Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Г.А.Сахиповой,
судей А.Г.Габидуллиной, А.Р.Гаянова,
при секретаре судебного заседания Л.Р.Маметовой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А.Сахиповой гражданское дело по апелляционной жалобе П.Б.Полевова на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 21 октября 2016 года, которым оставлен без удовлетворения его иск к Фонду социального страхования, Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (в лице филиала N 11) об обязании выполнить условия индивидуальной программы реабилитации инвалида, взыскании компенсации морального вреда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
П.Б.Полевов обратился в суд иском к Фонду социального страхования, Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (в лице филиала N 11) о возложении обязанности выполнить условия индивидуальной программы реабилитации инвалида и взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование требований указывается, что он является инвалидом 2 группы и согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида должен обеспечиваться техническими средствами реабилитации. Однако, с 2016 года ответчик исполняет указанные обязанности ненадлежащим образом, предоставляет технические средства реабилитации не в полном объеме. Это причиняет ему значительные нравственные страдания, которые заключаются в физической боли и дискомфорте.
В связи с этим истец, увеличив требования, просил суд обязать ответчика выполнять условия индивидуальной программы реабилитации инвалидов от 2013 года надлежащим образом, обязать ответчика допоставить средства реабилитации за 1 квартал 2016 года, а именно: пеленки 60х90 в количестве 144 штуки, калоприемники недренируемые в количестве 144 штуки, герметик в количестве 1 тюбика, очиститель кожи в количестве 1 тюбика, абсорбирующий порошок в количестве 1 тюбика, защитную пленку в количестве 1 тюбика, взыскать компенсацию морального вреда в сумме 1000000 рублей.
Определением суда от 14 сентября 2016 года по делу в качестве соответчика привлечено Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (в лице филиала N 11).
В судебном заседании представитель Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (в лице филиала N 11) исковые требования не признала.
Судом вынесено решение об отказе.
В апелляционной жалобе П.Б.Полевова ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, основанного только на утверждениях представителя ответчика. Указано, что суд необоснованно не принял во внимание его показания о том, что у него минимальная пенсия, в связи с чем, не в состоянии приобретать за свой счет необходимые ему по состоянию здоровья средства реабилитации, после случившегося в 2014 году пожара большинство денежных средств уходит на восстановление хозяйства. Технических средств, которые указаны в индивидуальной программе реабилитации, в продаже нет, стоимость в розничной продаже намного дороже.
Лица в судебное заседание не явились, о явке извещены по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно статье 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181- "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
В силу статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.
Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.
Положениями ст. 11.1 данного закона установлено, что финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования.
Из материалов дела следует, что П.Б.Полевов является инвалидом второй группы бессрочно, ему разработана индивидуальная программа реабилитации N 279 от 12 февраля 2013 года, в соответствии с которой он подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации - впитывающими простынями (пеленками), размером не менее 60х90 см. 60 шт. в мес., однокомпонентным недренируемым калоприемником: 60 шт. в мес., защитной пленкой во флаконе 1 шт. в мес., пастой-герметиком для защиты и выравнивания кожи вокруг стомы в тубе, 1 шт. в мес., пудрой (порошком) абсорбирующей в тубе, 1 шт. в мес. очистителем для кожи во флаконе 1 шт. в мес.
По индивидуальной программе реабилитации инвалида N 134.41.16/2016 от 02 февраля 2016 года П.Б.Полевову полагаются технические средства реабилитации: паста-герметик для защиты и выравнивания кожи вокруг стомы в тубе, не менее 60 г.: 1 шт.; пояс для калоприемников и уроприемников: 1 шт не менее 2 мес.; однокомпонентный недренируемый калоприемник со встроенной плоской пластиной: 62 шт в месяц; защитная пленка во флаконе, не менее 50 мл. 1 шт.; пудра (порошок) абсорбирующая в тубе, не менее 25 г. 1 шт; очиститель для кожи во флаконе, не менее 180 мл: 1 шт.
