Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Муртазина А.И.
судей Мелихова А.В. и Садыковой Э.И.,
при секретаре судебного заседания Маметовой Л.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мелихова А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Балтасинском районе Республики Татарстан на решение Балтасинского районного суда Республики Татарстан от 07 октября 2016 года, которым постановлено:
включить в специальный стаж Кадыровой Ф.В., "дата", периоды работы с 15 мая 1996 года по 17 января 2004 года в качестве медсестры здравпункта ОАО "Балтасиагрохимсервис"; с 17 января 2004 года по 01 апреля 2011 года в качестве фельдшера здравпункта ООО "Сельхозхимия"; с 01 апреля 2011 года по 18 февраля 2016 года в качестве медсестры здравпункта ОАО "Балтасиагрохимсервис" в льготном порядке из расчета один год за один год три месяца и назначить ей с "дата" досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением ею не менее 30 лет лечебной деятельности.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика Мухаметзянова Ф.Ф., в поддержку доводов апелляционной жалобы, истицы Кадыровой Ф.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кадырова Ф.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Балтасинском районе Республики Татарстан о признании права на досрочную пенсию.
В обоснование требований указала, что "дата" она подала ответчику заявление о назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решением ответчика от "дата" ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии связи с отсутствием требуемого специального стажа 30 лет.
В специальный стаж истицы не были включены периоды её работы с 15 мая 1996 года по 17 января 2004 года в должности (медсестры) фельдшера здравпункта ОАО "Балтагрохимсервис", с 17 января 2004 года по 01 апреля 2011 года в должности фельдшера здравпункта ООО "Сельхозхимия", с 01 апреля 2011 года по03 апреля 2016 года в должности медицинской сестры здравпункта ОАО "Балтасиагрохимсервис", с 03 апреля 2016 года по 18 февраля 2016 года в качестве медицинской сестры здравпункта ООО "Балтасиагрохимсервис".
С данным решением истица не согласна, полагает, что в спорные периоды она занималась лечебной деятельностью полный рабочий день. Здравпункты являлись структурными подразделениями организаций, в которых она работала. С учётом уточнения исковых требований истица просила включить в специальный стаж спорные периоды зачтя их как 1 год за один год и три месяца.
В судебном заседании истица исковые требования поддержала.
Представитель ответчика иск не признал, пояснив, что доказательств полной занятости истицы в спорные периоды не имеется.
Суд исковые требования удовлетворил и вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ответчик, выражая несогласие с принятым судом решением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. При этом указывает, что должность, в которой работала истица в спорные периоды в список профессий и должностей, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии, не входит.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика доводы жалобы поддержал, пояснив, что, по мнению пенсионного органа, спорные периоды не подлежали включению в льготный стаж ни в календарном, ни в кратном исчислении.
Истица в судебном заседании суда апелляционной инстанции просила решение суда оставить без изменения, полагая доводы апелляционной жалобы необоснованными.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Части 3 и 4 статьи 30 вышеуказанного закона, указывают, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Постановление N 781)
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.
Право на льготное исчисление специального стажа из расчета 1 год работы за один год и 3 месяцев работникам здравоохранения в сельской местности было предоставлено Правилами, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464. При этом реализация данного права не была поставлена в зависимость от наименования должности и формы собственности. Определяющим являлось осуществление медицинской деятельности именно в сельской местности.
Указанный порядок льготного исчисления специального стажа для указанной категории медицинских работников в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 применялся до 01 ноября 1999 года.
После 01 ноября 1999 года законодатель также предусмотрел возможность льготного исчисления стажа медицинских работников, указав вначале в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066, а затем в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Постановление N 781).
Из материалов дела видно, что "дата" истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с лечебной деятельностью. Решением ответчика ... от "дата" в назначении пенсии истице было отказано из-за отсутствия необходимого для назначения пенсии 30-летнего специального стажа, в который зачтено 07 лет 02 месяца 27 дней.
Обжалуемые периоды указанным решением в льготный стаж не включены.
Из трудовой книжки истицы видно, что 01 августа 1986 года она была принята на должность медсестры во вторую инфекционную больницу города Казани, 15 августа 1990 года уволена согласно служебного перевода в 22-ую городскую больницу города Казани, 25 сентября 1996 года уволена в порядке служебного перевода АООТ "Агрохимсервис", 26 сентября 1996 года принята медсестрой (фельдшером) в АООТ "Агрохимсервис" (переименованное в дальнейшем в ОАО "Балтасиагрохимсервис", ООО "Балтасиагрохимсервис"), 17 января 2004 года принята переводом в порядке перевод ООО "Сельхозхимия" на должность фельдшера, 01 апреля 2011 года принята переводом в ОАО "Балтасиагрохимсервис" на должность медицинской сестры здравпункта.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд сослался на приведенные выше нормы права и сделал вывод о том, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку спорные периоды приходятся на периоды работы Кадыровой Ф.В. в медицинских должностях, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение по старости в связи с медицинской деятельностью.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
Пунктом 6 Правил, утвержденных Постановлением N 781, предусмотрено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном данными Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
В разделе наименование должностей указанного постановления предусмотрены должности "фельдшер" и "медицинская сестра".
Пунктом 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Пунктом 19 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке (пункт 5 названных выше Правил). Вместе с тем в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 названных Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
Из материалов дела видно, что трудовая деятельность истицы проходила как в сельской местности, так и в городе.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что трудовая деятельность истицы в спорные периоды не проходила в структурных подразделениях организаций, перечисленных в Постановлении N 781, не могут являться основанием для отмены решения суда в силу следующего.
Из приказа по производственному объединению "Балтасиагропромхимия" видно, что 03 октября 1992 года в данном объединении был создан здравпункт (л.д. 24). Здравпункты также создавались в ООО "Сельхозхимия", ОАО "Балтасиагрохимсервис" (л.д. 25). Указанным юридическим лицам выдавались лицензии на осуществление медицинской деятельности. Здравпункт был выделен в качестве структурного подразделения в штатном расписании. Само по себе указание здравпункта в штатном расписании в категории "прочие", равно как и указание в лицевых счетах должности истицы как "медработник", не свидетельствует о том, что истица в спорные периоды не осуществляла медицинскую деятельность.
Согласно справке ООО "Балтасиагрохимсервис" ... от "дата" истец с 15 мая 1996 года по настоящее время работает в указанной организации медсестрой здравпункта, являющегося структурным подразделением организации, в течение полного рабочего времени.
Из должностной инструкции фельдшера (медсестры) ООО "Сельхозхимия" установлено, что на должность фельдшера (медсестры) назначается лицо, имеющее среднее медицинское образование по специальности "лечебное дело", и имеющее сертификат и квалификационную категорию. Фельдшер обязан оказывать неотложную доврачебную помощь, вводить лекарственные препараты, осуществлять все этапы сестринского процесса при уходе за пациентами, своевременно выполнять профилактические и лечебно-диагностические процедуры, назначенные врачом.
Наличие у истицы необходимого образования подтверждается соответствующим дипломом (л.д. 17)
С учетом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным, и оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Балтасинского районного суда Республики Татарстан от 07 октября 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балтасинском районе Республики Татарстан Сафиной А.С. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.