Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Муртазина А.И.,
судей Мелихова А.В. и Садыковой Э.И.,
при секретаре судебного заседания Маметовой Л.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мелихова А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Зариповой А.К. - Шагиевой С.В. на решение Бавлинского городского суда Республики Татарстан от 12 октября 2016 года, которым постановлено:
иск удовлетворить частично.
Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Бавлы, Бавлинскому и Ютазинскому районам Республики Татарстан обязанность включить в специальный стаж работы Зариповой А.К. дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, период нахождения в отпуске по беременности и родам с 05 января 2000 года по 23 мая 2000 года с учетом льготного порядка исчисления как 01 (один) года равным 1 (один) году и 6 (шесть) месяцам.
В остальной части исковых требований Зариповой А.К. Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Бавлы, Бавлинскому и Ютазинскому районам Республики Татарстан отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Бавлы, Бавлинскому и Ютазинскому районам Республики Татарстан - Камаевой С.Г., просившей в удовлетворении жалобы отказать, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зарипова А.К. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Бавлы, Бавлинскому и Ютазинскому районам Республики Татарстан о признании незаконным решения об отказе включения периодов работы в специальный страховой стаж, возложении обязанности включить периоды работы в специальный страховой стаж в льготном исчислении.
В обоснование требований указала, что "дата" она подала заявление ответчику о назначении ей досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Решением пенсионного органа от "дата" ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием специального стажа продолжительностью 30 лет.
В специальный стаж не были включены: период нахождения в отпуске по беременности и родам с 05 января 2000 года по 23 мая 2000 года, период нахождения в отпуске по беременности и родам с 11 мая 2007 по 27 сентября 2007 года, период нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с 01 апреля 2003 года по 30 апреля 2003 года и с 10 мая 2010 года по 11 июня 2010 года, период нахождения в ежегодных и дополнительных отпусках с 2003 по 2007 года, период временной нетрудоспособности с 2003 по 2006 года, период работы с 21 октября 2002 года по 10 мая 2007 года, с 11 января 2010 года по 09 мая 2010 года, с 12 июня 2010 года по 30 июня 2010 года в качестве медицинской сестры операционной хирургического отделения в Бавлинской центральной больнице.
С данным решением истица не согласилась, полагала его необоснованным, в связи с чем, просила суд отменить решение ответчика и признать за ней право на досрочную пенсию, включив в ее специальный стаж в льготном исчислении из расчёта 1 год как год и 6 месяцев вышеуказанные периоды исходя из суммарного учета рабочего времени в календарном исчислении.
В судебном заседании представитель истицы исковые требования поддержала.
Представитель ответчика иск не признала.
Представитель третьего лица - Государственного автономного учреждения здравоохранения "Бавлинская центральная районная больница" решение оставила на усмотрение суда.
Суд исковые требования частично удовлетворил и принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Зариповой А.К. - Шагиева С.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, указывая, что материалами дела не подтверждается вывод суда о неполной занятости истицы.
Истица в суд апелляционной инстанции не явилась.
Представитель ответчика в суде апелляционной инстанции просил в удовлетворении жалобы отказать.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон N 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с положениями подпункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее закон "О страховых пенсиях"), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона (55 лет для женщин, 60 лет для мужчин), при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого застрахованные лица приобретают право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", представляет собой суммарную продолжительность периодов работы в определенных производствах, профессиях, должностях и учреждениях, на отдельных видах работ.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов согласно законодательству, действовавшему в период выполнения такой работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях"). Такие периоды могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Аналогичные положения содержались в статье 27 ранее действовавшего Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ.
Из материалов дела видно, что "дата" Зарипова А.К. подала заявление ответчику о назначении ей досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решением ответчика от "дата" за ... ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии. Мотивом отказа было отсутствие требуемого специального стажа.
В специальный стаж не были включены: период нахождения в отпуске по беременности и родам с 05 января 2000 года по 23 мая 2000 года, период нахождения в отпуске по беременности и родам с 11 мая 2007 по 27 сентября 2007 года, период нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с 01 апреля 2003 года по 30 апреля 2003 года и с 10 мая 2010 года по 11 июня 2010 года, период нахождения в ежегодных и дополнительных отпусках с 2003 по 2007 года, период временной нетрудоспособности с 2003 по 2006 года, период работы с 21 октября 2002 года по 10 мая 2007 года, с 11 января 2010 года по 09 мая 2010 года, с 12 июня 2010 года по 30 июня 2010 года в качестве медицинской сестры операционной хирургического отделения в Бавлинской центральной больнице.
В бесспорном порядке в льготный стаж зачтено 21 год 5 месяцев.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования истицы частично, суд первой инстанции обоснованно исходил из наличия для этого соответствующих правовых оснований.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.
Согласно статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Из трудовой книжки истицы видно, что в указанный период истица работала в должности операционной медицинской сестры в хирургическом отделении ГАУЗ "Бавлинская центральная районная больница".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения для учета соответствующей деятельности применяются:
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (Постановление N 1066), - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона " О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Постановление N 781).
В силу пункта 3 Правил и пункта 1 Перечня структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранений, клиник высших медицинских образовательных учреждений, медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых даёт право один год работы считать за один год и 6 месяцев, утверждённых Постановлением N 1066, время работы в должности операционной медицинской сестры хирургического отделения засчитывается в льготный стаж из расчёта один год за один год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 12 Федерального закона N 400-ФЗ, период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности засчитывается в страховой стаж.
Поскольку период нахождения в отпуске по беременности и родам относится к периоду временной нетрудоспособности, суд обосновано включил указанный период в специальный стаж истицы в кратном исчислении как один год за один год и 6 месяцев.
Таким образом, судом правомерно включен в специальный стаж истицы в кратном исчислении как один год за один год и 6 месяцев период её работы с 05 января 2000 года по 23 мая 2000 года (нахождение в отпуске по беременности и родам).
Решение суда первой инстанции в данной части не обжаловано.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил и пунктом 1 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утверждённых Постановлением N 781, исчисление стажа работы в таком порядке производится в том числе, операционным медицинским сёстрам отделений хирургического профиля.
В силу пункта 4 названных Правил, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 г., а в качестве главной медицинской сестры - независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.
Из справок, предоставленных работодателем истицы видно, что в период с 01 января 2002 года по 30 июня 2010 года истица осуществляла трудовую деятельность на 0,5 ставки и 0,75 ставки.
Таким образом, в силу вышеперечисленных норм решение пенсионного органа о не включении указанный периода в специальный стаж истице обоснованно признано судом первой инстанции соответствующим закону.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в предоставлении неверных сведений о занятости истицы (поскольку на работу на 0,75 ставки она не переводилась), произошло по вине работодателя, правового значения для разрешения настоящего спора не имеет, поскольку ГАУЗ "Бавлинская центральная районная больница" ответчиком по данному делу не является.
Судебная коллегия отмечает, что Зарипова А.К. не лишена возможности в судебном порядке оспорить действия работодателя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бавлинского городского суда Республики Татарстан от 12 октября 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Зариповой А.К. - Шагиевой С.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.