Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи А.И. Муртазина,
судей А.В. Мелихова и Э.И. Садыковой,
при секретаре судебного заседания Л.Р. Маметовой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Э.И. Садыковой гражданское дело по апелляционным жалобам А.В.Т. и ликвидационной комиссии Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан на решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 5 октября 2016 года, которым постановлено:
иск А.В.Т. к ликвидационной комиссии Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан и Министерству внутренних дел по Республике Татарстан о взыскании дополнительной компенсации в размере среднего заработка в связи с увольнением до истечения срока предупреждения и среднего заработка в связи с задержкой выдачи трудовой книжки удовлетворить частично.
Взыскать с Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан в лице ликвидационной комиссии в пользу А.В.Т. средний заработок в связи с увольнением до истечения срока предупреждения в размере 31878 (тридцати одной тысячи восьмисот семидесяти восьми) рублей 70 копеек.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения истца А.В.Т. в поддержку своей апелляционной жалобы, представителя ответчика Министерства внутренних дел по Республике Татарстан Л.Н.К. согласившейся с апелляционной жалобой Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан в лице ликвидационной комиссии, пояснения этих же лиц, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы другой стороны, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
А.В.Т. обратился в суд с иском к ликвидационной комиссии Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан (ликвидационной комиссии УФСКН по Республике Татарстан) и Министерству внутренних дел по Республике Татарстан (МВД по Республике Татарстан) о взыскании дополнительной компенсации в размере среднего заработка в связи с увольнением до истечения срока предупреждения и среднего заработка в связи с задержкой выдачи трудовой книжки.
В обоснование иска указал, что он проходил службу в УФСКН по Республике Татарстан с 2003 года. 12 апреля 2016 года истца письменно уведомили о предстоящем увольнении со службы на основании подпункта 6 пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, то есть в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции". Поскольку увольнение истца должно было быть произведено не ранее чем через два месяца со дня вручения уведомления, то есть 14 июня 2016 года, а истец дал свое согласие работодателю на увольнение с 31 мая 2016 года, за две недели до установленного законом срока, ему УФСКН по Республике Татарстан в соответствии со статьей 180 Трудового кодекса Российской Федерации должен быть выплачен средний заработок за 14 дней, оставшиеся до истечения срока предупреждения. Согласно расчету истца этот заработок составил 34559 рублей 84 копейки.
Кроме того, в день увольнения, то есть 31 мая 2016 года, истцу УФСКН по Республике Татарстан не была выдана трудовая книжка. Документ был получен им только 16 июня 2016 года после обращения к УФСКН по Республике Татарстан в письменной форме.
На основании изложенного истец просил суд взыскать с УФСКН по Республике Татарстан средний заработок за задержку выдачи трудовой книжки в размере 39496 рублей 96 копеек.
В судебном заседании истец иск поддержал; представители ответчиков иск не признали.
Суд иск удовлетворил частично в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. При этом в жалобе приводит те же доводы, что и в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, настаивает на своей правовой позиции по делу. Указывает, что вывод суда о том, что разовые премии не должны учитываться при расчете средней заработной платы, не основан на законе. Обращает внимание на то, что трудовая книжка им получена только 16 июня 2016 года после направления работодателю письма с просьбой о выдаче трудовой книжки. Работодателем созданы препятствия истцу к реализации гарантированного ему права на трудоустройство и материальное обеспечение, поскольку трудовая книжка является обязательным документом для представления работодателю при приме на работу. Кроме того, в резолютивной части решения в качестве соответчика не указано МВД Российской Федерации по Республики Татарстан.
В апелляционной жалобе ответчика ставится вопрос об отмене решения суда в части удовлетворения иска по мотиву его незаконности и необоснованности. При этом в жалобе приводятся те же доводы, что и в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции. Указывается, что оснований для выплаты истцу дополнительной компенсации в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, не имеется.
В возражениях ответчика ликвидационной комиссии УФСКН по Республике Татарстан на апелляционную жалобу истца указывается на несогласие с доводами жалобы, поскольку решение суда основано на нормах материального права, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции истец поддержал свою апелляционную жалобу по приведенным в ней доводам, просил решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска, представитель ответчика Министерства внутренних дел по Республике Татарстан согласился с апелляционной жалобой ликвидационной комиссии УФСКН по Республике Татарстан, просил решение суда оставить без изменения.
Эти же лица возражали против удовлетворения апелляционной жалобы другой стороны.
Представитель ответчика ликвидационной комиссии УФСКН по Республике Татарстан в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен, сведений об уважительности причин неявки не сообщил, в связи с чем судебной коллегией определено о рассмотрении дела без его участия.
Проверив законность, обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании пунктов 1, 4 части первой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменении решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу пункта 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.
В соответствии с частью 2 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" в целях совершенствования государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков упразднена.
