Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи А.И. Муртазина,
судей А.В. Мелихова и Э.И. Садыковой,
при секретаре судебного заседания Л.Р. Маметовой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Э.И. Садыковой гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан на решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 16 сентября 2016 года, которым в удовлетворении иска Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан (Татарстан)" о признании незаконной индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида и понуждении провести переосвидетельствование ребенка-инвалида с составлением новой программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида отказано.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя истца Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан Л.Л.М. в поддержку апелляционной жалобы, пояснения представителей Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан (Татарстан)" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации И.Р.С. и Е.Е.Г. и третьего лица Г.А.Ф., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (ГУ РО ФСС России по Республике Татарстан) обратилось в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (ФКУ "ГБ МСЭ России по Республике Татарстан) о признании незаконной индивидуальной программы (ИПР) реабилитации ребенка-инвалида и понуждении провести переосвидетельствование ребенка-инвалида с составлением новой программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида.
В обоснование иска указано, что с 1 января 2016 года ГУ РО ФСС России по Республике Татарстан приняло на себя осуществление полномочий в части предоставления мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан, в частности, по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации. 1 февраля 2016 года, 27 апреля 2016 года Г.А.Ф. в интересах ребенка-инвалида ФИО1 обратилась в филиал N "данные изъяты" ГУ РО ФСС России по Республике Татарстан с заявлениями об обеспечении техническими средствами реабилитации. Согласно индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида от 2 сентября 2015 года N "данные изъяты", разработанной ФКУ "ГБ МСЭ России по Республике Татарстан" - бюро N "данные изъяты", ФИО1 нуждается в следующих видах технических средств реабилитации: "данные изъяты"
Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определен Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240.
В соответствии с пунктом 2 Правил обеспечение инвалидов (детей-инвалидов) техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Закупка технических средств реабилитации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Обеспечение производится в рамках государственных контрактов, заключаемых по результатам открытых аукционов (конкурсов) в электронной форме с организациями-победителями указанных аукционов (конкурсов). В соответствии со статьей 33 данного закона в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В данном случае осуществление закупки "данные изъяты" с указанием характеристик, рекомендованных бюро N "данные изъяты" ФГУ "ГБ МСЭ России по Республике Татарстан" в ИПР ребенка-инвалида ФИО1, является невыполнимой, поскольку указанным в ИПР характеристикам не соответствует в полной мере ни одна из предлагаемых поставщиками "данные изъяты".
Таким образом, необоснованное указание в ИПР ребенка-инвалида ФИО1 расширенных функциональных характеристик "данные изъяты" нарушает положения антимонопольного законодательства, не соответствует ни одной модели "данные изъяты", препятствует проведению открытого аукциона (конкурса) и обеспечению ребенка-инвалида техническими средствами реабилитации.
В ГУ РО ФСС России по Республике Татарстан на 1 августа 2016 года состоят на учете на получение "данные изъяты" 305 детей-инвалидов, из них - 41 ребенок - на "данные изъяты"; на получение "данные изъяты" - 600 детей-инвалидов, из них - 44 ребенка - на "данные изъяты". Таким образом, при отсутствии изменений в медицинских показаниях и противопоказаниях бюро N "данные изъяты" ФГУ "ГБ МСЭ России по Республике Татарстан необоснованно внесло в новую ИПР расширенные функциональные характеристики "данные изъяты" только отдельным гражданам - получателям набора социальных услуг.
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления технических средств реабилитации имеют в равной степени все указанные в статье 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" категории граждан.
Следовательно, такая закупка "данные изъяты" для детей-инвалидов в соответствии с рекомендациями бюро медико-социальной экспертизы будет нарушать конституционные принципы справедливости и равенства, а также требования части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, а поскольку лимиты бюджетных ассигнований на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации на 2016 год утверждены, то большая часть детей-инвалидов, состоящих на учете, останется необеспеченными техническими средствами реабилитации.
На основании изложенного истец просил суд признать незаконной ИПР ребенка-инвалида ФИО1 от "дата" N ... (к акту освидетельствования N "данные изъяты" от "дата"), выданной бюро N "данные изъяты""; провести переосвидетельствование ребенка-инвалида Г.А.Ф. - ФИО1, по результатам которого составить новую индивидуальную программу реабилитации и абилитации ребенка-инвалида.
В судебном заседании представители истца иск поддержали; представители ответчиков, третье лицо иск не признали.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе истца ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. При этом в жалобе приводятся те же доводы, что и в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции. Указывается, что решение принято с нарушением норм материального и процессуального права, неправильным толкованием норм права и нарушает права и законные интересы ГУ РО ФСС России по Республике Татарстан. Обязательные для ГУ РО ФСС России по Республике Татарстан рекомендации бюро медико-социальной экспертизы по обеспечению ребенка-инвалида ФИО1 "данные изъяты", имеющими технические параметры в соответствии с ИПР, являются заведомо невыполнимыми, а следовательно, незаконными. Обращается внимание на то, что в ИПР ребенка-инвалида должны быть указаны только те характеристики "данные изъяты", которые обусловлены заболеванием ребенка-инвалида, связанным с нарушением функций передвижения, а также медицинскими показаниями и направлены на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей ребенка-инвалида к выполнению определенных видов деятельности, отсутствие которых неблагоприятно влияет на здоровье ребенка-инвалида, ограничивает способность к самострельному передвижению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал апелляционную жалобу по приведенным в ней доводам, просил решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска.
