленных по делу обстоятельств, правильно применив положения ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п. 4.25, 4.27, 8.2 СанПин 2.4.2.2821-10, п. 3.6 СанПин 2.4.4.5.2409-08, суд обоснованно удовлетворил требования Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай об устранении нарушений санитарного законодательства.
Правомерно руководствуясь ст.ст. 9, 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст.ст. 15, 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 1.5 Устава МБОУ "Шашикманская средняя общеобразовательная школа", принимая во внимание то, что собственником имущества МБОУ "Шашикманская средняя общеобразовательная школа" является Муниципальное образование "Онгудайский район", суд верно возложил обязанность по устранению нарушений санитарного законодательства на МБОУ "Шашикманская общеобразовательная школа" и Администрацию муниципального образования "Онгудайский район", установив разумный срок для устранения выявленных нарушений.
Довод жалобы о том, что судом неверно применена статья 210 ГК РФ, является необоснованным, так как отношения по содержанию имущества, принадлежащего муниципальному образованию и закрепленного за муниципальным бюджетным образовательным учреждением на праве оперативного управления, основаны на положениях о праве собственности, а также обусловлены полномочиями органа местного самоуправления.
Как верно указано судом первой инстанции, реализуя полномочия по предоставлению общего и дошкольного образования, администрация муниципального района обязана создавать надлежащие финансовые условия выполнения образовательными учреждениями уставных задач, включая достаточное финансирование муниципальных учреждений в части содержания зданий, затрудняющей или делающей невозможным осуществление образовательного процесса.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что Министерство образования и науки Республики Алтай не является надлежащим ответчиком по делу.
Более того, довод ответчика о том, что Министерство образования и науки Республики Алтай финансирует выполнение работ по капитальному ремонту, не принимается во внимание судебной коллегией, так как согласно Распоряжению Правительства Республики Алтай от 18.10.2016 года N535-р "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Комфортная школа" на 2017-2023 годы" улучшение санитарно-технического обеспечения общеобразовательных организаций Республики Алтай, не оборудованных водопроводом, канализацией и теплыми туалетами, производится за счет средств муниципального бюджета. Приведение общеобразовательных организаций Республики Алтай в соответствие санитарно-гигиеническим нормам и стандартам производится посредством проведения капитального ремонта здания общеобразовательной организации Республики Алтай, приспособления помещений под санузлы, санитарно-гигиенические помещения, строительством пристроев к основному зданию, устройством наружных и внутренних инженерных систем.
Указание апеллянта на отсутствие денежных средств не является в данном случае основанием для освобождения от исполнения возложенных законом обязанностей, так как действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления по обеспечению соблюдения требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с наличием финансовой возможности.
Ссылка апеллянта на неисполнимость решения суда ввиду отсутствия технической возможности устранить выявленные нарушения несостоятельна и не может служить основанием для освобождения ответчика от решения тех вопросов, которые отнесены к его компетенции в силу закона.
Довод жалобы о том, что здание школы построено без проектной документации в 1968 году, в нем не предусмотрены помещения для туалетов, в связи с чем допускается их отсутствие, не является основанием для отмены решения суда, поскольку из содержания п. 1.3 СанПин 2.4.2.2821-10 следует, что его требования СанПин 2.4.2.2821-10 распространяются не только на проектируемые, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные учреждения, но и на действующие. Таким образом, требования СанПин 2.4.2.2821-10, касающиеся текущей эксплуатации зданий образовательных учреждений, носят обязательных характер независимо от времени возведения здания.
Доводы о том, что согласно Распоряжению Правительства Республики Алтай от 18.10.2016 года N535-р мероприятия по улучшению санитарно-технического обеспечения МБОУ "Шашикманская СОШ" намечены на 2019 год, в связи с чем финансирование будет осуществлено в 2019 году, а ремонт школы - в 2020 году, не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда, поскольку установленный судом срок для устранения нарушений санитарного законодательства является достаточным и разумным. При этом, судебная коллегия отмечает, что ответчики не лишены права обратиться в суд первой инстанции с заявлением об отсрочке исполнения решения суда в порядке, предусмотренном ст. 203 ГПК РФ.
По сути, изложенные в апелляционной жалобе доводы фактически выражают несогласие ответчика с выводами суда, однако по существу правильность их не опровергают, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Онгудайского районного суда Республики Алтай от 20 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к апелляционной жалобе представителя администрации МО "Онгудайский район" Чадиной А.С. - без удовлетворения.
Председательствующий судья - В.Б. Сарбашев
Судьи - Е.А. Кокшарова
А.О. Имансакипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.