Согласно пункту 2 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года N 156 Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции, полномочия и штатная численность упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года N 156 установлено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является правопреемником упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании приказа начальника УФСКН по Республике Татарстан от 31 мая 2016 года N "данные изъяты" истец был уволен со службы в органах наркоконтроля в связи с проведением организационно-штатных мероприятий и исключен из списков сотрудников службы с той же даты на основании подпункта 6 пункта 142 Положения. При увольнении ему были выплачены единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания, денежная компенсация за неиспользованный отпуск в 2015 году в количестве 20 суток и в 2016 году в количестве 35 суток, материальная помощь в размере одного оклада денежного содержания.
Согласно акту на листе дела 14 истец был предупрежден об увольнении в связи с проведением организационно-штатных мероприятий 12 апреля 2016 года. Следовательно, его увольнение в соответствии с требованиями действующего законодательства должно было быть произведено 14 июня 2016 года, поскольку 12 и 13 июня 2016 года являлись выходными днями. Истец дал работодателю согласие на его увольнение за две недели до истечения установленного законом срока, то есть с 31 мая 2016 года, что не оспаривалось ликвидационной комиссией УФСКН по Республике Татарстан.
Полагая, что ему произведены вышеуказанные выплаты не в полном объеме, истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном взыскании денежной компенсации за несвоевременно выплаченные при увольнении расчетные суммы и отсутствии оснований для взыскания среднего заработка в связи с задержкой выдачи трудовой книжки.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о частичном взыскании денежной компенсации за несвоевременно выплаченные при увольнении расчетные суммы, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном расчете среднего заработка отклоняются судебной коллегией за несостоятельностью.
Денежное довольствие начисляется в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-Ф3 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и состоит из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат (ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет); ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы; ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей; поощрительные выплаты за особые достижения в службе; надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время; коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года N 922 (далее - Положение) для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся:
а) заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время;
б) заработная плата, начисленная работнику за выполненную работу по сдельным расценкам;
в) заработная плата, начисленная работнику за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение;
г) заработная плата, выданная в неденежной форме;
д) денежное вознаграждение (денежное содержание), начисленное за отработанное время лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления, членам избирательных комиссий, действующих на постоянной основе;
е) денежное содержание, начисленное муниципальным служащим за отработанное время;
ж) начисленные в редакциях средств массовой информации и организациях искусства гонорар работников, состоящих в списочном составе этих редакций и организаций, и (или) оплата их труда, осуществляемая по ставкам (расценкам) авторского (постановочного) вознаграждения;
з) заработная плата, начисленная преподавателям профессиональных образовательных организаций за часы преподавательской работы сверх установленной и (или) уменьшенной годовой учебной нагрузки за текущий учебный год, независимо от времени начисления;
и) заработная плата, окончательно рассчитанная по завершении предшествующего событию календарного года, обусловленная системой оплаты труда, независимо от времени начисления;
к) надбавки и доплаты к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, выслугу лет (стаж работы), знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, руководство бригадой и другие;
л) выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы;
м) вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций;
н) премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда;
о) другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.
Согласно пункту 3 Положения для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие).
В соответствии с пунктом 4 Положения расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
Согласно пункту 15 Положения при определении среднего заработка премии и вознаграждения учитываются в следующем порядке:
ежемесячные премии и вознаграждения - фактически начисленные в расчетном периоде, но не более одной выплаты за каждый показатель за каждый месяц расчетного периода;
премии и вознаграждения за период работы, превышающий один месяц, - фактически начисленные в расчетном периоде за каждый показатель, если продолжительность периода, за который они начислены, не превышает продолжительности расчетного периода, и в размере месячной части за каждый месяц расчетного периода, если продолжительность периода, за который они начислены, превышает продолжительность расчетного периода;
вознаграждение по итогам работы за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), иные вознаграждения по итогам работы за год, начисленные за предшествующий событию календарный год, - независимо от времени начисления вознаграждения.
В случае если время, приходящееся на расчетный период, отработано не полностью или из него исключалось время в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, премии и вознаграждения учитываются при определении среднего заработка пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде, за исключением премий, начисленных за фактически отработанное время в расчетном периоде (ежемесячные, ежеквартальные и др.).
Если работник проработал неполный рабочий период, за который начисляются премии и вознаграждения, и они были начислены пропорционально отработанному времени, они учитываются при определении среднего заработка исходя из фактически начисленных сумм в порядке, установленном настоящим пунктом.
Средний заработок истца исчислен ответчиком в соответствии со статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации и Положением, среднедневной заработок составляет 2 277,05 руб. Разовые премии системой оплаты труда у ответчика не предусмотрены, в связи с чем они не могут учитываться для расчета средней заработной платы.