Из дела усматривается, что 14 марта 2016 года между Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан и обществом с ограниченной ответственностью "Транснациональная фармацевтическая компания" заключен Государственный контакт N 2016.8551/37 от 14.03.2016 года по поставку в 2016 году абсорбирующего белья для обеспечения инвалидов и отдельных категорий граждан (л.д.73-95).
12 апреля 2016 года между Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан и обществом с ограниченной ответственностью "Транснациональная фармацевтическая компания" заключен Государственный контакт N 2016.12378/16 от 12.04.2016 года по поставку технических средств реабилитации - специальных средств при нарушении функций выделения (моче- и калоприемников) для обеспечения инвалидов в первом полугодии 2016 года.
Во исполнение указанных контрактов П.Б.Полевов был обеспечен следующими техническими средствами:
1) впитывающие простыни (пеленки) размером не менее 60x90 см (впитываемостью от 1200 до 1900 мл) в количестве 218 шт. за период с 14.03.2016 г. по 30.06.2016г.;
2) однокомпонентные недренируемые калоприемники со встроенной плоской пластиной Alterna в количестве 158 шт. за период с 12 апреля 2016-30.06.2016 г.) по 2 шт. 79 дней);
3) защитная пленка во флаконе КонваТекНилтакСилессспрей в количестве 3 шт.
4) паста-герметик для защиты и выравнивания кожи вокруг стомы "Стомагезив" в тубе в количестве 3 шт.;
5) порошок абсорбирующий "Стомагезив" в количестве 3 шт.;
6) очиститель для кожи во флаконе Comfeel в количестве 3 шт.;
7) однокомпонентный недренируемый калоприемник со встроенной плоской пластиной Alterna, в количестве 184 шт.;
8) порошок абсорбирующий "Стомагезив", в количестве 3 шт.;
9) очиститель для кожи во флаконе Comfeel, в количестве 3 шт.;
10) паста-герметик для защиты и выравнивания кожи вокруг стомы "Стомагезив" в тубе, в количестве 3 шт.
Разрешая спор, суд пришел к верному выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку истец не мог быть обеспечен техническими средствами реабилитации по причине отсутствия государственных контрактов, для заключения которых требовалось определенное время.
В данном случае следует учесть, что существует определенный порядок выдачи инвалидам технических средств реабилитации, в соответствии с которым Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, как структурное подразделение Фонда социального страхования РФ, выполняет агентские функции по поручению государства, а именно - в пределах ассигнований федерального бюджета обеспечивает граждан льготных категорий техническими средствами реабилитации. В обязанности регионального отделения Фонда входит формирование заявки на финансирование, исходя из потребностей инвалидов в технических средствах реабилитации, получение выделенных денег и закупка самих средств реабилитации через конкурсные процедуры в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года N 44-ФЗ. Указанная заявка формируется автоматически в электронном виде соответствующей подсистемой.
Каких-либо данных о том, что ФСС нарушен указанный порядок, материалы дела не содержат.
В соответствии с ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду, либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги.
Таким образом, анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что если инвалид не был обеспечен техническими средствами реабилитации, он имеет право на получение компенсации. Требование о предоставлении средств реабилитации за 2013 год и допоставке средств реабилитации за 1 и 2 кварталы 2016 года, которыми инвалид не был обеспечен в прошлом, не является надлежащим способом защиты права, так как указанные средства не могут быть использованы по назначению в прошлом.
Действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации за прошлый период ввиду невозможности их одновременного использования в случае получения этих средств реабилитации за текущий и прошлый период.
Поскольку истцом заявлены требования именно о понуждении представить технические средства реабилитации в определенном количестве за прошлое время, а требований о возмещении убытков (взыскании затрат) не заявлено, то оснований для удовлетворения иска не имелось.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, поскольку оно не противоречит имеющимся по делу доказательствам и соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 21 октября 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу П.Б.Полевова - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.