Представитель ответчика и третьего лица возражали против удовлетворения апелляционной жалобы и просили решение суда оставить без изменения.
Проверив законность, обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" медико-социальная экспертиза - признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В силу статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются:
1) установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
2) разработка индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов;
3) изучение уровня и причин инвалидности населения;
4) участие в разработке комплексных программ реабилитации, абилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;
5) определение степени утраты профессиональной трудоспособности;
6) определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего;
7) выдача заключения о нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) в случаях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно статье 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Статьей 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов являются, в том числе специальные средства для передвижения (кресла-коляски). Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.
Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 2 сентября 2015 года ФИО1, "дата" года рождения, был освидетельствован бюро N "данные изъяты" ФКУ "ГБ МСЭ России по Республике Татарстан" и ему выдана ИПР.
Данной ИПР предусмотрены, в том числе, следующие виды технических средств реабилитации: "данные изъяты"
1 февраля 2016 года и 27 апреля 2016 года Г.А.Ф. как законный представитель ФИО1 обратилась в ГУ РО ФСС России по Республике Татарстан с заявлениями об обеспечении ребенка-инвалида "данные изъяты", указывая о предпочтении "данные изъяты".
Суд, разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что ИПР ребенка-инвалида ФИО1 разработана в соответствии с положениями Приказа Минтруда России N 998н от 9 декабря 2014 года, согласно которому в ИПР должны быть указаны параметры технического средства реабилитации, в том числе и "данные изъяты". Указанные в ИПР параметры четко соответствуют данному нормативно-правовому акту, ИПР разработана уполномоченным органом в соответствии с медицинскими показаниями ребенка-инвалида, обстоятельства невозможности осуществления закупки "данные изъяты" в соответствии с параметрами, указанными в ИПР ребенка-инвалида, не свидетельствуют о незаконности ИПР.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами.
В соответствии с Приказом Минтруда России от 9 декабря 2014 года N 998н "Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации" вид технического средства реабилитации подбирается инвалиду индивидуально, исходя из нарушений функций организма, не ниже установленных настоящим приказом, с учетом условий использования технического средства реабилитации в целях компенсации или устранения имеющихся у него стойких ограничений жизнедеятельности.
Медицинские противопоказания для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации являются основанием для подбора иного показанного технического средства реабилитации.
При внесении в индивидуальную программу реабилитации инвалида рекомендаций о нуждаемости в кресле-коляске специалистами учреждений медико-социальной экспертизы также указываются виды спинки (съемная, регулируемая по высоте и горизонтали, с регулируемым углом наклона, откидная), сидения (съемное, регулируемое по высоте и по горизонтали, с регулируемым углом наклона, для больного кокситом, складное, пружинное), подлокотника (зафиксированный, опускающийся, вращающийся, откидывающийся, регулирующийся по высоте), подножки (съемная, вращающаяся, регулирующаяся по высоте, с регулируемым углом наклона, с регулируемой опорой стопы, с откидной опорой стопы) и приспособлений (удлинитель спинки, подголовник, боковые упоры для головы, боковые упоры для тела, подушка на сиденье, подушка на спинку, поясничный валик, валик для сохранения зазора между ногами, подставка под икры, регулируемая по глубине подставка под икры, держатели для ног, задники-держатели, предохранительный пояс, приставной столик), а также ширина, глубина, высота сидения, высота спинки, высота подлокотника и предназначение (детское, взрослое).
При внесении в индивидуальную программу реабилитации инвалида рекомендаций о нуждаемости в кресле-коляске специалистами учреждений медико-социальной экспертизы также указывается тип управления (с ручным приводом от обода колеса, с рычажным приводом, с электроприводом, активного типа).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями", которым утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, в соответствии с пунктами 2, 4, 5 которых обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - программа реабилитации).
Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организации, в которые выдано направление).
Пунктом 15 указанных Правил предусмотрено, что в случае, если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану), то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно установилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Состязательность предполагает возложение бремени доказывания на сами стороны и снятие по общему правилу с суда обязанности по сбору доказательств. Каждая сторона доказывает те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Истцом вопреки требованиям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции доказательств, подтверждающих свои доводы по данному гражданскому делу, а также не представлено доказательств о нарушении ответчиком процедуры выдачи ИПР ребенку-инвалиду ФИО1.
По существу доводы жалобы направлены на иную оценку представленных по делу доказательств и установленных обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Иных правовых доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения и, соответственно, явиться основаниями к его отмене, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем оснований для ее удовлетворения не имеется.
Выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, нормы материального и процессуального права к спорным правоотношениям применены верно, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328 (пункт 1) и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 16 сентября 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.