Согласно представленным в материалы дела документам, заработок истца за период с 1 июня 2015 года по 31 мая 2016 года для исчисления среднего заработка для выплаты дополнительной компенсации составил 833400,00 руб. с учетом всех выплат, предусмотренных вышеуказанным Положением, в связи с чем средний дневной заработок составляет 2 277,05 руб. Судебная коллегия соглашается с расчетом суда первой инстанции, принявшим расчет ответчика ликвидационной комиссии УФСКН по Республике Татарстан, как верный.
Вместе с тем, доводы апелляционной жалобы истца о незаконности отказа во взыскании с ответчика ликвидационной комиссии УФСКН по Республике Татарстан среднего заработка за задержку выдачи трудовой книжки считает заслуживающим внимания.
Отказывая в удовлетворении исковых требований А.В.Т. о взыскании среднего заработка за время задержки выдачи ему трудовой книжки, суд указал, что факт выдачи истцу трудовой книжки 16 июня 2016 года не оспорен ответчиком, истцом не предприняты попытки трудоустройства, доказательств невозможности трудоустройства в связи с отсутствием трудовой книжки истцом не представлен, истец не обращался к ответчику с заявлением о выдаче трудовой книжки, письменного согласия на отправление по почте трудовой книжки он не давал, а также по делу не установлен факт умышленной задержки выдачи ответчиком трудовой книжки.
Указанный вывод суда нельзя признать законным.
В соответствии с частями 4, 6 статьи 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса. В случае, когда в день прекращения трудового договора выдать трудовую книжку работнику невозможно в связи с его отсутствием либо отказом от ее получения, работодатель обязан направить работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте. Со дня направления указанного уведомления работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки. Работодатель также не несет ответственности за задержку выдачи трудовой книжки в случаях несовпадения последнего дня работы с днем оформления прекращения трудовых отношений при увольнении работника по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 6 части первой статьи 81 или пунктом 4 части первой статьи 83 настоящего Кодекса, и при увольнении женщины, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности или до окончания отпуска по беременности и родам в соответствии с частью второй статьи 261 настоящего Кодекса. По письменному обращению работника, не получившего трудовую книжку после увольнения, работодатель обязан выдать ее не позднее трех рабочих дней со дня обращения работника.
Таким образом, исходя из положений части 6 статьи 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации, в данном случае надлежащим доказательством уведомления А.В.Т. о необходимости явиться за трудовой книжкой могло служить лишь письменное уведомление направления истцу такого уведомления.
Однако суд, в нарушение приведенных выше норм материального права, не учел, что каких-либо доказательств, с достоверностью указывающих на исполнение вышеизложенных положений закона о своевременном вручении работодателем истцу трудовой книжки в день увольнения либо направлении уведомления о необходимости явиться за трудовой книжкой, или дачи согласия на отправление трудовой книжки по почте в случае невозможности ее вручения истцу либо отказа от ее получения при увольнении ответчиком, кроме устных пояснений, представлено не было.
Согласно положениям статьи 234 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки, внесения в трудовую книжку неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника.
В обоснование своих требований о взыскании среднего заработка, не полученного в результате задержки выдачи трудовой книжки в период с 1 июня 2016 года по 15 июня 2016 года, истец ссылался на то, что в нарушение положений статьи 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации в день увольнения работодатель не выдал ему трудовую книжку, она была выдана ему лишь после истребования по письменному заявлению от 16 июня 2016 года, что не оспаривалось представителем ответчика ликвидационной комиссии УФСКН по Республике Татарстан.
В связи с изложенным вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований о взыскании неполученного истцом заработка за задержку трудовой книжки за вышеуказанный период нельзя признать соответствующим вышеизложенным нормам законодательства и обстоятельствам, установленным по делу.
В соответствии с пунктом 1 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года N 922, настоящее Положение устанавливает особенности порядка исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для всех случаев определения ее размера, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Исходя из установленного судом первой инстанции среднего заработка истца в день 2277,50 руб. и 15 дней периода задержки выдачи трудовой книжки с 1 по 15 июня 2016 года в пользу А.В.Т. с ответчика ликвидационной комиссии УФСКН по Республике Татарстан подлежит взысканию средний заработок в размере 34155,75 руб.
В целях исправления допущенной судом первой инстанции ошибки решение суда в части отказа во взыскании среднего заработка за задержку выдачи трудовой книжки подлежит отмене с принятием нового решения о частичном удовлетворении данного требования.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329, пунктами 1, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 5 октября 2016 года по данному делу отменить в части отказа во взыскании среднего заработка за задержку выдачи трудовой книжки, принять в этой части новое решение о частичном удовлетворении иска.
Взыскать с Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан в лице ликвидационной комиссии в пользу А.В.Т. средний заработок за задержку выдачи трудовой книжки в размере 34155 рублей 75 копеек.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.